Борьба католической церкви с аверроизмом
Благодаря усилиям латинских аверроистов — Сигера Бра-бантского, Жана Жандена и других — в Европе создалась очень серьезная ситуация в философии с соответствующими выводами в богословии. Философы стали полагать, что разум стоит выше, чем вера, в религиозном познании, т.е. с помощью своих рацио-нальных доводов стали опровергать доводы католической церкви, в частности, отвергать индивидуальное бессмертие, сотворение Богом мира из ничего и т.д. При этом все эти философы опира-лись на одного из виднейших античных философов — Аристоте-ля.
Поначалу реакция церкви была достаточно простой: Ари-стотель был запрещен для изучения и преподавания. Но интерес к Аристотелю не исчезал, а рос, и связано это было не только с ин-тересом к новому и неизведанному, но и потому, что все больше и больше интересует всех научное познание. Интерес к естест-венным наукам все возрастает, а Аристотель тем и отличался от Платона, что уделял больше внимания естественнонаучному по-знанию.
Следующая реакция католической церкви — создание па-пой Григорием IX комиссии по Аристотелю, которая работала с 1231 по 1237 гг. Однако эта комиссия не смогла разработать ка-кой-то общепринятой концепции, поскольку основной задачей этой комиссией было изучение логических и этических трактатов Аристотеля, в то время как основной интерес латинских аверрои-стов был направлен на метафизические работы Стагирита. Ос-новная роль в преодолении этого аристотелевско-аверроистского кризиса принадлежит двум виднейшим католическим филосо-фам: Альберту Великому и особенно Фоме Аквинскому.
Несколько слов об Альберте Великом. Он родился в 1193 (по другим данным — в 1206) году и умер в 1280 году. Долгое время преподавал в Кельнском и Парижском университетах, был руководителем доминиканского ордена в Германии, изучал дос-таточно серьезно Аристотеля. Благодаря переводам Вильема из Мербеке к тому времени существовали на латинском языке фак-тически все работы Аристотеля. Альберт Великий изучал теоло-гические и метафизические работы Аристотеля и впервые ввел в обиход и сами работы Аристотеля, и многие термины, которые впоследствии стали основными философскими терминами в за-падном мире.
Он написал множество работ, около 38 томов. Современное издание насчитывает очень много естественнонаучных работ, по-вторяющих во многом Аристотеля. Благодаря тому, что Альберт Великий писал работы практически по всем областям знаний (по философии, естественным наукам, этике и др.), он получил про-звище «всеобъемлющего доктора» (doctor universalis). Заслуга Альберта Великого состоит в том, что впервые Аристотеля пере-стали бояться, многие аристотелевские положения стали входить в католический обиход, в частности аристотелевский «перводви-гатель» стали спокойно ассоциировать с Богом-Творцом. В 1901 году Альберт Великий был канонизирован католической церко-вью.
ФОМА АКВИНСКИЙ
Жизнь и произведения
Однако решающую роль в ассимиляции аристотелевских идей католической церковью принадлежит другому доминикан-скому монаху — Фоме Аквинскому. Он родился в 1225 или 1226 году и умер 7 марта 1274 года. Родился в Неаполитанском коро-левстве, в замке Роккасекка близ городка Аквино. Отец Фомы Аквинского был знатный феодал, рыцарь. С пяти лет Фома учит-ся в бенедектинском монастыре в Монте-Кассино до 14 лет. После этого некоторое время учится в Неаполе, и у Фомы Аквин-ского растет желание постричься в монахи. Родители препятст-вуют, был даже серьезный семейный скандал, его заключают в домашнем заточении. Фоме Аквинскому предлагали должность аббата Монте-Кассино, но он отказывается. В конце концов он становится монахом и доминиканцы посылают его учиться в Па-рижский университет.
В 1245 году после годичного пленения дома, он едет в Па-риж и слушает в Парижском университете Альберта Великого до 1248 года. Альберт Великий замечает талантливого ученика, на-правляет его в Кельн, и там они вместе основывают центр по изу-чению теологии. Еще 4 года Фома Аквинский учится в Кельне у Альберта Великого, после этого едет в Париж в 1252 году, где преподает до 1259 года. Папа Урбан IV вызывает Фому Аквин-ского в Рим, где он живет до 1268 года и преподает в доминикан-ских школах Италии. В 1269 он опять едет в Париж. Поскольку в это время в Париже аверроисты во главе с Сигером Брабантским приобрели достаточно сильное влияние, то Фома Аквинский по-лучает послушание от доминиканского ордена это псевдоаристо-телевское учение разоблачить и построить истинно католическое аристотелевское учение.
