Учение о бытии. Закон перехода качества в количество и обратно
1. Бытие как непосредственность. Тождество бытия и ничто. Проблема начала и понятие становления. Рассмотрение данных понятий в учении о бытии Г.Гегеля.
2. Наличное бытие как качество. Эволюция качества через определение понятия граница. Одностороннее понятие качества как однообразного бесконечного изменения. Для себя бытие как единство вещи в бесконечных изменениях.
3. Бытие для себя как количество. Неопределенное количество и его моменты. Определенное количество как число.
4. Отношение как постоянство в бесконечном числовом прогрессе. Переход количества в качество. Понятие меры.
Библиографический список
1. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук / Г.В.Гегель. – М., 1986. – Т.1. – С.218–227, 227–229, 230–236, 236–232, 242–243, 246–247 (до примечания), 253–255, 255–260.
2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В.Гулыга. – М., 1986.
3. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.
4. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к “Науке логики” / Н.В.Мотрошилова. – М., 1984.
Методические указания
Приступая к знакомству с учением о бытии Г.В.Гегеля, необходимо опираться на общее представление о его основных моментах, данных в учебной литературе и в лекционных материалах. Изучение философского языка Г.В.Гегеля является основной целью данного занятия. Наиболее трудными для понимания являются краткие определения, идущие в начале каждого параграфа. Поэтому их осмысление должно опираться на историко-философский материал, который дается в примечаниях.
При определении бытия как непосредственности, необходимо обратить внимание на прибавление 2 к § 86. Исходное понятие, т.е. чистое бытие, здесь Г.Гегель определяет как абстрактное, т.е. самое бедное по содержанию, а историю философии представляет как процесс развития и наполнение его содержанием. Проанализируйте гегелевское понимание философии Парменида: в чем последний был прав, а в чем заблуждался?
При рассмотрении тождества чистого бытия и ничто, для того, чтобы этот материал был более понятен, можно опереться на логический закон обратного отношения объема и содержания понятия. Так, по объему понятие бытие максимально, с точки же зрения содержания представляет собой ничто. Так же при рассмотрении этого вопроса можно опираться на пункт 2 примечания к § 88. После этого дайте характеристику становлению. Как Г.Гегель характеризует философию Гераклита?
После ознакомления с материалом необходимо ответить на следующие вопросы: Чем отличается определенное бытие от чистого бытия? В чем состояла основная трудность поисков начала мира? Почему Гераклит, завершающий ионийскую философскую традицию, принимает за начало огонь? Ответы на все эти вопросы помогут усвоить принцип движения основных философских категорий в гегелевской системе.
Наличное бытие определяется как результат становления, т.е. разведения бытия и ничто и отделения их друг от друга границей. Наличное бытие как ставшее определяется как качество. Обратите внимание на определение качества как непосредственной характеристики вещи. Почему невозможно дать человеку исчерпывающую характеристику на основе непосредственного определения?
Рассматривая § 91, объясните, почему в основе любой реальности лежит отрицание. Изучение § 92 должно завершиться ответом на вопрос: в чем заключается основа противоречивости понятия граница?
Анализируя понятие дурная бесконечность, необходимо ответить на следующие вопросы: Почему такое представление о бесконечности Г.Гегель называет односторонним? О какой составляющей логического процесса мы забываем, говоря о бесконечном изменении реальности? Почему в ряде бесконечных изменений вещь остается сама собой?
В § 96, посвященном понятию бытие для себя, Г.Гегель рассматривает его как нечто положительное. Отрицанием чего является для себя бытие как завершенное качество? Почему для себя бытие Г.Гегель рассматривает как идеальность непосредственного, наличного бытия? Под идеальностью здесь понимается то, что не дано в непосредственном созерцании предмета, а является снятой формой прошедших состояний предмета и возможных будущих его изменений.
Целью рассмотрения понятия количество является объяснение перехода качества в количество. После изучения § 97–98 постарайтесь ответить на вопросы: Что такое отталкивание, что такое притяжение? В чем состояло значение этих понятий для атомистического учения Демокрита? Переход качества в количество завершается определением для себя бытия как противоречивого единства единого и многого, т.е. как количество (снятое качество).
При рассмотрении § 99 вспомните механизм развертывания качества из чистого бытия, поскольку процесс становления числа ему аналогичен. Неопределенное количество, как и неопределенное бытие, состоит из двух взаимоисключающих моментов. Назовите их. Отвечая на вопрос, что такое число, обратитесь к § 101,102 (последний без примечания). Необходимо помнить, что число, как и качество, являются ставшими, т.е. представляют собой определенный результат.
Наиболее сложным моментом последнего вопроса является получение представления о том, как количество вновь переходит в качество. Для этого необходимо осознать, по каким характеристикам качество и количество противостоят друг другу.
Параграф 105 сложен для понимания. Здесь у Г.Гегеля раскрывается категория отношения. Место числа определяется отношением его к другим числам. Но сам по себе числовой ряд не содержит в себе основания подобной определенности. С чисто количественной стороны абсолютно безразлично какое число мы берем. Г.Гегель делает вывод, что основанием определенности числа, т.е. отношения, является вещь, сохраняющаяся в беспрерывном изменении: для себя бытие. Для понимания этого момента необходимо вспомнить, что количество есть снятое качество, т.е. отношение с другими вещами. Здесь же в § 105 отношение определяется как пропорция. Изменения числового ряда безразличны для качества вещи до тех пор пока не изменится пропорциональность, т.е. постоянство отношения. Такое количественное изменение влечет за собой изменение качества, а иными словами нарушение меры.
В последней части учения о бытии количество рассматривается в единстве с качеством как мера. Эта часть не представляет особых трудностей при усвоении. Изложите основные характеристики понятия мера по Г.Гегелю. Приведите примеры взаимоперехода количества в качество и обратно. В заключение, опираясь на прибавление к § 106, постарайтесь осмыслить значение слов измерение, измерять.
Занятие 7 (2 ч.)