Французское просвещение

ХУIIIвек принято называть веком Просвещения, поскольку мыслители этого времени полагали, что путем образования, просвещения, воспитания можно существенно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство. Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской революции 1789 года, которая разрушила феодально-аристократические устои общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений.

Эпоха Просвещения известна такими философами, как Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Ламетри, Монтескье и др. Круг вопросов, которые находили отражение в их сочинениях, в основном представлен проблемами человека и общественного устройства.

Ф.Вольтер – символ свободомыслия Франции. Писатель, драматург, философ, историк, психолог и публицист, он везде выступал страстным противником религиозного фанатизма, борцом за веротерпимость и свободу людей. Подчеркивал, что несмотря на свою биологичность и телесность, человек в большей степени является существом все же социальным, более утонченным даже в сравнении с высшими животными. Он способен с помощью своего разума познавать природу и преобразовывать ее, создавать цивилизованное общество.

В работах Дидро, Гельвеция, Ламетри получает развитие учение о человеке, о его чувственных и духовных качествах, о его уме, как способности преодолевать предрассудки и получать истинные знания.

Дени Дидро – философ, писатель, теоретик искусства, издатель первой 35-томной Энциклопедии (« Словарь наук, искусств и ремесел»), исследователь природного мира. На создание «Энциклопедии» ушло 20 лет. Она закладывала основы буржуазного мировоззрения. Материю и движение он признавал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Идеалом государства считал «просвещенную монархию». Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека.

Развивая учение об обществе, философы критиковали абсолютную монархию, разрабатывали концепцию гражданского общества, основанного на принципах свободы, равенства и братства (Руссо). Ж.Кондорсе выдвинул идею исторического прогресса. Его работа так и называется «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Шарль Луи Монтескье выдвинул идеи приоритета закона и идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Сен-Симон, Фурье и другие социалисты-утописты выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая ими как всеобщее равенство. Эти идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции.

Таким образом, Просвещение выражало собой мировоззрение прогрессивной буржуазии ХVIII века. Ее политическим идеалом была республика как некое «царство разума», способное реализовать естественные права человека. Исторический оптимизм выражал уверенность просветителей в безграничных возможностях человеческого разума и творческой деятельности.

Немецкая классическая философия

Становление классической философии начинается с античных времен – по ХIХ век включительно. Особенно выделяются периоды ХVII, ХVIII, ХIХ вв. Выделяются следующие направления в классической философской традиции:

Рационалистическая философия и философия эмпиризма имели просвещенческий характер. А что касается классической немецкой философии , то только с нее начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции раннего Нового времени:

- вера в могущество разума, в способность человека с его помощью познавать мир, общественную жизнь;

- признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения;

- осознание человека как творческого, деятельного субъекта;

- разработка целостной концепции диалектики;

- систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира.

Философия И.Канта.

И.Кант, основоположник немецкой классической философии, как и многие другие немецкие философы, совершенно по – новому поставил многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Более всего его интересовали «звездное небо надо мной» и «нравственный закон во мне». Его космология («небулярная теория») – теория возникновения вселенной «из первоначальной (газовой) туманности» за счет закона притяжения. Это была первая диалектическая идея в науке (гипотеза Канта – Лапласа), идея самообразования Вселенной.

Его теория познания (трансцендентальная философия) надолго заставила задуматься лучшие умы человечества. В этой теории Кант не ставит вопрос: «познаваем ли мир?», а ставит вопрос «возможно ли достоверно познать предметы, их сущность?» Кант говорит здесь о способностях познающего субъекта.

И. Кант разделил действительность на два одновременно существующих мира: «вещь для себя» - этот мир мы познаем с помощью органов чувств, в результате чего получаем ощущения, накапливаем чувственный материал. И все это закрепляется в образах сознания. Этот мир познаваем. А мир «вещь в себе» - это невоспринимаемая и непознаваемая действительность. И. Кант выделяет три ступени познания:

-чувственное познание – способность к ощущениям

-рассудочное познание – на основе чувственного познания (ощущений) формируются понятия и суждения рассудка. Возникает понятийное мышление (способность к простым понятиям и суждениям). Рассудок выполняет важную часть мыслительной деятельности

- разумное познание – способность человека делать умозаключения в форме идей (это высшее знание). Именно здесь и возникает проблема логических противоречий (антиномий) Бог есть и Бога нет. Мир прост и мир сложен. Мир конечен и бесконечен. Это диалектика противоречий в познании. Но Кант прошел здесь только половину пути.

Рассуждая обо всем этом, Кант сделал вывод о слабости человеческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за которым наступают неизвестность, хаос, неустойчивость. Следовательно, мир «вещей в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней они остаются для человека «вещами в себе».

Таким образом, трансцендентальная философия – это философия неспособности человеческого познания выйти за пределы рассудка. Трансцендентальный метод познания – метод ограничения разума рассудочностью и опытом.

В своем учении о морали И.Кант исследует проблему свободы человека. Человек ,по Канту, существо, способное к самостоятельному (автономному) поведению и нравственному совершенствованию. Однако свобода должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек – существо нравственное. И его нравственность врожденна. Каждый человек несет в себе закон (категорический императив): другой человек для тебя высшая ценность. Поэтому свобода – это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу.

Наши рекомендации