В Париже Фома Аквинский живет до 1272 года, когда он опять возвращается в Неаполь. В 1274 году Фома Аквинский от-правляется на знаменитый униатский собор в Лионе, но по дороге умирает. В 1323 году Фома Аквинский канонизирован. Прозвище Фомы Аквинского — «ангельский доктор» (doctor angelicus).
Фома Аквинский написал большое количество работ, тру-долюбие его и плодовитость ни с чем несравнимы. Среди его ра-бот можно выделить комментарии к различным книгам Библии, к «Сентенциям» Петра Ломбардского, к книгам Боэция, к «Божест-венным именам» Дионисия Ареопагита, к книге «О причинах» Прокла и к работам Аристотеля. Вышла полемика в Парижском университете времен борьбы с аверроистами под названием «Спорные вопросы» и небольшие философские трактаты: «О су-ществовании и сущности», «О вечности мира против ворчунов» (под ворчунами подразумеваются августинианцы), «О единстве разума против аверроистов». Заглавие отсылает нас к работе Альберта Великого «О единстве разума против Аверроэса».
Особо можно выделить две знаменитые работы Фомы Аквинского. Первая — «Сумма истины католической веры против язычников», из четырех книг. Три книги носят философский ха-рактер, поэтому работа часто называется «Сумма философии», или «Сумма против язычников». Вторая фундаментальная рабо-та — «Сумма теологии». Она написана им в последние годы жиз-ни и считается неоконченной. В этих работах, в «Сумме против язычников» и «Сумме теологии», Фома Аквинский показал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.
Предмет философии
Фома Аквинский практически все проблемы, которые он начинает исследовать, начинает с того, что излагает все возмож-ные точки зрения, в том числе и нелицеприятные для католиче-ской церкви. В этом плане у него существует строгая схема: на-чинается как бы тезис: «Говорят, что...», и далее излагается точка зрения, неприемлемая для католической церкви. Потом Фома Ак-винский излагает существующее возражение: «Однако, сущест-вует мнение, что...», и далее излагается известное возражение. После этого Фома Аквинский суммируя данные возражения, до-бавляя к ним свои, излагает истинный взгляд по данному предме-ту, и после этого этот истинный взгляд излагает в форме силло-гизма так, что данный взгляд приобретает в глазах читателя по-ложение абсолютно доказанной истины.
Этот метод Фомы Аквинского надолго устоится в западном схоластическом мире, и эта строгость к мышлению перейдет че-рез схоластику и в философию нового времени. Отголоски этой философии мы увидим и в философии Декарта, и философии Спинозы, у которых ясность и точность будут считаться основ-ными критериями истины философии. Основные проблемы для Фомы Аквинского, как он пишет об этом в самом начале «Суммы теологии», делились на три основные направления. В первую очередь это Бог, первый предмет философии, который составляет общую метафизику. Второе направление философии — это дви-жения разумных сознаний к Богу, т.е. этическая философия. И третий раздел — это Христос как путь, ведущий нас к Богу, т.е. учение о спасении.
Философский аспект имеют первые два раздела, поэтому мы на них и остановимся. Вопрос об отношении богословия и во-обще религии к философии как науке был для того времени наиболее острым. Мы помним, как решил этот вопрос современник Фомы Аквинского Бонавентура, включившего науки в общую картину богопознания, когда наука существует для того, в част-ности, чтобы познавать и славить Бога. Примерно ту же роль на-учного познания видит и Фома Аквинский.
Фома повторяет за своим предшественником Петром Да-миани знаменитую формулу, что философия есть служанка бого-словия. Наука и философия существуют не для самостоятельных своих целей, а для того, чтобы помогать людям усваивать истины христианской религии. Богословие является самодостаточным знанием, самодостаточной наукой, но некоторые истины челове-ком могут быть усвоены при помощи не богословского знания, а естественно-научного и философского. Поэтому богословие ис-пользует философию и науку, чтобы более доходчиво, наглядно, убедительно показать человеку истины христианского учения. Это — следствие того, что человек имеет несовершенный ум, ко-торый не может привести человека непосредственно к богопо-знанию, для этого есть предварительные ступени.
