Тема 5. Понятия и принципы методологии юридической науки

(Научная конференция)

1) Становление классических методов юридической науки.

2) Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания

3) Методы юридической науки.

4) Проблемы юридической методологии в постсоветской науке. Перспективы развития юридической методологии в ХХI веке.

Литература:

1. Методология науки: Проблемы и история. М., 2003.

2. Спиридоновские чтения: Актуальные проблемы теории права. Вып. 4. Критерии научности юриспруденции. СПб., 2004.

3. Честнов И.Л. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004.

4. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.

5. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.

6. Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002.

7. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Субъект, познание, деятельность. М., 2002

8. Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.

9. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

10. Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие. М., 2002

11. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник // М.:Норма: ИНФА-М, 2012

12. Яркова Е.Н. История и методология юридической науки: учебное пособие// Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Подготовку к семинарским занятиям по ИМЮН целесообразно начинать с внимательного ознакомления с программой, содержанием выносимых на обсуждение вопросов, со спецификой предложенной к изучению учебной и научной литературы. После этого стоит перечитать конспект лекции. Это даст общее представление о проблематике семинара и поможет лучше ориентироваться при выявлении общих проблем для всех вопросов предстоящего занятия. Вопросы к семинарским занятиям сформулированы таким образом, чтобы преподавателю и студенту предоставить возможность конкретизации и детализации основной философской проблемы. Преподаватель, ведущий занятие, вправе не рассматривать все вопросы, а ограничиться лишь некоторыми из них, т.к. основная цель семинарских занятий - развитие способности учащегося мыслить самостоятельно, аргументировано, и на этой базе формировать осознанную гражданскую позицию, гуманистические убеждения, научное мировоззрение.

При подготовке к семинару основной задачей будет изучение специальной литературы. Всегда стоит отличать содержание первоисточника (труды классиков философии, политической науки, юриспруденции), содержание профессиональных интерпретаций этих трудов (т.е. работы профессиональных исследователей) и собственное понимание той или иной проблемы. В тетради эти фрагменты должны быть разделены, но в то же время студенту стоит найти элемент их соответствия. При конспектировании необходимо записи располагать так, чтобы их в дальнейшем (в ходе осмысления при подготовке к семинару, на самом занятии и при подготовке к экзамену или зачёту) можно было дополнить комментариями, различного рода соображениями. Конспект должен отражать не простое умение выписывать самые главные мысли из книги (это уровень среднего звена школы), а живую мысль конспектирующего. Эта настоящая мысль и есть шаг к получению высшего образования.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что конспектирование источников позволит сосредоточить внимание на происхождении проблемы в истории философии. Конспекты значительно облегчают подготовку к зачету и экзамену.

Конспектирование - процесс творческий. Его нельзя сводить к выписыванию цитат и отрывков из изучаемого произведения. Выписывать дословно следует лишь важнейшие, принципиальные, положения и те отрывки текста, стиль которых составляет самостоятельное значение. Остальное содержание произведения можно изложить максимально кратко, своими словами, так, чтобы то, что написано, было понятно самому написавшему.

Следующий важный этап подготовки к семинарскому занятию - составление плана ответов на вопросы, которые будут обсуждаться на семинарском занятии.

При прослушивании лекций, самостоятельном чтении специальной литературы приходится сталкиваться с новыми понятиями, неизвестными терминами, без расшифровки которых нельзя обойтись. Их следует записывать в тетрадь. Содержание понятий можно выяснить в словарях и другой многочисленной и разнообразной справочной литературе.

Доклады и рефераты на семинарских занятиях предназначены для того, чтобы углублено рассмотреть отдельные проблемы, уяснить их естественную взаимосвязь с современностью и деятельностью судебных органов, с юридическими науками. Доклады и рефераты способствуют привитию студентам навыков исследовательской работы, формированию научного мировоззрения.

Главными критериями исследовательского начала доклада или реферата являются творческая работа с литературой, умение самостоятельно искать источники. Необходимо систематизировать и обобщить материал из различных источников, сознательно построить логику изложения проблемы, найти доводы в защиту той или иной точки зрения.

Доклад необходимо оформить в виде письменной работы, изложение которой рассчитано примерно на 10 - 13 минут. Содержание и структуру реферата курсант избирает самостоятельно. Однако обязательно, чтобы в нем были план, введение, собственно исследование проблемы и заключение.

Следует обратить внимание на научный аппарат и оформление реферата. В нём обязательно должны быть ссылки на цитируемые источники (с указанием автора, полного названия, места издания, года издания, страниц и т.д.), т.к. это отражает не только формальные правила, научную культуру студента, но и элементарные нормы морали. На титульном листе реферата должны быть указаны вуз, кафедра, тема, автор, группа, в которой он учится, научный руководитель, его ученая степень, ученое звание, должность, а также место и год написания реферата.

На занятии не допускается чтение реферата, он должен свободно излагаться, что будет свидетельствовать об овладении студентом соответствующей проблематикой и о самостоятельности написания работы.

