Цивилизационная концепция Арнольда Тойнби

В обществе действуют объективные закономерности и вместе с тем, люди обладают способностью к саморазвитию. Мировые ре­лигии играют объединяющую роль и являются высшими ценностями и ориентирами общественных процессов. Всякая цивилизация развивается поэтапно: возникновение, рост, надлом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и влияние взаимодействия между частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Она изучает общие принципы бытия и познания, отношение человека к миру и самому себе; исследует всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему понимания и взглядов на мир и место в нем человека, изучает познавательное, целостное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Сегодня философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания и особая форма общественного сознания, система философских дисциплин.

Предмет философии рассматривается в единстве трех ее функций:

1 – мировоззренческой, где философия – основа теоретического мировоззрения; философия занимается формированием научной картины мира, его образа.

2 – методологической, где философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; все законы окружающего мира подразделяются на общие, частные и всеобщие. Частными и общими законами занимаются конкретные науки, всеобщими – философия. Поэтому конкретным наукам нужна философия как наука о всеобщем. Философия вырабатывает наиболее оптимальные направления в развитии наук.

3 – культурологической, где философия – рефлексия человека на свою культуру, попытка осмыслить человеческую культуру на уровне всеобщих категорий.

Среди множества вопросов, решаемых философией, один является основным (ОВФ) – вопрос о том, как соотносятся между собой материальное и духовное. ОВФ является философским, так как представляет собой обобщенное резюме всех остальных философских вопросов. Он является основным, поскольку его решение оказывает влияние на решение всех остальных вопросов. ОВФ имеет две стороны: вопрос о том, что является первичным, а что вторичным – материальное или духовное, и вопрос о том, познаваем ли мир. В зависимости от решения первой стороны ОВФ существуют два основных направления: материализм и идеализм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В. Философы России 19 – 20 столетий. Биографии, идеи, труды. – 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997.

3. Антология русской философии. В 3-х т. СПб, 2000.

4. Бытие человека в культуре. Киев, 1992.

5. Введение в философию: Учебник для вузов. в 2 ч./ Сост.: И.Т. Фролов и др. – М., 1990.

6. Всемирная энциклопедия: Философия 20 век /Главн. Науч. Ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2002.

7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. СПб., 1993 – 1994.

8. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997.

9. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург, 1995.

10. История философии / Под ред. Кохановского В.П., Яковлева В.П., Р/Д., 1999.

11. Краткий очерк истории философии/ Под ред. М.Т. Иовчука и др. – М., 1981.

12. Лисеев И.К. Философская концепция человека и глобальные проблемы современности. М., 1987.

13. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1991.

14. Мир философии: книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991.

15. Новая философская энциклопедия. Т. 1 – 4. М., 2001.

16. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших учебных заведений. Р/Д., 1997.

17. Петров М.К. Историко-философские исследования. М., 1996.

18. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2001.

19. Режабек Е.Я. Становление понятия организации. Очерки развития философских и естественнонаучных представлений. Р/Д., 1991.

20. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1999.

21. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000.

22. Современная западная философия: Словарь/ Сост.: В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М., 1991.

23. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М., 2004.

24. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

25. Философия: Учеб. пособие для вузов/ И.В. Ватин, В.Е. Давидович, Л.В. Жаров и др.; Отв. ред. В.П. Кохановский. – 4-е изд. Ростов-н/Д. 2002.

26. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.Е. Несмеянова. М., 1999.

27. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост.: П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е инд., перераб. и доп. – М., 2003.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………3

1. Мировоззрение, его назначение и основные элементы.

Мифологический и религиозный типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь…………………………………………………………………………4

2. Философия, ее происхождение, специфика, функции, структура и

роль в жизни общества и человека…………………………………………6

3.Специфика философии и ее проис­хождение.………………………………6

4.Вопросы, касающиеся системы "мир - человек". Основной вопрос философии, его стороны (аспекты). Материализм и его исторические формы. Идеализм и его виды. Агностицизм………………………..……8

5.Диалектика и метафизика как противоположные учения и методы, их соотношение с материализмом и видами идеализма. Основные исторические формы диалектики. Историческая обусловленность господства метафизики в науке и философии 17 -18 веков…….………9

6.Историческая обстановка и особенности древнегреческой философии. Милетская школа, учения ее представителей о материальной первооснове вещей, о Вселенной. Идеи Ксенофана о богах.

