Глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы современности:
Глобальные проблемы современности:
1. предотвращение мировой войны (сохранение мира);
2. экологические проблемы;
3. демографические проблемы;
4. продовольственные проблемы;
5. сырьевые;
6. энергетические.
Все они связаны между собой, так, что обострение любой из них ведет к усугублению остальных. В их взаимодействии главное место и роль принадлежит первой. Проблемами они называются потому, что: во-первых, это противоречия между людьми и людьми, людьми и природой и т.д.; во-вторых, до конца они не разрешимы.
Они являются глобальными, поскольку:
1. возникли и обостряются в результате действия всех народов;
2. жизненно важны для всех народов;
З. они могут быть разрешены только совместными действиями всех народов и стран.
В 60-х годах ряд общественных деятелей стали высказывать тревогу по поводу того, что рост материального производства, включая НТО, имеет и отрицательные последствия, и в том виде как они есть, они не могут осуществляться безгранично. В 1968 г. был создан Римский Клуб, члены клуба - это крупные ученые, бизнесмены, политики, деятели культуры из более чем из 50 стран мира. Регулярно Клуб публикует доклады. Первый из них назывался «Пределы роста». Уже выпущено более 20 докладов. Ученые выделяют такие взаимодействующие части, как: космосферу, биосферу, геосферу, ноосферу, а также техносферу. В центре этих взаимодействующих сфер находится человек.
Факторы, обусловливающие экологические проблемы:
1. Рост численности населения планеты, особенно за последние 100 лет.
2. Бурное развитие промышленности, которое приводит к загрязнению и отравлению окружающей среды. С ускорением НТР происходит все больший рост могущества людей и общества по отношению к природе. Но во-первых, в природе ничего не совершается обособленно, отсюда значительные воздействия на нее вызывают цепочки причинно-следственных процессов; во-вторых, природная среда оказывает обратное воздействие на общество и людей, причем, как в виде непосредственного реагирования, так и в виде отдаленных последствий влияния на нее, причем эти последствия, особенно более отдаленные, люди не могут прогнозировать.
3. В 21-м веке особенно, все быстрее и быстрее усложняются и усиливаются взаимосвязи, взаимодействия между обществом и природной средой.
4. Экологическая безграмотность и невоспитанность абсолютного большинства человечества.
5. Сциентистская и техницистская эйфория от успехов науки и техники.
6. Экологические проблемы возникали и в прошлые века, но они носили локальный, а иногда и временный характер. Однако выход в 20-м веке количественных изменений за рамки меры, обусловили качественные изменения, превратив их из локальных в глобальные.
Термин "экология" впервые ввел Геккель, поначалу она рассматривалась как наука, которая рассматривает отношение живых существ с природой. С 70-х годов 20 в. сформировалась социальная экология, которая изучает взаимоотношение людей с природой.
К экологическим проблемам относятся:
1. загрязнение окружающей среды, включая почву, гидросферу и атмосферу,
2. отравление окружающей среды;
3. опасность "парникового эффекта";
4. "озоновые дыры";
5. гибель флоры и фауны;
6. смог и др.;
Пути преодоления экологических проблем:
1. экологизация политики;
2.экологизация образования и воспитания.
Демографические проблемы
К их числу относятся следующие основные проблемы:
1. Высокая рождаемость в Индии, Китае, Африке.
2. Старение населения Европы. В генах европейцев от 40 до 70% генов представителей других рас.
3. Проблема перенаселения Земли.
Общество как способ существования, взаимосвязи и деятельности людей. Духовное и материальное в их жизнедеятельности. Материальное производство, его роль в существовании и развитии общества. Базис, надстройка, их элементы и взаимодействие
До середины 19-го века в философском понимании общества господствовал идеализм, а также в значительной степени имела место метафизика. Одним из недостатков материализма нового времени была его ограниченность, то есть он распространялся только на явления природы. В понимании общественных явлений его представления были идеалистическими.
Трудности в познании общества:
1. В общем и целом познание идет от простого к сложному, а общество это самая сложная сфера макромира.
2. В обществе действуют не только материальные (объективные), но и духовные, (субъективные) факторы - сознание, воля отдельных людей и социальных страт.
3. В обществе имеются различные страты, интересы которых могут во многом не совпадать и даже быть взаимоисключающими. Это откладывает отпечаток на понимание и оценку одних и тех же явлений, событий и на отношение к ним.
4. В обществе имеются прогрессивные, консервативные, экстремистские и другие силы, между которыми может происходить и борьба.
5. Наиболее доступны познанию мотивы действий людей и страт, а не материальные факторы, которые непосредственно или, в конечном счете, обусловили их.
Основные черты социальной философии 17 -п.п. 19 веков | Основные черты диалектико - материалистической социальной философии |
Абстрактный подход к обществу (рассматривалось "общество вообще") | Конкретно - исторический подход к обществу (рассматривались конкретные общества, из чего выводились их типажи) |
Общество и природа либо отождествлялись, либо противопоставлялись друг другу | Общество и природа это две взаимосвязанные, взаимодействующие между собой части единого материального мира. Между ними есть и сходства и различия. |
Общество это совокупность индивидуумов, как представителей рода человеческого | Общество это, прежде всего система социальных отношений, способ совместной деятельности людей. Люди - это биосоциальные существа. Сущность личности - это воплощенные в ней социальные отношения, в виде ее знаний, навыков, умений, привычек и т.д. |
Главная роль в истории принадлежит либо великим личностям, либо надмировому духовному началу, а следовательно, первичным является духовное, а вторичным - материальное. | Основой общества являются материальные (прежде всего производственные отношения), отсюда, первичным является общественное бытие, а вторичным - общественное сознание |
История либо хаос случайностей, либо носит фатальный характер. В любом случае, никаких закономерностей в обществе и его истории не действует. | Развитие общества осуществляется через действие объективных социальных закономерностей, которые возникают и существуют в совместной деятельности людей. Люди сами творят свою историю, но через эти закономерности |
Вопрос о соотношении свободы и необходимости решался либо в духе волюнтаризма, либо фатализма | Свобода - это способность людей поступать со знанием дела, т.е. в каждом случае наиболее рационально, с учетом объективных факторов |
Представители этой философии в лучшем случае давали описание исторических событий |
Материальное производство, взаимодействуя с другими общественными сферами и явлениями, испытывая на себе их влияние, играет в существовании и развитии общества главную, определяющую роль. Это видно из следующего:
1. Материальное производство - главный фактор, под влиянием которого возникло общество, люди, сознание, речь.
2. Оно является главной отличительной чертой от природы.
3. Оно является основой всех остальных общественных явлений.
4. Оно является главным условием существования людей, а значит и общества.
5. С развитием материального производства возрастает могущество общества по отношению к природе, степень свободы людей.
6. Смена одного способа производства другим обуславливает смену одного социального строя другим.
Итак, в обществе действует закон, определяющий роль материального производства в жизни и развитии общества.