Философия «русского зарубежья»

1. Основными направлениями русской философии конца XIX – XX вв. были:

- философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

- естественно-научная философия;

- советская философия;

- философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

- сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);

- обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.

2. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов XX в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие. С.Н. Булгаков (1871 – 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экуменическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении.

В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.

В религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.

Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 – дата смерти спорна – 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно.

Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.

Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.

3. Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э Циолковский, А.Л. Чижевский.

В.И. Вернадский (1863 – 1945) – крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.

К.Э. Циолковский (1857 – 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем – оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.

Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь – неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.

Н.В. Бугаев (1837 – 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц – монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, «воспоминания прошлого». Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

А.Л. Чижевский (1897 – 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции.

Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.

4. Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

Основными направлениями естественно-научной философии были:

– материалистическое;

– социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук – биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

5. Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

- 1917 – 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

- 30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

- 50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельности советской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х – 80-х гг., можно отнести следующие:

- проблема ценностей;

- проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»;

- проблема гносеологии;

- проблема сознания;

- проблема идеальности;

- проблема культуры;

- проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

- Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

- А. Богданов (теория систем – «тектология»);

- А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

- А.М. Деборин (творческое понимание материализма);

- Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

- М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

- В. Асмус (широкий круг исследований);

- Ю. Лотман (общество, философия, история).

6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л. И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

П.С. Мережковский (1864 – 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

- языческий;

- приобщения к христианству;

- полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

Идеалы человека и общества Мережковского – христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

Философия Л. Шестова (1866 – 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, «герой» же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Философия Н.А. Бердяева (1874 – 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

- высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

- свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

- свобода человека подвергается угрозе извне;

- данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

- ключевую роль в жизни человека играет также религия;

- Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

- отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек – в роли его раба;

- человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить срою историческую миссию. Историческая миссия России– построить «Царство Божие» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем).

Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма – учения о человеке и его жизни.

Питирим Сорокин (1889 – 1968) – русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:

- стратификации;

- социальной мобильности.

Стратификация – разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) – страты.

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильностьнаселения – возможность перехода из одной страты в другую.

История, по Сорокину, – процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.


Список литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. ДА Керимов и B.C. Нерсесянц. Авт. вступ. ст. и примеч. B.C. Нерсесянц. – М., Мысль, 1990. – 524 с.

2. Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.

3. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. / Отв. ред. М.Я. Корнеев. – СПб, Лань, 1997. – 480 с.

4. История философии. Учебное пособие для вузов. / А.Н. Волкова, В С. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.: Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М., Издательство ПРИОР, 1997. – 464 с.

5. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. Пер. с фр. – М., Политиздат, 1990. – 415 с.

6. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. – М., Мысль, 1994. – 592 с.

7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: избранные произведения. / Сост. сб. Иванова М.Ш. Пер. с нем. – М., Итало-советское издательство СИРИН, 1991. – 446 с.

8. Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений. / Под ред. М.Н. Росенко. – СПб, Лань, 1997. – 304 с.

9. Философия в вопросах и задачах: Диалектический материализм. / Сост. Н.В. Хорев, Т.Ф.Власова, Г.В.Платонов и др. – М.,изд-во Моск. ун-та, 1977. – 183 с.

10. Философия XX века: Учебное пособие. / Центр, ин-т непрерывного образования О-ва «Знание» России. В.И. Добрынина, B.C. Грехнев, В.В. Добрынин и др. – М., О-во «Знание», 1997. – 287 с.

11. Философия и религия на зарубежном Востоке XX в. Сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии. Отв. ред. М.Т. Степанянц. – М., Наука, 1985. – 272 с.

12. Философия: Курс лекций. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

13. Философия. Методология. Наука. – М., Наука, 1972. – 236 с.

14. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк. /А.И. Ракитов, В.М. Богуславский, В.Е. Чертихин, Г.И. Эзрин. Под общ. ред. А.И. Ракитова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Политиздат, 1990. – 367 с.

15. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1997. – 576 с.

16. Философия. Учебник. / Под ред. В.Д. Губина, Т. Сидориной, В.П. Филатова. – М., Тон, 1997. – 431 с.

