Тема 5 «Философская теория развития мира»
Общие рекомендации:
В ходе учебных занятий преподаватель должен акцентировать внимание на понятии «диалектика» и ее категориях; провести дифференциацию понятий «диалектика» и «метафизика», уяснить принцип всеобщей связи и принцип развития. Дать характеристику детерминизму и индетерминизму, динамическим и статическим закономерностям. Преподаватель должен дать студентам основное представление о научной, философской и религиозной картинах мира.
Учебные цели –показать многообразие картин мира, уяснить идею развития в ее историческом измерении, обозначить современные теории саморазвития и самоорганизации мира.
Цели модуля –получить представление о формировании современной философской картины мира, диалектическом и синергетическом видение развития.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.
Вопросы учебного занятия
1. Многообразие картин мира.
2. Современные теории самоорганизации мира: диалектика и синергетика
2.1 диалектическое видение развития: законы и принципы
2.2 синергетическое видение развития: законы и принципы, точка бифуркации
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.
Дополнительная
1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2016
2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студентa. - M., 2015
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016
4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2011.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2015.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016
7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016
8. Современный философский словарь. — М.,2012
9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012
10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека c природой. — M., 1986.
11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2014
12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2016.
Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»
Философская антропология: проблема человека
Общие рекомендации:
Задача преподавателя – ознакомить учащихся с понятием философская антропология, показать, что эта сфера знания является одним из ключевых направлений современной философии. Основные вопросы, на которых следует остановится подробнее: человек и его бытие в мире (общие понятия о человеке, многомерность человека, человек и человечество, идея личной уникальности и т.д.); душа, сознание и разум (общее представление о душе, душа и тело, душа и проблема единства духовно-идеального и материального, проблема сознания, сознание и самосознание, рефлексия, сознание и сфера бессознательного, рефлексия, психика человека, рассудок, разум, ум, мудрость, сознание, язык, общение и т.д.). Преподавателю необходимо соотнести и дать основные понятия: личность и массы; свобода и необходимость; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право. Необходимо затронуть проблемы функционирования общества как едино-целой системы определенного множества народа; человечества как едино-цельной социально-планитарной системы; дать определение – нации – народности – этноса и т.д., рассмотреть проблемы демографии.
Учебные цели –уяснить и закрепить основные понятия философской антропологии; обозначить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека; познакомить с современными философскими теориями, посвященными проблеме личности; развить способность к пониманию другого человека.
Цели модуля– ознакомить учащихся с особенностями развития философско - антропологической проблематики, научить различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества, понимать причины изменений представлений о человеке, знать сферы аксиологической направленности человеческой жизнедеятельности
Воспитательные цели – способствовать формированию культуры понимания соотношения в человеке биологического и социального начал, а следовательно и ценностных позиций в социокультурной жизнедеятельности человека (умению осознавать себя, понимать смысл собственной жизни, выстраивать отношения в другими людьми).
Вопросы учебного занятия
1. Проблема человека в истории философии.
2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.
3. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
4. Смысл жизни.
5. Ценности человеческого существования и их значение.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.
3. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 2014
4. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 2012
Дополнительная
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016
2. Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. М., 1995., № 8. - С. 92 - 102.
3. Бережной Н. М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. М., 1991., № 1. - С. 17 - 30
4. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии. М., 2002., № 2. - С. 119 - 136.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016
7. Вальверде К. Философская антропология. М., 2012
8. Современный философский словарь. — М., 2012
9. Некрасова Е. Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., 2012
10. Григорьян Б. Т. Философская антропология: критический очерк. М., 2011
11. Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 2013
12. Евлампиев И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека //
13. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. В кн.: Трубецкой Е. Н. Избранные произведения., Ростов на Дону, 2015
14. Франк С. Л. Смысл жизни. В кн.: Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия):