Л Е К Ц И Я № 9 . Общие представления о духе

Дух(от лат. spiritus — «дуновение, дыхание, запах») — в широ­ком смысле — идеальное сознание как высшая форма психической деятельности; в узком смысле однозначно с понятием мышления.

Представители различных течений философии выделяют субъективный дух (субъект, личность, индивидуум), абсолютиза­ция которого ведет к субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности кото­рого ведет к объективному идеализму.

Античные философы рассматривали дух как теоретическую деятельность (например, для Аристотеля высшей формой дея­тельности духа являются мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное начало, поз­наваемое непосредственно, интуитивно (М. Плотин). Такая точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно которой дух — Бог, сверхъестественная сущность, лишь предмет веры.

Немецкая классическая философия подчеркивает активность ду­ха, рассматривая его как деятельность самосознания. Г. Гегель пони­мал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме как единство практической и теоретической деятельно­сти: бытие духа есть его деяние, хотя это деяние понимается толь­ко как познание. Дух по Гегелю преодолевает природное, чув­ственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает дух как вторич­ное по отношению к природе. Для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу.

Материалисты XVII—XVIII вв. (Т. Гоббс , Ж. О. Ламетри)по­нимали дух лишь как комбинацию ощущений в целом, как разно­видность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает пред­ставление о нем как о чем-то существующем независимо от мате­рии. Духовное— это высокоорганизованная материя, результат общественно-исторической практики людей. Общественное соз-

наниевыступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на прак­тическую деятельность человечества.

Представления о духе в истории философской мысли связаны со взглядами на природу человека. Философы Античности, особен­но натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, микрокосмос. Начиная с Сократа, они считали человека двой­ственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотно­сил душу с идеей, Аристотель считал душу формой. В Средневе­ковой философии главное размежевание происходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским челове­ком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело — душа — дух. Духовность человека состоит в его совести, причастности к Божественному посредством веры, надежды и любви.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т. е. в рамках основных вероисповеданий христианства.

Л Е К Ц И Я № 10. Материя

Материя(от лат. material — «вещество») — философская катего­рия для обозначения некой пространственной телесности, «мер­твое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере нау­ки — как естесствознание. Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем. Материя— это бесконечное множество всех существующих явлений, объек­тов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодей­ствий и форм движения. Материя существует во множестве кон­кретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является эл­ементом более общей системы. Поэтому было бы неправильно понимать материю как таковую, как некоторую неизменную пер­вичную субстанцию вне ее конкретных форм. Сущность материи раскрывается через ее многообразные свойства и взаимодей­ствия, познание которых и означает познание самой материи. Чем более сложной является материя, тем более разнообразны и дифференцированы ее взаимосвязи и свойства. На высшем уровне сложности, в связи с появлением разумных существ неко­торые из свойств материи, такие как сознание, кажутся необыч­ными, непохожими на неё и на первый взгляд представляются не связанными с ней. Утверждение безусловности такого представ­ления, неспособность раскрыть связь сознания с материей по­стоянно приводили к возникновению различных монистических и дуалистических учений.

В диалектическом материализме противопоставление мате­рии и сознания условно. Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утра­чивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо мате­риального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная груп­па материальных объектов: средства производства, здания, про-

дукты химического синтеза, предметы потребления и т. п. — по своему происхождению и форме организации в какой-то мере за­висят от сознания человека, поскольку в них воплощается чело­веческий замысел. По мере развития науки и техники будет все более расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зави­сеть от преобразующей сознательной деятельности людей.

Философское понимание материи как объективной реально­сти конкретизируется и дополняется естественно-научными воз­зрениями на строение и свойства материи. Но было бы непра­вильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым. Точно так же ошибочно отождествлять материю как филосо­фскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, напри­мер с веществом.

Л Е К Ц И Я № 11. Сознание

Сознаниекак философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительно­сти. Сознание— это совокупность психических процессов, актив­но участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудо­вой, общественно-производственной деятельности людей и не­разрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.

Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных ру­ками предков, и формируется как таковой лишь в процессе об­учения по их использованию. Способ отношения человека к дей­ствительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людь­ми навыками предметных действий. Овладевая исторически вы­работанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предме­тов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объектив­ной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представле­ниями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно по­тому, что человек относится к объектам с пониманием, со знани­ем, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Без понимания и знания, которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощуще­ние или представление постольку являются частью сознания, по­скольку они обладают определенным смыслом в системе при­обретенных через общественную деятельность знаний. Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства че­ловека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политиче­ские и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание обще­ства в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только с ло­гическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной дея-

тельности всей сферы психического мышления вообще не суще­ствует. Если бы человек только производил одну за другой логи­ческие операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Од­нако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каж­дый данный момент включены в сознание. Ряд психических пе­реживаний может находиться определенное время как бы за по­рогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей ис­торией, осваивает действительность идеально, ставя при этом но­вые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.

Л Е К Ц И Я № 12. Движение

Движениев широком смысле слова — любое изменение, в уз­ком смысле — изменение положения тела в пространстве, важ­нейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процес­сы. В самом общем виде движение — это изменение в обществе, всякое взаимодействие материальных объектов. В мире нет мате­рии без движения, как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относите­лен и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множе­стве форм движения. Качественная устойчивость тел и стабиль­ность их свойств также представляют собой проявления относи­тельного покоя. Но данная устойчивость обусловлена особым типом взаимодействия микрочастиц в теле. Тем самым она вы­ступает как результат движения микрочастиц.

Таким образом, движение определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Движение мате­рии многообразно по своим проявлениям и существует в различ­ных формах. В процессе развития материи появляются качест­венно новые и более сложные формы движения. Но даже механическое перемещение не является абсолютно простым. В процессе перемещения тело непрерывно взаимодействует с другими телами через электромагнитное и гравитационное по­ля и изменяется при этом. Так, теория относительности А. Эйн­штейна указывает, что с увеличением скорости движения проис­ходит возрастание массы тел. Всякое движение включает в себя взаимодействие различных форм движения и их взаимные пре­вращения. Оно так же неисчерпаемо, как и сама материя. Движе­ние материи представляет собой процесс взаимодействия проти­воположностей. Так, механическое движение выступает как единство прерывности и непрерывности пространства и времени; электромагнитное, ядерное и гравитационное движения основа­ны на единстве противоположных процессов поглощения и излу­чения микрочастицами квантов электромагнитного, ядерного

и гравитационного полей; химическое движение включает в себя ассоциацию и диссоциацию атомов и т. д. Бесконечное самодви­жение материи в космосе также выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии (в хо­де эволюции звезд) и их обратной концентрации, ведущей в ито­ге к возникновению звезд, галактик и других форм материи.

Если движение материальной системы подчиняется некото­рому единому закону и включает в себя целостное изменение си­стемы, то оно выступает как процесс ее развития. При восходя­щем развитии происходят усложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивное преобразова­ние от низшего к высшему. Нисходящее развитие выражает де­градацию и распад системы, упрощение форм ее движения. Дви­жение является более общим понятием, чем развитие, поскольку оно включает в себя всякое изменение, в том числе нынешнее и случайное, не соответствующее внутреннему закону развития системы.

Наши рекомендации