В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru/.
2. Библиотека Гумер – гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/.
3. Портал «Гуманитарное образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/.
4. Электронная библиотечная система КнигаФонд [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа http://www.knigafund/ru/.
4. Примерная тематика контрольных работ:
1.Философия в системе культуры.
2.Специфика философского знания.
3.Взаимоотношение философии и частных наук.
4.Особенности древнегреческой философии.
5.Основные философские идеи Сократа, Аристотеля и Эпикура.
6.Идеальное государство Платона.
7.Актуальные идеи античной философии о воспитании и образовании.
8.Этика Аристотеля.
9.Философские идеи Ф. Бэкона.
10. .Философские идеи Р. Декарта.
11.Политическая теория Дж. Локка.
12.Основные компоненты мировоззрения, его роль в жизни человека.
13.Основные идеи философии Просвещения.
14.Роль категории «бытие» в осмыслении мира.
15.Основные этапы в формировании категории «материя».
16.Понимание пространства и времени в философии и физике.
17.Модель диалектики Гегеля.
18.Основные модели диалектики.
19.Теории антропосоциогенеза.
20.Религиозная картина мира П. Тейяра де Шардена.
21.Место и роль человека в природном универсуме.
22.Сущность, содержание экологического кризиса.
23.Сознательное и бессознательное в деятельности человека.
24.Проблема познания в философии.
25.Проблема истины в философии.
26.Современная картина мира.
27.Общество как саморазвивающаяся система.
28.Формационный подход к развитию общества.
29.Цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
30.Культурологический подход к анализу истории человечества.
31.Гражданское общество и государство.
32.Социальная философия о соотношении личности и общества.
33.Специфика и принципы социального познания.
34.Социальные законы: классификация, особенности и механизм действия.
35.Индивид, человек, личность: условия её формирования.
36.Свобода и ответственность личности.
37.Проблема насилия и ненасилия в философии.
38.Человек в мире культуры,
39.Сущность и критерии общественного прогресса.
40.Перспективы развития современной цивилизации.
41.Позитивизм и его основные формы.
42.Феноминология Э. Гуссерля.
43.Философская герменевтика.
44.Теория психоанализа З. Фрейда и Э. Фромма.
45.Философия Средневековья: соотношение религии и науки.
46.Основные идеи немецкой классической философии.
47.Особенности развития отечественной философии.
48.Основные идеи славянофилов и западников.
49.Предпосылки возникновения и основные идеи марксисткой философии.
50.Философия воли А. Шопенгауэра.
51.Отражение как всеобщее свойство материи.
52Основные принципы диалектики.
53.Сущность и явление.
54.Содержание и форма.
55.Причина и следствие.
56.Свобода и необходимость.
57.Наука и идеология.
58.Происхождение и сущность буддизма.
59.Христианство: история и современность.
60.Ислам и его роль в современном мире.
5. Программные вопросы для подготовки к экзамену:
1. Мировоззрение: сущность, структура, характерные черты, типы.
2. Философия как форма общественного сознания.
3 Основной вопрос философии, его методологическое значение.
4. Особенности философии античного периода.
5. Философия Средневековья: соотношение религии и науки.
6. Характерные черты философии эпохи Возрождения.
7. Особенности философии эпохи Нового времени.
8. Основные идеи немецкой классической философии.
9. Особенности становления отечественной философии.
10. Учение славянофилов и идеи русского западничества.
11. Философия всеединства В.С. Соловьева.
12. Философские идеи русского космизма.
13. Предпосылки возникновения и основные идеи марксистской философии.
14. Особенности философии ХХ века.
15. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
16. Феноменология.
17. Герменевтика.
18. « Философия воли» А. Шопенгауэра.
19. « Философия жизни» Ф. Ницше, А. Бергсона.
20. « Психоаналитическая философия».
21. Концепция бытия - фундамент философской картины мира.
22. Научная и религиозно – идеалистическая картины мира.
23. Материальная сущность мира. Этапы становления понятия «материя».
24. Структура материи, ее основные свойства.
25. Основные виды и формы движения материи.
26. Пространство и время – объективные формы существования материи.
27. Возникновение и развитие форм отражения как всеобщего свойства материи.
28. Предпосылки возникновения сознания, его структура и функции.
29. Понятие диалектики, ее основные исторические формы и модели.
30. Основные принципы диалектики.
31. Диалектика и метафизика.
32. Философское понятие закона, их классификация и взаимосвязь.
33. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики.
34. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
35. Закон отрицания отрицания.
36. Единство чувственной и рациональной сторон познания. Интуитивизм.
37. Диалектика абсолютной и относительной истины. Объективность истины.
38. Наука, ее структура, закономерности развития и социальные функции.
39. Наука и идеология.
40. Научное познание и его основные методы.
41. Практика ее виды и основные функции.
42. Специфика и основные принципы познания социальной действительности.
43. Социальная философия, ее объект и предмет.
44. Понятие общества. Основные подходы к анализу изучения общества.
45. Социальные законы: классификация, особенности.
46. Природа как объект философского осмысления.
47. Взаимосвязь природы и общества.
48. Экологические проблемы современности: сущность, содержание, пути выхода.
49. Понятие социальных отношений и социальной общности, условия их формирования.
50. Происхождение и сущность классов. Классы в современном обществе.
51. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.
52. Нации и национальные отношения.
53. Формационный подход к анализу развития общества.
54. Цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
55. Культурологический анализ истории.
56. Происхождение, закономерности развития и социальные функции культуры.
57. Общественное сознание, его структура и функции.
58.Происхождение, сущность, социальная роль религии.
59. Происхождение и сущность буддизма.
60. Христианство: история и современность.
61. Ислам и его роль в современном мире.
62. Философская антропология : анализ сущности человека (основные теории и подходы).
63. Проблемы антропогенеза.
64. Личность, проблемы ее индивидуальности и развития.
65. Народ как основная созидающая сила истории.
66. Личность как субъект истории.
6. Примерные варианты тестов по дисциплине
ВАРИАНТ 1.
1.Какие существуют основные типы мировоззрения:
1.Мифология, религия, философия.
2.Психика, религия, философия.
3. Мифология, атеизм, философия.
4. Религия, философия, наука.
2.Какие существуют типы философствования:
1.Мировосприятие, мироощущение, миропостижение.
2.Мировосприятие, психологический, миропостижение.
3.Мировосприятие, политический, миропостижение.
4.Мировосприятие, культурный, миропостижение.
3.Структура сознания:
1.Понятие, ощущение, восприятие, представление.
2.Память, воля, знания, эмоции, чувства, интуиция.
3.Память, потребности, знания, эмоции, переживания, интуиция.
4.Память, воля, парадигмы, эмоции, восприятие, интуиция.
4. В чём сущность насилия:
1.В принуждении государством всех граждан платить налоги.
2.В необходимости всем выполнять законы.
3.В принуждении к чему- либо силой, против воли.
4.В необходимости соблюдать общепринятые нормы морали.
5.Основные теории происхождения человека:
1.Мифологическая, религиозная, дактилоскопическая, Дарвиновская, космическая, трудовая.
2. Мифологическая, религиозная, релятивистская, Дарвиновская, космическая, трудовая.
3. Мифологическая, религиозная, мутационная, Дарвиновская, космическая, трудовая.
4. Мифологическая, религиозная, дактилоскопическая, Дюргеймовская, космическая, трудовая.
6.Диалектика это:
1.Наука о закономерностях развития мира.
2.Наука о причинно – следственной связи.
3.Наука о наиболее рациональном использовании человеческих знаний.
4.Наука о наиболее общих законах развития общества, человека, сознания.
7.В чём сущность агностицизма И. Канта:
1.Познание мира возможно только отдельным людям.
2.В раздвоении мира на «вещи в себе» и «вещи для нас».
3.Познание мира доступно только науке.
4.Познание доступно только философам.
8.В чём отличие философии Средневековья и античного периода:
1.В философии Средневековья господствовали идеи материализма.
2 В философии Средневековья господствовали идеи теоцентризма.
3.В философии Средневековья господствовали идеи классической немецкой философии.
4.В философии Средневековья господствовали идеи мифологии.
9.В чём заключается сущность философии воли А. Шопенгауэра:
1.Мир развивается по воле исторической личности.
2.Воли человека подвластно всё.
3.Развитие мира не подвластно воли человека.
4.Абсолютная воля является началом бытия, причиной развития.
10.Особенности становления русской философии:
1.Развивалась самостоятельно.
2.Носила ярко выраженный православный характер, влияние других философских школ, особенно немецкой классической философии.
3.Поздний этап возникновения, влияние культуры Византии, этическая проблематика, религиозный характер.
4.Поздний этап возникновения, влияние культуры Германии, этическая проблематика, влияние сложившихся мировых религий, религиозный характер.
11.В чём сущность определения «индивидуальность»:
1.Личностные качества каждого человека.
2.Совокупность личных знаний, полученных индивидуально каждым в процессе обучения и воспитания.
3.Уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личных качеств и свойств.