Философия Гераклита (учение о материальной первооснове вещей, диалектические идеи, детерминизм, учение о познании)……………11

7.Пифагореизм. Научные открытия пифагорейцев. Учения о душе, числах, пространственных характеристиках, о Вселенной, противоположностях, о роли религии и морали в обществе, об аристократии и демократии……………………………………………14

8.Элейская школа в древнегреческой философии. Учения Парменида о мнении и истине (его рационализм), о мире, как о неизменном бытии. Учение Зенона, его апории («Стрела», «Стадион», «Ахиллес и Черепаха»), причины ошибок и догадки Зенона как основателя отрицательной диалектики…………………………………………….…………………15

9.Философия Сократа. Его политические устремления. Принцип сомнения и вывод из него. Метод сократовской диалектики. Совпадение истины и морали, мудрости и справедливости. Основные добродетели. Классификация государственных форм………………………………..16

10.Атомистическая философия, ее материалистический характер. Учение Демокрита о пустоте и атомах (логичность, наивность и гениальные догадки), о душе, о мысли. Теория "истечения". Детерминизм и фатализм в философии Демокрита. Новые представления об атомах и этические идеи Эпикура и Лукреция Кара. Атеизм Лукреция Кара…………………………………………………………….…………..17

11.Философия Платона, ее объективно-идеалистический характер. Учение о двух мирах и их соотношении. Теория "вспоминания". Душа, ее части. Принадлежность людей к сословиям и строение "идеального государства". Отношение Платона к разным государственным формам ……………………………………………………………………18

12.Философия Аристотеля. Классификация наук. Учение о природе, материи, форме, энтелехии. Классификация видов движения. Учение о категориях. Учение о душе и теле, ступенях природы, ступенях познания. Аристотель, как основоположник формальной логики. Социальные идеи Аристотеля. Оправдание рабства. Учение об "идеальном государстве" и формах государства……………………….20

13.Скептицизм, его особенности. Учение Пиррона о стремлении философа к счастью, о трех вопросах и ответах на них. Идеи древнеримских скептиков…………………………………………………………………21

14.Исторические условия средневековья и особенности средневековой философии. Философские идеи Авиценны и Аверроэса. Теория «двойной истины»………………………………………………………...23

15.Номинализм и реализм в средневековой философии. Философские воззрения Фомы Аквинского. Идеи неотомизма……………………….25

16.Эпоха Возрождения. Научные открытия и философские идеи Н. Коперника, Дж. Бруно……………………………………………………26

17.Исторические условия Нового Времени. Особенности развития науки

и философии этого периода. Г.Галилей и И. Ньютон - появление математизированной науки и экспериментального естествознания. Формирование метафизико-механистической картины мира…………28

18.Философские воззрения Ф.Бэкона. Его индуктивный метод, эмпиризм, механицизм………………………………………………………………..31

19.Научные открытия и философские воззрении Р. Декарта. Исходная идея, дуализм, рационализм, априоризм………………………………...32

20.Философия Т.Гоббса, его механицизм, рационализм, детерминизм, теория "общественного договора", атеизм……………………………...33

21.Философия Б. Спинозы, его пантеизм, гилозоизм, рационализм, детерминизм, атеизм……………………………………………………...34

22.Философия Дж. Локка. Его сенсуализм, борьба против априоризма, социологические идеи………………………………………………….…36

23.Философские воззрения Дж. Беркли и Д. Юма………………………….36

24.Научные открытия и философия Лейбница, учение о монадах, рационализм, теодицея, диалектические идеи………………………….39

25.Философские идеи французских просветителей 18 века.

Вольтер и Руссо…………………………………………………………….40

26.Французский материализм 18 века, его основные особенности, идеи и недостатки (Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций)…………………….42

27.Философские воззрения М.В. Ломоносова и A.Н Радищева…………...44

28.Русская материалистическая философия 19 века (A.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский)………………………………………...47

29.Особенности немецкой классической философии 18 - п. п. 19 веков. Философия и научные гипотезы И. Канта. Его агностицизм,

априоризм, этические и эстетические идеи……………………………...49

30.Философия Гегеля. Логика, разработка диалектики…………………….52

31.Философия природы Гегеля………………………………………………53

32.Философия Фейербаха, ее положительные черты и недостатки……….54

33.Диалектико-материалистическая философия второй половины

19 века, истоки ее возникновения. Концепция материалистической диалектики К. Маркса и Ф. Энгельса. Теория познания марксизма………………………………………………………………….56

