Природа научной истины. истина и практика
Рассмотрим, как истина понимается в науке. Религиозные или идеологические толкование сущности истины исключаются.
Проблемы соответствия наших знаний объективной реальности в философии науки называется проблемой истины. В данном случае понятие "истина" условно; оно не означает полного, всеобъемлющего знания о мире. Проблема научной истины сводится к следующим моментам: 1) в каком отношении находится наше знание к внешнему миру (насколько оно адекватно, соответствует реалиям); 2) как установить соответствие наших знаний реалиям, т. е. как удостовериться в их адекватности.
Сложность решения проблемы научной истины заключается в том, что очень трудно сопоставить знания, оформленные в знаки и символы, формулы и модели, с физическими и иными процессами и событиями, а также с процессами и событиями, происходящими в сознании людей. Как известно, в структуре сознания выделяют два слоя. Первый зависит от особенностей нервной системы человека, а также от своеобразия культуры исторической эпохи и языка. Другой слой зависит от специфики и сложности явлений и процессов, которые отражаются в сознании человека. В этой связи и возникает вопрос — можем ли мы выделить в наших знаниях такое содержание, которое бы не зависело ни от человека, ни от человечества? Если можем, то как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности?
Адекватное содержание нашего знания, соответствие его реальности, принято называть объективной истиной, истиной, исключающей всякого рода субъективные и культурные факторы. Каким же способом можно выявить объективную истину в наших знаниях? И имеется ли она там? Первый способ - логический анализ. Платон, в частности, полагал, что истинным может быть только знание о сущности вещей. Оно и достигается с помощью логики. Платон выделял и мнение - знание о разных постоянно меняющихся объектах, в силу чего эти знания не могут быть получены и проверены с помощью логических рассуждений. Значит объективная истина, по Платону, - это знание о вечном, неизменном, абсолютном.
Второй способ установления объективного содержания наших знаний — чувственное созерцание. Но чувственное созерцание не может нам дать знаний о сущности вещей, так как она не очевидна, скрыта от нашего взгляда. Тем более этот способ не может служить для проверки этих знаний (например, как созерцать кварки в физике или категории в философии?). К тому же чувственные образы, как мы знаем, субъективны. Именно поэтому Бэкон сказал: "Истина - дочь времени". Это значило, что объективной истины быть не может, наше знание лишено объективного содержания. Т. Гоббс, пытаясь разрешить это противоречие предложил другую формулу: "Истина - дочь разума". Тем самым он хотел подчеркнуть независимость истины от исторических и прочих обстоятельств.
Видимо решение этой проблемы лежит на пути синтеза чувственного и рационального подходов. Но мы должны иметь в виду и еще одно обстоятельство. Информация, поступающая в мозг человека, не просто отражает природные и социальные объекты, но фиксирует в процессе взаимодействия и изменения этих объектов человеком, в результате человеческой деятельности. Более того, человек в процессе познания определенным образом влияет на объект познания. С другой стороны, полученные знания опять-таки используются в ходе деятельности человека, поэтому важно понять, что, в конечном счете, основой познания и критерием (признаком) объективности человеческого знания о мире служит предметно-практическая деятельность, или практика.
Практика, таким образом, рассматривается и как основа формирования знаний, в том числе и научных, и как средство проверки их объективности. Но поскольку сама практика изменчива и постоянно развивается, то и идея развития должна быть включена в теорию познания. Практика, кроме всего прочего, весьма противоречива. В ходе своей деятельности человек уделяет больше внимания одной стороне действительности, игнорируя другие ее стороны, действует избирательно. Это обусловлено различными факторами культурно-исторического порядка. Но особенно сильно они проявляются в познании социальной действительности. Социальное познание осложняется личной или групповой заинтересованностью людей в результатах познания, различными предрассудками и установками идеологического порядка. Сама практика может оказать негативное влияние на познавательный процесс. Практику, конечно, можно изменить, но само это изменение связано с огромными социальными потерями, а результат изменения практики может оказаться очень далеким от первоначального идеала. Во всяком случае, в научном познании необходимо учитывать объективные закономерности изменения практики, а также тенденции и направления этих изменений.
