Мировоззрение, его назначение и основные элементы. Мифологический и религиозный типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь
ИСТОРИОСОФСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
Учебное пособие для поступающих в аспирантуру
Ф И Л О С О Ф И Я
Новочеркасск
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова
ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»
ИСТОРИОСОФСКИЕ
И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
Учебное пособие для поступающих в аспирантуру
Под общей редакцией доктора философских наук,
профессора Л.С. Николаевой
3-е издание, стереотип.
Том IV
ФИЛОСОФИЯ
Новочеркасск
УДК 001 (075.8)
ББК Ю 25
И 903
Авторы: В.А. Волосухин, Л.С. Николаева, А.А. Данцев ,
В.И. Чеботарева, О.В. Загорская.
Рецензент: В.С. Любченко, д-р филос. наук, профессор ЮРГПУ (НПИ)
И 903 | Историософские и философские проблемы науки [Текст] :учеб. пособие для поступающих в аспирантуру : В 10 т. Т. 4. Философия / Под общ. ред. проф. Л.С. Николаевой ; В.А. Волосухин, Л.С. Николаева, А.А. Данцев [и др.] ; Новочерк. инж.-мелиор. ин-т ДГАУ.– 3-е изд., стереотип. - Новочеркасск, 2015. – 103 с. |
В учебном пособии осуществлена попытка объективно интерпретировать учебный материал, избежать крайности того или иного философского подхода, расширить научную базу учебного материала, еще не свободного от привычных идеологических стереотипов и штампов, ввести новые аспекты рассмотрения философских проблем.
Учебное пособие предназначено для поступающих в аспирантуру, а также всех интересующихся философией и раскрывает следующие вопросы базового курса философии: мировоззрение, его назначение и основные элементы; философия, ее происхождение, специфика, функции, структура и роль в жизни общества и человека; специфика философии и ее происхождение; вопросы, касающиеся системы "мир - человек"; основной вопрос философии, его стороны (аспекты); материализм и его исторические формы; идеализм и его виды; агностицизм; диалектика и метафизика как противоположные учения и методы, их соотношение с материализмом и видами идеализма; основные исторические формы диалектики; историческая обусловленность господства метафизики в науке и философии 17 -18 веков и другие.
Ключевые слова: мировоззрение, общество, человек, специфика философии, основной вопрос философии, материализм, идеализм, агностицизм; диалектика, метафизика.
УДК 001 (075.8)
ББК Ю 25
И 903
© Авторы, 2015
© НИМИ ДГАУ, 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ
Структура учебного пособия определяется его разделами, отраженными в содержании. В разделе «Основные категории и законы» положения раскрываются в вопросах «Сущность и явление», «Содержание и форма», «Причина и следствие» и др. Также в справочнике рассматриваются такие части как: Античная философия, философия в Средние века, Немецкая классическая философия, философия Просвещения, философия Нового времени, Западная философия ХХ века.
Каждая из представленных в учебном пособии философских проблем изложена по схеме: история изучения проблемы, ее суть, варианты решения данной проблемы в современной философии. В учебном пособии осуществлена попытка объективно интерпретировать учебный материал, избежать крайности того или иного философского подхода, расширить научную базу учебного материала, еще не свободного от привычных идеологических стереотипов и штампов, ввести новые аспекты рассмотрения философских проблем.
Философия возникла 2 – 2,5 тыс. лет назад в Древней Греции. Термин впервые встречается у Пифагора. Но толкование философии как науки впервые предпринял Платон.
Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Философия считалась наукой наук. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология как метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), теорию познания, проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем. Разумеется, это деление в известной мере носит условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом.
Учебное пособие предназначено для студентов, поступающих в аспирантуру, а также всех интересующихся философией.
Мировоззрение, его назначение и основные элементы. Мифологический и религиозный типы мировоззрения, особенности каждого из них, сходство между ними и преемственная связь
Мировоззрение это воззрения людей на мир и на свое место в нем, это осознание людьми наиболее важного, существенного, общего, что касается решения вопросов системы "мир - человек".
С самого рождения человек попадает в мир. Ему необходимо с самого начала адекватно реагировать на окружающий мир. Мир составляет часть сознания человека, духовного мира личности. С двух до пяти лет ребенок - самый способный человек в мире. Правил он не знает, а лишь чувствует, мышление еще не отработано, а представления уже есть. Ребенок вступает в отношения с системой "мир - человек".
Отношения человека (людей) к миру подразделяются на материальные (практику в широком смысле этого слова) и духовные (прежде всего познавательные, оценочные (аксиологические), нормативные). Нормы поведения это то, чем мы руководствуемся в своей деятельности.
Изобразим мир в виде кубика.
По предметности:
1. общетеоретический (философский);
2. эстетический;
3. нравственный (моральный, этический);
4.политический;
5. правовой;
6. экологический;
7.демографический;
8. экономический;
9. религиозный или атеистический.
Различают следующие мировоззрения:
1. личностные (характерна индивидуальность, изменчивость);
2. стратовые;
3. общечеловеческие (значительная часть человечества);
Различают три исторических типа мировоззрения:
1. мифологический;
2. религиозный;
3. философский.
Мифологический тип возник в первобытном обществе на основе накопленного и текущего опыта народов и фантазии. Этот тип мировоззрения ничего не объяснял и имел констатирующий характер. Его расцвет наступил в рабовладельческом обществе. Он включал в себя признание реальности фантастических существ (богов, чудищ, компилятивных существ), каждое из которых было телесным, земным. Компилятивный - механически совмещенный. Все эти существа и явления природы наделялись душой (анимализм). Признавалось множество богов (политеизм). Многие боги, как считалось, были подобны людям телом, душой и действиями, чертами характера как положительными, так и отрицательными (антропоморфизм). Полубоги - полулюди именовались героями. Многие боги покровительствовали либо явлениям природы, либо виду человеческой деятельности.
Религиозный тип мировоззрения возник с утверждением рабовладельческого общества (язычество - не религия) на основе накопленного и текущего опыта народов, заимствования и переработки некоторых элементов мифологического мировоззрения и на основе слепой веры (из последнего вытекает, что для всякой религии характерен догматизм). Религия и наука имеют свои истины. Вера это то, что заведомо воспринимается, как истина. Она тоже ничего не объясняет и носит описательно - констатирующий характер.
Религиозный бог - это бестелесное, духовное, космическое, личностное, сверхъестественное существо, сотворившее мир и человека, распоряжающееся их судьбами, способное творить сверхъестественные действия (чудеса). Для религиозного типа мировоззрения характерен монотеизм.
Бог имеет только положительные качества, подобные человеческим, но в абсолютном виде, суперформе. В религиозном типе мировоззрения содержится подробно разработанный нормативный элемент, отсюда культ - поклонение. Служители культа и иерархически построенные религиозные организации - церковь. Нормативный элемент почти отсутствует в мифологическом типе мировоззрения, а в религиозном - наоборот чрезвычайно развит.
Философский тип мировоззрения характеризуется теоретичностью, интерпретацией, логичностью, последовательностью, доказательностью, тесной связью с науками и опорой на них, а также связью с идеологией и политикой.