Философия пифагорейцев

Вслед за Милетской школой в Древней Греции на­чинают возникать и другие философские школы, важ­нейшей из которых стала школа Пифагора. Пифагор (вторая половина VI —начало V вв. до н. э.) родился на острове Самос. По своим политическим взглядам он был идеологом аристократии; всю жизнь вел борь­бу с представителями рабовладельческой демократии в греческих городах.

В основе всех вещей, учил Пифагор, лежит число; числа — сущность вещей. Мимо Пифагора не про­шел тот факт, что если длины струн в музыкальном инструменте (монохорде) относятся друг к другу как 1 : 2, 2 : 3, 3 : 4, то получающиеся музыкальные ин­тервалы будут соответствовать тому, что называется октавой, квинтой и квартой. Простые числовые отно­шения стали искать в геометрии и астрономии. Ши­роко известная теорема Пифагора о соотношении длин катетов прямоугольного треугольника с длиной гипотенузы также достаточно показательна. Вся Все­ленная признавалась им гармонией чисел и их отно­шений. Пифагорейцы приписывали числам особые мистические свойства. Они считали, что свойством одних чисел является справедливость, других — душа и ум, третьих — удача и т.п. Душа также является числом, которое приводит в движение самое себя. Душа бессмертна и переселяется из одного челове­ка в другого. Сам Пифагор будто бы уверял, что он помнит, в ком жила его собственная душа в послед­ние 207 лет.

Пифагорейцы имели большие заслуги и перед фи­лософией. Они впервые высказали мысль о количе­ственной закономерности развития мира, Вселенной, пытались открыть наличие противоположностей, ука­зывая на такие из них, как: предельное и беспредель­ное, четное и нечетное, покой и движение, свет и тьма, мужское и женское и т.п.

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посредством ее очищения. Самой вы­сокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски истины и блага.

Уделяли пифагорейцы внимание и праву, считая, что «весь образ жизни устроен таким образом, что­бы следовать Богу», так как высшая власть у богов и именно эта власть самая справедливая. Затем сле­дует подчиняться пророкам, правителям, родителям, старшим и наконец законам. «Человек по своей при­роде не может оставаться благополучным, если ник­то не начальствует», отсюда «нет зла большего, чем безвластие (анархия)».

Наконец, особо следует отметить поиски пифаго­рейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Такой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это — одна из сложнейших научных задач. Древние греки очень любили гармо­нию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.

ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

Ученым-энциклопедистом, крупнейшим представи­телем атомистического направления в философии был Демокрит (ок. 460—370 гг. до н.э.) из города Абдеры — греческой колонии на Фракийском побе­режье. Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.

Основу философских размышлений Демокрита со­ставляет идея, которая в самом общем виде уже по­явилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он разработал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит считал, что существует беско­нечное множество миров; одни миры возникают, дру­гие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты, которая находится между мирами и атома­ми. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по 4 признакам: по форме; величине; порядку; поло­жению.

Атомы бывают самой разной формы. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления и обра­зуются различные вещи и миры. Если бы они нахо­дились в состоянии покоя, то объяснить многообра­зие вещей было бы невозможно. Им как самостоя­тельным элементам присуще движение. Находясь в движении, атомы сталкиваются друг с другом, изме­няя направление движения; одним из видов движе­ния является вихрь. Само движение не имеет начала и не будет иметь конца.

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения и столкновения ато­мов). Знание причин — основа человеческих дей­ствий. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность — из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случай­ностью лежит необходимость. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху — это потому, что у орла есть привычка сбрасывать чере­паху на скалу или блестящий твердый предмет, что­бы разбить черепаху (точно так же необходимым яв­ляется движение человека в том или ином направле­нии).

Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна восприни­мать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего тре­буется ум, мышление. Демокрит разграничивал чув­ственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе — познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они — результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Зна­ние этих качеств, по Демокриту, «темное». В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению» невозможно и познание «по истине».

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристоте­ля, так как Сократ сам ничего не писал. Для пони­мания учения Сократа важны произведения Платона «Пир», «Федон», «Апология Сократа». Их можно най­ти в «Диалогах» Платона.

Главное место в сократовской философии принад­лежало этике, причем Сократ уделял большое внима­ние знанию и полагал, что правильное знание сле­дует определять с помощью двух методов:

1)метода выделения общего из ряда частных слу­чаев;

2)метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.

Метод Сократа был вполне научным в плане выяв­ления знания. Он был впоследствии назван Аристо­телем индукцией, или приемом выявления определе­ний для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные опреде­ления общих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действитель­ности не приобретали новых знаний, а лишь прояс­няли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой — «повивальным искусством», т.е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, при­сущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Индуктивный метод Сократа прежде всего ориен­тирован на обоснование его этических воззрений. В чем состояла этика Сократа? Нравственные стремления присущи каждому чело­веку, и для их превращения в добродетель ему важ­но вспомнить, что есть добро. Знание же добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека.

Человек должен стремиться к знаниям, что для Сократа было тождественным стремлению к добро­детели.

Добродетели можно обучить при помощи умствен­ного образования.

Так как добро присуще изначально душе человека, то каждый человек должен проявлять заботу о душе и ее совершенствовании.

Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял и развил его учение Платон.

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Платон стал первым греческим философом, со­здавшим целостную концепцию объективного идеа­лизма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первич­ного по отношению к миру вещей.

Материальное бытие создается Творцом-демиургом наподобие того, как человек создает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, который и форми­рует материальный мир из хаоса, бесформенного дви­жения, приводит вещи «из беспорядка в порядок».

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» ко­торые он открывает для себя мир.

Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Вначале познание осуществляется чистой ду­шой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные орга­ны чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития челове­ка она вспоминает свои знания, которые видела рань­ше. При этом чувственно-эмпирический опыт явля­ется лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики — беседа.

Человек являет собой единство души и тела, в ос­нове которого лежит душа, ибо она бессмертна. По­скольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэто­му она не может распадаться на составные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти.

Платон делит души людей на 3 категории в за­висимости от того, какое начало в них преобладает: разум (философы), страсть (стражники и воины) и вожделение (крестьяне, торговцы, ремесленники).

Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своего природного и законодательного предназначения.

Формой идеального государства, по мнению Пла­тона, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, но предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы госу­дарства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властите­ли выражают не народный, а личный интерес. Чтобы такого не было, Платон требует правильно организо­вать воспитание граждан. Философы должны прой­ти длинную дорогу обучения мудрости, прежде чем стать правителями; чтобы сформировать у воинов мужество и волю, избежать конфликтов на почве за­висти и ревности, необходимо для этого слоя ввести общность имущества, жен и детей.

Крестьяне, ремесленники, торговцы нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.

Философия Платона оказала огромное влияние на все последующее развитие философского знания и нашла свое продолжение в философских взглядах его ученика Аристотеля.

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель по праву считается величайшим энцик­лопедистом древности и самым значительным сис­тематизатором философских и научных знаний, на­копленных до него. Он известен также как воспита­тель великого полководца Александра Македонского. Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель кри­тикует учение Платона о существовании идей как аб­солютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т.е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель форму­лирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, ко­торая никем не определена.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и об­разуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличаю­щих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря фор­ме вещь такова, какова она есть на самом деле.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела...» Как форма господ­ствует над материей, так, соответственно, душа — над телом, разум — над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены живот­ные; разумная, присущая человеку.

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей по­знается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально со­держится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявле­ния общего, с помощью которого можно затем объяс­нить единичные факторы, Аристотель назвал индукци­ей. Метод доказательства из силлогизмов, т.е. из об­щих выводов, он назвал дедукцией.

Значительное место в философии Аристотеля за­нимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое живот­ное», которому присуща инстинктивная устремлен­ность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он — либо зверь, либо Бог».

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся толь­ко те, кто имеет собственность и участвует в управ­лении обществом. Рабы к гражданам не относились.

Аристотель выделял 6 форм государства: 3 пра­вильные: аристократия, монархия и полития, и 3 — неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наи­лучшей из форм является полития, так как она соче­тает свойства умеренной демократии и личное досто­инство олигархии, присущее благородным людям.

Наши рекомендации