Познавательная истина, таким образом, не есть нечто вечное, неизменное, ее нельзя установить раз и навсегда. Поэтому можно сделать некоторые промежуточные выводы: объективный мир, фиксируемый в знании, постоянно изменяется; практика, на основе которой осуществляется познание, а также все познавательные средства, также постоянно изменяются; знания, формирующиеся в процессе познания, проверяемые практикой, постоянно изменяются и развиваются, причем ориентиром, целью познания является объективная истина.
Всякое знание, даже ложное, всегда содержит в себе момент истины ("Солнце движется вокруг Земли", но ведь движется, "Идеи правят миром", но ведь иной раз действительно правят!). Из алхимии выросла химия, так как в рамках алхимии было открыто явление химической реакции. В астрологии и в медицине есть позитивная идея, что наша земная жизнь самым тесным образом связана с влиянием из Космоса. Причем по мере развития соответствующих отраслей науки объективное содержание знаний увеличивается, так как возрастает точность приборов, их разрешающая способность, открываются новые методы познания и исследовательские подходы. Однако эти знания неполны, их объем зависит от конкретных исторических условий, точности и строгости исследования. Такие знания обозначают термином "относительная истина". Следовательно, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими относительными истинами, которые все более полно и точно выражают объективную истину.
С другой стороны, совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о мире называют абсолютной истиной. Возникает, однако, вопрос - можно ли достичь и как-то сформулировать абсолютную истину? Мы убедились, что имеем дело лишь с относительными истинами. Полное, исчерпывающее знание о мире, следовательно, недостижимо. Однако можно признать существование абсолютной истины, если понимать под ней предел, цель, ориентир, познавательный идеал, к которому должно стремиться человечество. В этом случае каждая относительная истина может рассматриваться как шаг, приближающий нас к этому недостижимому идеалу.
Абсолютная и относительная истины - это лишь различные ступени объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, состояния науки и многих иных обстоятельств. Но человечество со всей неизбежностью будет стремиться достичь абсолютного знания, несмотря на абсурдность и утопичность такой цели.
Истина и практика. И познаете истину,
И истина сделает вас свободными.
Евангелие от Иоанна, 8:32
Рабочий, вытачивающий деталь на токарном станке; программист, разрабатывающий новую прикладную программу для персонального компьютера; пилот, собирающийся повести пассажирский лайнер в очередной чартерный рейс; врач, ставящий диагноз больному; физик, определяющий спин новой частицы; и домохозяйка, готовящая обед, должны многое знать и многое уметь. Но пока дело спорится, вряд ли кто-нибудь из них задумывается над тем, что представляют собой знания, где проходит граница между истинным знанием и ложным. На первый взгляд для специалиста своей области это кажется само собой разумеющимся, а между тем в масштабе философии такие вопросы являются весьма сложными.
Как только от привычных обстоятельств и дел человек переходит к неожиданным для себя занятиям, ему открываются врата действительной значимости истины в практической и научной деятельности. Осознание истины помогает человеку чувствовать себя более уверенным в процессе принятия решений: от того, одеть ли ему при выходе на работу летнюю майку или теплые сапоги (истина знания о текущем времени года) до решений, касательно каких-то производственных проблем (в зависимости от уверенности в своих знаниях экономической ситуации на предприятии и общих закономерностей экономического процесса). Так как же человеку разобраться - какое знание истинно, какое нет? И вообще, что такое истина? Над этими философскими проблемами люди размышляли еще в глубокой древности, однако актуальность подобных вопросов сохранилась и в наши дни. В настоящей работе я попытаюсь проанализировать как историческую глубину подобных вопросов, так и современное состояния философских ответов на них.