4.Преобладающие черты характера каждого индивида.
12.Основные функции религии:
1.Духовное воспитание, сохранение исторического наследия, устрашения, объединения.
2.Мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, компенсаторная, интегрирующее - дезинтегрирующая.
3.Воспитательная, коммуникативная, регулятивная, устрашения, интегрирующее - дезинтегрирующая.
4.Мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, компенсаторная, объединяющая.
13.Социальная мобильность это:
1.Способность человека мобилизовать свои усилия на достижение поставленной цели.
2.Способность человека и социальной группы мобилизовать свои усилия на достижение поставленной цели.
3.Способность и возможность личности и группы осуществлять вертикальные и горизонтальные перемещения по стратам.
4.Способность людей активно влиять на социальную реальность.
14.Сущность философского понимания культуры:
1.Совокупность материальных и духовных ценностей, способ их создания и использование в общественно- исторической практике.
2.Совокупность духовных ценностей, способ их создания и использование в общественно- исторической практике.
3.Совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
4.Совокупность стандартов и норм, являющихся основой развития общества.
15.В чём заключается сущность рационализма:
1.Процесс познания осуществляется в единстве чувственной и логической сторон, но главным является разум.
2.Процесс познания осуществляется в единстве чувственной и логической сторон, но главным являются чувства. .
3.Все действия человека определяются рациональным способом мышления.
4.Учение, согласно которому единственно достоверным источником познания является разум.
16.Основные формы эмпирического уровня познания:
1.Ощущение, восприятие, представление.
1.Ощущение, понятие, представление.
1Умозаключение, восприятие, представление.
1.Ощущение, восприятие, суждение.
17.Сущность сциентизма:
1.Только на базе естественных наук возможно прогнозировать развитие общества.
2.Концепция абсолютизации роли науки в познании мира.
2.Концепция отрицания роли науки в познании мира.
2.Концепция абсолютизации математики в познании мира.
18.Какие философские направления опираются на традиции рационализма:
1.Позитивизм, феноменология, прагматизм.
2.Прагматизм, позитивизм, герменевтика.
3.Прагматизм, экзинстенциализм, герменевтика.
4.Феноменология, позитивизм, герменевтика.
19.Что представляет бытие:
1.Философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
2.Философская категория, обозначающая реальность, существующую в зависимости от сознания человека.
3.Философская категория, обозначающая реальность, существующую в обществе.
4.Осознание мира как вечного и бесконечного.
20.Всеобщие свойства материи:
1. Объективная реальность, фигурность, структурность, неисчерпаемость.
2.Объективная реальность, отражение, структурность, неисчерпаемость.
3.Объективная реальность, отражение, длительность, неисчерпаемость.
4.Объективная реальность, отражение, структурность, статичность.
21.Законы классифицируют:
1. Общие, всеобщие, частные, математические, статистические, природы, общества.
2. Общие, всеобщие, частные, динамические, космические, природы, общества.
3.Общие, всеобщие, частные, динамические, статистические, природы, общества.
4.Общие, всеобщие, частные, динамические, паранаучные, общества.
22.Отражение это:
1.Процесс воздействия одного объекта на другой.
2.Всеобщее свойство материи сохранять следы взаимодействия.
3.Результат воздействия одного объекта на другой.
4.Свойство материи воспроизводить результаты взаимодействия в сознании человека.
23.Основные виды практики:
1.Материально- производственная, социально- политическая, научная, вся остальная предметно- чувственная деятельность человека.
2.Педагогическая, социально- политическая, научная, вся остальная предметно- чувственная деятельность человека.
3.Материально- производственная, военная, медицинская, научная, вся остальная предметно- чувственная деятельность человека.
4.Материально- производственная, политическая, революционная, научная, вся остальная предметно- чувственная деятельность человека.
24.Характерные черты мировоззрения:
1. Интегративность, зависимость от знаний и опыта, закономерность, конкретность, материальная обусловленность.
2.Интегративность, зависимость от знаний и опыта, историчность, эмпиризм, материальная обусловленность.
3.Интегративность, зависимость от знаний и опыта, историчность, конкретность, материальная обусловленность.
4.Интегративность, зависимость от знаний и опыта, историчность, объективность, материальная обусловленность.
25.Сущность общественного сознания:
1.Осознание человеком самого себя, своего бытия.
2.Осознание обществом самого себя, своего бытия.
3.Осознание обществом деятельности государства.
4.Осознание человеком подчиняться законам своей социальной группы.
ВАРИАНТ 2.
1.Мировоззрение это:
1.Совокупность предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных отношениях.