Следует помнить, что значительная часть материала изучается студентом заочной формы обучения самостоятельно, на основе прочитанных лекций, изучения учебной и специальной литературы. Особое внимание следует уделить ознакомлению с трудами классиков политико-правовой мысли. Не всегда удается уделить внимание собраниям сочинений тех или иных мыслителей, в таком случае необходимо обратиться к сборникам и хрестоматиям (см. список литературы).

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1. Развитие научного познания
Вопросы для самоконтроля

1. Современные концепции развития науки.

2. Понятие науки и критерии научного знания.

3. Понятие и сущность научной рациональности.

4. Социокультурная обусловленность науки.

5. Основные этапы развития юридической науки.

Темы рефератов и докладов

1. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

2. Внутринаучные и социокультурные факторы в развитии научного знания.

3. Традиции и новации в науке.

4. Роль истории науки в оценке методологических стратегий и программ.

Тема 2. Современные представления о научном познании
Вопросы для самоконтроля

1. Структура научного знания.

2. Философия науки: предмет, метод, функции.

3. Проблемы взаимодействия науки и общества.

4. Наука как социальный институт.

5. Философско-правовые аспекты научной деятельности.

Темы рефератов и докладов

1. Функции государства в управлении развитием науки.

2. Политика и современная научная картина мира.

3. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.

4. Общество знания: понятие и смысл.

5. Научные исследования как условие предотвращения социальных кризисов.

6. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

7. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

8. Наука, человек, повседневность.

Тема 3. Методология научного познания
Вопросы для самоконтроля

1. Методология науки: предмет и проблемы.

2. Уровни научного познания.

3. Теоретические и эмпирические методы научного познания.

4. Основные формы научного познания.

5. Методология научного исследования

Темы рефератов и докладов

1. Методологические программы неопозитивизма и постпозитивизма.

2. Структурализм и постструктурализм в науке.

3. Психоаналитическая философия и методология.

4. Наука и постмодернизм.

Тема 4. Проблемы методологии социальных и гуманитарных наук
Вопросы для самоконтроля

1. Особенности социального и гуманитарного знания.

2. Понятие и сущность мировоззренческой парадигмы.

3. Проблема истины и рациональности в социальных и гуманитарных науках.

4. Специфика социально-гуманитарного познания.

5. Этико-аксиологические проблемы юридической науки.

Темы рефератов и докладов

1. Научное и вненаучное социальное знание.

2. Исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

3. Человек как предмет философско-научного исследования.

4. Науки о природе и науки об обществе: сходство и различие.

5. Социальные и гуманитарные науки: общее и особенное.

6. Коммуникативная рациональность в социально-гуманитарном познании.

Тема 5. Понятие и принципы методологии юридической науки
Вопросы для самоконтроля

1. Общая характеристика методологии юридической науки.

2. Особенности методологии юридического научного исследования.

3. Структура методологии юридической науки.

4. Основные принципы методологии юридической науки.

5. Принцип методологического плюрализма.

Темы рефератов и докладов

1. Проблема автономии теоретического знания в правоведении.

2. Системный подход в юридическом исследовании.

3. Принцип соответствия в юридическом исследовании.

4. Деятельностный подход в правоведении.

5. Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений.

6. Проблема истинности правового познания.

Тема 6. Основы юридической эпистемологии
Вопросы для самоконтроля

1. Эпистемологические основания правового мышления.

2. Правопонимание в структуре правового мышления.

3. Образ юридического познания и типы правопонимания.

4. Общая характеристика основных концепций правопонимания.

5. Эпистемологические проблемы юридического позитивизма.

Темы рефератов и докладов

1. Юридическая наука как вид рациональности.

2. Рациональность права: юридический и метаюридический уровень.

3. Классический рационализм и истоки социальной инженерии, юридического позитивизма и естественноправовой доктрины.

4. Естественноправовая доктрина между рационально-бюрократической инженерией и индивидуальной свободой.

5. Позитивистско-сциентистская рациональность в теории права.

6. Коммуникативная рациональность: релятивистская и европоцентристская модели.

7. Идеи социального государства и кризис либерально-индивидуалистического правопонимания.

8. Этатистский и социологический позитивизм в правоведении.

Тема 7. Методологические подходы в юридической науке
Вопросы для самоконтроля

1. Философия как методология юридической науки.

2. Юридическая феноменология.

3. Феноменологический метод в юридической науке.

4. Юридическая герменевтика.

5. Герменевтический подход в юридической науке.

Темы рефератов и докладов

1. Философия свободы в юридической науке.

2. Философская герменевтика: становление предметной области.

3. Герменевтика и правоведение.

4. Понимание и толкование закона.

Тема 8. Структура методологии юридической науки
Вопросы для самоконтроля

1. Общая характеристика структуры методологии юридической науки.

2. Общенаучный уровень методологии юридической науки.

3. Частно-научный уровень методологии юридической науки.

4. Специально-юридический уровень методологии юридической науки.

5. Методологические особенности отраслей юридической науки.

Наши рекомендации