Фома Аквинский разделяет богословие и науку по разным принципам. Теология черпает свое знание из откровения, а нау-ки — из чувств и разума. Предмет у теологии и философии один, различны лишь методы познания. Науки бывают высшие и низ-шие. Высшая наука — та, которая черпает свои знания из некото-рых общих принципов, а низшая основывается на высшей науке. Из наук естественных к высшим наукам относятся арифметика и геометрия, поскольку они основываются на некоторых очевид-ных аксиомах. Среди низших Фома отмечает, например, теорию перспективы, основанную на геометрии основаны, и теорию му-зыки, основанную на арифметике. Такая же классификация при-водится Фомой Аквинским и в отношении богопознании. Есть высшая наука, но этой наукой владеет лишь Бог. Только лишь Бог знает Сам Себя полностью и совершенно. И есть наука низ-шая, основанная на божественном знании, эта наука — богосло-вие. Богословие черпает свои положения из высшей науки, от-кровения, но поскольку человек не может своим умом постигнуть Бога, то основные принципы, которое берет богословие, это принципы, которые сам Бог дает нам в Своем откровении. По-этому богословие черпается из божественного откровения, в пер-вую очередь из Священного Писания.
Хотя предмет у наук и теологии один, но метод, которым изучается и исследуется этот предмет, разный. Поэтому не за-прещается, чтобы теология и наука исследовали один и тот же предмет, но разными методами. Так Фома Аквинский приводит такое сравнение: земля может исследоваться и астрономом и фи-зиком. Однако если астроном исследует землю, используя метод арифметический, математический, то физик использует метод ра-циональный и метод чувственного познания. Но это не означает, что результаты, которых достигнут эти ученые, будут отличаться по своей истинности. Наоборот, они будут друг друга дополнять, и если между ними возникает противоречие, то следует отдавать предпочтение более высшей науке перед низшей.
То же самое можно видеть и в отношении истин, которые постигаются в богословии. Поскольку предмет богословия и фи-лософии один и тот же, лишь методы разные, то предметы, с ко-торыми имеет дело богословие, могут быть доказаны. Т.е. и фи-лософия и теология могут размышлять о Боге, используя разный метод. Богословие использует метод откровения, а философия — метод рационального познания, и философия благодаря своим методам может доказать истинность некоторых положений хри-стианской религии. К таким истинам относится факт существова-ния Бога, бессмертие души, сотворение мира, единство Бога, еди-ничность Бога. Однако божественное знание и божественная природа настолько превышают человеческие способности, что и здесь существует предел. Так что философия не может доказать существование Пресвятой Троицы, воплощения Иисуса Христа, искупление Иисусом Христом человеческих грехов, грехопаде-ние и многие другие догматы, которые не могут быть доказаны, но познаются лишь верой.
Из этого не следует, что эти догматы противоразумны. На-оборот, поскольку многие положения христианства могут быть доказаны, а многие — не могут, то говорит это о том, что эти догматы не противоразумны, а сверхразумны. Они не противоре-чат разуму, а превосходят его. Поэтому наука не противоречит религии, а если и возникает кое-где противоречие некоторых на-учных положений христианским догматам, то, памятуя о том, что философия есть служанка богословия, мы должны отдавать пред-почтение христианству перед наукой. Таким образом, наука не отвергается Фомой Аквинским. Наука приобретает подчиненную роль, причем эта роль такова, что теология всегда может контро-лировать истины, которые открываются наукой. Если эти истины противоречат христианским положениям, то церковь должно по-править науку и указать ей на более истинную точку зрения.
Отличие философского метода от богословского состоит в том, что философ и богослов по-разному идут к предмету своего исследования. Если богослов принимает бытие Бога за очевид-ную данность и исходя из этой очевидной данности спускается к чувственному миру и объясняет все явления мира, то философ, наоборот, идет не от более очевидного по сути, как богослов, а от более очевидного по познанию. Более очевидным по познанию является то, что окружает человека в этом мире. Поэтому фило-соф идет от факта существования чувственного мира и затем вос-ходит далее и далее к вершине, к цели существования и познания, к Богу. Поэтому задача философа состоит в том, чтобы правильно показывать и доказывать существование Бога исходя из данных чувственного мира, т.е. философия является прежде всего естест-венной теологией.