17. Философская энциклопедия. / Под ред. Ф.В. Константинова, в 5 томах. – М., Советская энциклопедия. – Т. 1,1960. – 501 с.

18. Философская энциклопедия. / Под ред. Ф.В. Константинова, в 5 томах. – М., Советская энциклопедия. – Т. 2, 1962. – 576 с.

19. Философская энциклопедия. / Под ред. Ф.В. Константинова, в 5 томах. – М., Советская энциклопедия. – Т. 3,1964. – 584 с.

20. Философская энциклопедия. / Под ред. Ф.В. Константинова, в 5 томах. – М., Советская энциклопедия. – Т. 4,1967. – 591 с.

21. Философская энциклопедия. / Под ред. Ф.В. Константинова, в 5 томах. – М., Советская энциклопедия. – Т. 5,1970. – 740 с.

22. Философский словарь. / Адо А.В. и др. / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. – М., Политиздат, 1987. – 588 с.

23. Философский энциклопедический словарь. / Под ред.: А.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, СМ. Ковалев, В.Г. Панов. – М., Советская энциклопедия, 1983. – 836с.

Содержание

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ.... 3

ВОПРОС 1. Философия как разновидность мировоззрения. 3

ВОПРОС 2. Предмет и методы философии. 5

ВОПРОС 3. Функции философии. 7

ВОПРОС 4. Основной вопрос и основные направления философии. 8

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ.. 13

ВОПРОС 5. Первые философские (досократические) школы
Древней Греции. 13

ВОПРОС 6. Философия софистов и Сократа. 17

ВОПРОС 7. Философия Платона. 19

ВОПРОС 8. Философия Аристотеля. 23

ВОПРОС 9. Теологическая философия средних веков. 27

ВОПРОС 10.Философия Августина Блаженного. 31

ВОПРОС 11. Философия Фомы Аквинского (томизм) 33

ВОПРОС 12. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения 36

ВОПРОС 13. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения 38

ВОПРОС 14. Социально-политическая философия эпохи Возрождения 44

ВОПРОС 15. Рационализм и эмпиризм как направления
в философии. 50

ВОПРОС 16. Рационалистическая философия Декарта.
Учение о субстанции. 51

ВОПРОС 17. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 55

ВОПРОС 18. Философия французского Просвещения XVIII в.
Общая характеристика. 62

ВОПРОС 19. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 63

ВОПРОС 20. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 67

ВОПРОС 21. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии 70

ВОПРОС 22. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи 74

ВОПРОС 23. Философия Иммануила Канта. 78

ВОПРОС 24. Философия Гегеля. 85

ВОПРОС 25. Философия субъективного идеализма. 90

ВОПРОС 26. Философия Людвига Фейербаха – завершение
периода немецкой классической философии, начало
перехода к материализму. 94

ВОПРОС 27. Философия марксизма. 97

Раздел III. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ... 102

ВОПРОС 28. Бытие. 102

ВОПРОС 29. Материя (материальное бытие) 104

ВОПРОС 30. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение 109

ВОПРОС 31. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения 112

ВОПРОС 32. Диалектика. 116

ВОПРОС 33. Познание (гносеология) 121

ВОПРОС 34. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека 124

ВОПРОС 35. Общество. 130

ВОПРОС 36. Общество и природа. 135

Раздел IV. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 144

ВОПРОС 37. Общая характеристика русской философии. 144

ВОПРОС 38. Русская философия XIX в. 148

ВОПРОС 39. Русская философия XX в. 154

Список литературы.. 161

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

Часть 1

Автор Захарова Н.С.

Верстка: С.Н. Аликина

Дизайн обложки: Л.Н. Аликина

Подписано в печать 27.04.2006. Формат 60х84/16.
Бум. ВХИ. Печать цифровая. Усл. печ. л. 9,53.
Тираж 100 экз. Заказ № 23.

__________________________

Отпечатано в АНО «Координационный центр
непрерывного гуманитарного образования»

614022, г. Пермь, ул. Карпинского, 68, тел.: 8 (342) 223 00 34

Лицензия ИД № 04783

 
  Философия «русского зарубежья» - student2.ru

Наши рекомендации