34.Марксистское философское направление в русской философии

в конце 19 и начале 20 веков. (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)…………….58

35.Многообразие и единство мира. Решение вопроса о единстве мира дуализмом, материалистическим и идеалистическим монизмом. Естественно - научные данные о материальном единстве мира. Значение учета многообразия и единства в мире для познания,

оценки и практики…………………………………………………………59

36.Различные понимания материи в истории философского материализма. Диалектико - материалистическое определение материи, его особенности, мировоззренческое и методологическое значение. Современные научные знания о видах материи………………………..60

37.Различные понимания покоя и движения. Редукционизм и антиредукционизм. Роль принципа устойчивости и изменчивости в познании, оценке и практике…………………………………………….61

38.Различные понимания пространства и времени, их сходства и различая, соотношения между собой и с движущейся материей в истории науки и философии. Вклад теории относительности в понимание единства материи, движения, пространства и времени. Значение пространственного и временного подходов для познания, оценки и практики…………………………………………………………………..62

39.Отражение как атрибут материи, его основные виды. Специфика информационного отражения. Социальное отражение………………..64

40.Сознание, его происхождение, социальная сущность, основные элементы. Специфические характеристики мышления. Язык, его функции, виды, связь с мышлением…………………………………….65

41.Познаваемость мира. Агностицизм, его виды. Сущность и этапы познания…………………………………………………………………...66

42.Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Созерцательность материализма 17 - первой половины 18 веков. Практика, ее виды

и роль в отношении познания…………………………………………….67

43.Чувственно - рациональное (логическое) отражение, их формы,

единство и роль в познании объекта. Односторонность сенсуализма и рационализма……………………………………………………………...69

44.Истина и заблуждение, их соотношение, основные характеристики истины с точки зрения диалектико-материалистической философии. Понимание истины догматизмом, релятивизмом, конвенционализмом. Критерии истины………………………………………………………….72

45.Количество, качество, мера. Скачок, его виды. Закон взаимообусловленности количественных и качественных изменений. Значение этого закона для познавательной, оценочной и практической деятельности………………………………………………………………73

46.Противоположности. Противоречия, их виды и способы их разрешения. Закон взаимодействия противоположностей. Значение этого закона для познавательной, оценочной и практической деятельности……………74

47.Внешнее отрицание и самоотрицание, их различия, закон отрицания, значение знания этого закона для познавательной, оценочной и практической деятельности………………………………………………75

48.Особенное, общее, отдельное, их взаимосвязь. Сущность, явление, видимость (кажимость), их взаимосвязь. Значение знания таких взаимосвязей для познавательной, оценочной и практической деятельности………………………………………………………………76

49.Причина, следствие, взаимодействие. Детерминизм, индетерминизм, телеология. Роль принципа причинности в познании, оценке и практике…………………………………………………………………...78

50. Случайность и необходимость, их взаимосвязь. Важность учета их взаимосвязи в познании, оценке и практике. Фатализм, волюнтаризм, иррационализм, индетерминизм………………………………………...79

51.Невозможность, возможность (ее виды), вероятность, действительность, их взаимосвязь. Значение знания их взаимосвязи для познания, оценки и практики…………………………………………………………………80

52.Содержание и форма, их взаимосвязь. Значение знания их взаимосвязи для познания, оценки и практики. Формализм, его виды……………...81

53. Глобальные проблемы современности………………………….. ……..81

54.Общество как способ существования, взаимосвязи и деятельности людей. Духовное и материальное в их жизнедеятельности. Материальное производство, его роль в существовании и развитии общества. Базис, надстройка, их элементы и взаимодействие………..83

55.Социальные субъекты, концепция социальной стратификации. Социально-классовая стратификация. Различные точки зрения на происхождение и сущность классов……………………………………86

56.Концепции исторического процесса конца 18-19 веков (философия истории Гердера и Гегеля, формационная концепция Маркса)……...90

57.Концепции исторического процесса, выдвинутые во второй половине 20-го века: концепция индустриализма (теория "Стадий экономического роста", "постиндустриального общества", "конвергенции"), цивилизационная концепция А.Тойнби…………….92

Заключение……………………………………………………………………94

Литература…………………………………………………………………….95

Учебное издание

Волосухин Виктор Алексеевич

Николаева Людмила Сергеевна

Данцев Андрей Андреевич

Чеботарева Варвара Ивановна

Загорская Ольга Вадимовна

Наши рекомендации