Общие представления о гипнозе

Термин гипноз[3] (от греческого hypnos - сон) был впервые предложен в 1843 г. английским хирургом Д.Брэдом(1795-1860). В 1841 году в Манчестере ему довелось присутствовать на сеансе, который проводил швейцарский магнетизер Лафонтен. Увиденное показалось Брэду неправдоподобным, и он решил сам изучить предмет с тем, чтобы разоблачить Лафонтена. Брэд начал проводить опыты, используя в качестве подопытных свою жену, приятеля и своего слугу. Для того чтобы погрузить их в сон Брэд заставил их смотреть на блестящую застежку футляра для хирургических инструментов, которую он держал перед их глазами на уровне переносицы - как хирург-офтальмолог он знал, что фиксация взгляда на блестящем предмете приводит к быстрой усталости глаз. Этот искусственно вызванный сон Брэд назвал "гипнозом". На основе своей теории он разработал чрезвычайно простой метод, позволяющий вводить в сон людей и животных. Брэд помещал на расстоянии примерно 20 см. от глаз пациента примерно на высоте его переносицы блестящий предмет, например, стеклянную призму. Путем простой фиксации взгляда пациента на этом предмете и словесного внушения он в большинстве случаев уже через несколько минут погружал его в состояние гипноза, то есть в состояние неполного сна, во время которого пациент слышал голос гипнотизера и выполнял его команды. Гипнотизируемый мог двигаться и выполнять различные действия, которые были ему внушены и которым он не сопротивлялся, поскольку не воспринимал их критически.

Существенный шаг в научном разъяснении явлений гипноза сделал французский врач в Нанси Льебо, лечивший гипнотическим внушением больных и тоже написавший об этом методе интересное сочинение. Видную роль в истории вопроса сыграл знаменитый невропатолог Шарко, демонстрировавший в парижском госпитале явления гипноза. Он рассматривал гипноз как особое нервное состояние, вызываемое физическими приемами. Однако Шарко встретил резкого противника своих взглядов в лице профессора Бернгейма, вызывавшего гипноз путем словесного внушения и рассматривавшего сам гипноз как внушенный сон и все явления, наблюдаемые в гипнозе, как результат одного лишь словесного внушения. Эти разноречия сыграли затем большую роль в выяснении явлений гипноза, почему названные четыре исследователя и должны считаться основоположниками учения о гипнозе.

Что же такое гипнотическое состояние? Известно, что Шарко рассматривал его как особое нервное состояние, подобное истерии, Бернгейм - как внушенный сон, некоторые признавали его за особую эмоцию или душевное волнение (аффект), а В.М. Бехтерев признавал правильным рассматривать его как особое видоизменение сна.

Опровергая мнение Шарко, Бехтерев говорит о том, что гипнозу в той или иной степени поддается большинство людей, если не все. Признать же всех истеричными, очевидно, нельзя. Этой теории нанесен был окончательный удар, когда выяснилось необходимость признать гипноз и у животных за явление, совершенно аналогичное и родственное человеческому гипнозу. Если гипноз наблюдается и у животных, то вполне естественно, что корни его происхождения находятся глубоко в органическом мире. У целого ряда животных, от низших до высших, мы наблюдаем особое состояние "оцепенения", или явления так называемой мнимой смерти, которые у тех же животных могут быть вызываемы и искусственно. Каков биологический смысл этих явлений, характеризующихся внезапной скованностью движений? Наблюдения показывают, что они развиваются при внезапном появлении опасности. Таким образом, ясно, что во всем животном мире, до человека включительно, мы имеем общий тормозной рефлекс, развивающийся при условиях внезапных раздражений, поражающих мимико-соматическую сферу. Хотя этот рефлекс приводит в отдельных случаях к гибели индивида, в общем, однако, он является защитным, а, следовательно, и полезным. Полезность этого тормозного рефлекса видна из того, что состояние оцепенелости является в большинстве случаев в полной мере спасительным средством для животного (жучок, принимая неподвижное положение, становится менее заметным как цель для хищников).

Указанное состояние оцепенелости, наблюдаемое в природе, и есть прообраз гипнотического состояния. То, что мы называем гипнозом, является лишь искусственным воспроизведением общего тормозного рефлекса в виде сноподобной оцепенелости в той или иной степени.

Итак, установлено, что гипноз животных является совершенно аналогичным гипнозу у людей, а у животных о словесном внушении не может быть и речи. То есть не оставляет сомнения то, что гипноз вызывается не одним внушением и что физические воздействия оказываются иногда более действенными, чем словесное воздействие в форме внушения. С другой стороны, нельзя признать безоговорочно и то сближение гипноза и сна, доходящее почти до отождествления, которое делает Бернгейм. Гипноз и сон при известных чертах сходства имеют и существенные различия. Так, с гипнотиком можно говорить и получать от него ответы; далее, во время гипноза наблюдается повышенная внушаемость, каковой не бывает в обыкновенном сне: загипнотизированного можно заставить путем внушения автоматически ходить, выполнять те или иные действия и т.п. Это и послужило для Бехтерева в свое время основанием к тому, чтобы признать гипноз не за сон, хотя бы и внушенный, а за своеобразное видоизменение сна, точнее - "родственное сну состояние".

К сказанному следует добавить, что гипноз отличается от обыкновенного сна еще одною особенностью, так называемымраппортом[4]. В глубоком гипнозе между гипнотизером и гипнотизируемым устанавливаются особые отношения: второй слышит слова только первого, подчиняется ему во всем, исполняет его внушения беспрекословно, тогда как на воздействия сторонних лиц он совершенно не реагирует.

Итак, гипноз можно рассматривать как временное состояние суженного сознания и сконцентрированного внимания, вызванное действием гипнотизера (гетерогипноз) или воздействием на собственную личность (аутогипноз), обусловленное повышенной внушаемостью и гипнабельностью, что проявляется снижением уровня мышления, волевого контроля и эмоционального настроя. Действие-гипнотизера направлено на личность гипнотизируемого, а при воздействии на собственную личность происходит изменение самосознания. Все эти действия сводятся к восприятию какой-либо информации[5]. В этом плане понятие информация имеет сходство с понятием "энергия"[6]. Используя понятие энергия, можно сказать, что гипнотизер вводит в состояние гипноза других людей, тем самым обладает большей психической энергией. Рассматривая психофизиологические механизмы гипноза, следует различать две стороны этого вопроса.

Первая - это механизмы развития гипнотического торможения как такового. Однако само торможение не является ни гипнозом, ни его частью, а лишь условием для его возникновения.

Вторая - это условия и предпосылки действенности словесных внушений в гипнозе, то есть механизмы реализации словесных внушений.

Глубина гипноза

Многие люди представляют себе гипноз как глубокий транс, своего рода бессознательное состояние, в котором становятся доступными самые глубинные слои психики. Однако подобная глубина гипноза достигается лишь примерно у 20% пациентов. Большинство же из них достигают гипноза лишь средней глубины, чего, однако, вполне достаточно для обеспечения контакта с подсознанием и эффективного внушения.

В основном принято различать три степени глубины гипноза:

1. Легкий гипноз (состояние легкого расслабления, при котором сознание полностью активно. В этом состоянии пациент уже может принимать и выполнять простые внушения - гипноз в состоянии бодрствования);

2. Гипноз средней глубины (расслабление становится более глубоким, сознание почти неактивно, выполняются все внушения, которые не противоречат структуре личности);

3. Глубокий гипноз (полное расслабление, сознание полностью отключено. Выполняется даже совершенно нелогичные внушении. После снятия гипноза у пациента о нем не остается никаких воспоминаний).

Основные фазы гипноза

Гипноз возникает при переходе части клеток коры головного мозга в состояние торможения. При этом возникает разобщенность работы отдельных участков коры, которая приводит к развитию фазовых состояний.

В состоянии бодрствования внешние раздражители вызывают соответствующую ответную реакцию нервных клеток: слабый раздражитель - слабую, сильный - сильную.

По мере развития тормозных процессов в коре головного мозга пропорциональность меняется. Существует несколько характерных, тормозных фаз в деятельности коры мозга гипнотизируемого. При уравнительной фазе гипноза и слабые, и сильные раздражители дают одинаковый эффект - слабую реакцию. При парадоксальнойфазе гипноза - слабые раздражители приводят к сильной реакции, сильные - наоборот. Парадоксальную фазу гипноза И.П. Павлов назвал фазой суггестии. Слово - слабый раздражитель - приобретает сильное значение. При ультрапарадоксальнойфазе гипноза тормозные раздражители дают положительную реакцию, а положительные раздражители любой силы приводят кору в тормозное состояние.

Основные типы гипноза

I тип гипноза:летаргия - характеризуется тем, что при погружении в ту или иную глубину гипноза тело человека расслабляется все больше и больше.

II тип гипноза: каталепсия - характеризуется тем, что возникает подергивание мускулатуры. Тело человека по мере засыпания и углубления гипноза становится все более и более крепким, мышцы человеческого тела напрягаются все больше. Каталептический тип гипноза ближе всего стоит к гипнозу животных.

III тип гипноза:сомнамбулизм - характеризуется тем, что в нем наблюдается ряд интересных явлений автоматизма. Сомнамбулизм - гипнотический максимум, его вершина, апофеоз. Для него характерно полное управление полем сознания. Состояние это является настолько всемогущим, что в нем можно моделировать у гипнотика летаргию и каталепсию со всеми их проявлениями.

Методы гипноза

К аудиовизуальным методам гипноза относятся все те приемы гипнотизации, в основе которых лежит воздействие на слуховой и зрительный анализаторы в коре головного мозга суггеренда. К первой группе методов относятся: вербальный ифракционный гипнозы, а также постгипноз. Ко второй группе методов относятся фиксационный и фасцинативный гипнозы. Подробнее остановимся на вербальном методе.

Наши рекомендации