2. Совокупность предельно общих взглядов на мир.
3.Совокупность предельно общих взглядов на мир и всё, что нас окружает.
4.Совокупность предельно общих взглядов на всё.
2.Содержание основного вопроса философии:
1.Познаваем ли мир.
2.Что первично.
3.Отношение мышления к бытию.
4.Отношение мышления к познанию мира.
3.Агностицизм это:
1.Учение, утверждающее, что мир частично познаваем.
2.Полное отрицание возможности познания мира.
3. Учение, сомневающиеся, что мир частично познаваем.
4.Учение, утверждающее, что мир познаваем.
4.Почему философия Средневековья носила схоластический характер:
1.Она стала изучаться в школе, философские проблемы обсуждались на уровне понятий, абстрактно, вне практики.
2.Она стала изучаться в школе, философские проблемы обсуждались на уровне практики.
3.Она стала изучаться в школе, философские проблемы обсуждались на уровне житейских понятий, вне теории.
4.Её родоначальником был философ Схоласт.
5.Мировые религии это:
1.Буддизм, христианство, ислам.
2.Буддизм, христианство, ислам, католицизм.
3.Буддизм, иудаизм, христианство, ислам.
1.Буддизм, христианство, даосизм, ислам.
6.Объективность истины заключается:
1.Не зависит от человека, подчиняется воли высших сил.
2.Определяется законом.
3.У каждого человека своя истина, которая определяется духовными потребностями.
4.Не зависит от желаний личности, от сознания вообще.
7.Основные формы рационального уровня познания:
1.Понятие, суждение, умозаключение.
2.Восприятие, суждение, умозаключение.
1.Понятие, суждение, представление.
1.Понятие, ощущение, умозаключение.
8.Философия как форма общественного сознания это:
1.Понимание мира как единого целого и бесконечного.
2.Научная система знаний о законах мира.
3.Система знаний о смысле существования человека.
4.Система самых общих теоретических взглядов на мир, на человека.
9.Какие существуют основные типы личности:
1.Холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.
2.Охотники, жертвы, неприкасаемые.
3.Охотники, гуманисты, подвижники.
4.Деятели, мыслители, гуманисты, подвижники.
10.Структура мировоззрения:
1.Уровни, формы, содержание, носители.
2.Уровни, миропонимание, формы, миропостижение, носители.
3.Уровни, право, религия содержание, носители.
4.Индивид, социальная группа, общество.
11.Основные функции философии:
1. Мировоззренческая, психологическая, методологическая, гносеологическая.
2.Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая.
3.Мировоззренческая, объединительная, гносеологическая.
4.Разъяснительная, методологическая, гносеологическая.
12.Основные формы отражения:
1.Ощущение, понятие, суждение.
2.Ощущение, восприятие, психическое.
3.В неживой природе, до психическое, психическое, идеальное.
4.Понятие, суждение, умозаключение.
13.Основные функции сознания:
1.Адекватное отражение, накопление знаний, оценка и самооценка, целеполагание, планирование, конструирование, управление.
2. Адекватное отражение, накопление знаний, оценка и самооценка, руководство поведением.
3.Накопительная, передаточная, воспитательная, мировоззренческая, определяющая, ценностная, индивидуализации, методологическая, аксиоматическая.
4.Ориентирующая, деятельностная, экспликации, иллюзорно- компенсаторская.
14.Закон это:
1.Повторяющиеся, устойчивые условия, по которым происходит любое событие.
2.Субъективные и объективные условия функционирования предмета, процесса, явления.
3.Внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами, процессами и явлениями.
4.Объективные факторы, которым вынуждены подчиняться люди.
15.В чём заключается сущность сенсуализма:
1.В признании опыта в качестве единственного источника знаний.
2.Познание возможно только через субъективное восприятие конкретного индивида.
3.В признании ощущений в качестве единственного источника знаний.
4. В признании практики в качестве единственного источника знаний.
16.Основные формы общественного сознания:
1.Политическая, правовая , эстетическая, религиозная, естественно - научная, философская.
2.Политическая, интуитивная, эстетическая, религиозная, естественно - научная, философская.
3.Политическая, правовая, чувственная, религиозная, научная, философская.
4.Политическая, агноститическая, культурная, религиозная, естественно - научная, философская.
17.Кто сказал: «всё течёт, всё меняется»:
1.Анаксагор.
2.Парменид.
3.Гераклит.
4.Аристотель.
18.Мировоззрение это:
1.Осмысление взаимоотношений человека и природы.
2.Совокупность общих взглядов на мир.
3.Совокупность объективной и субъективной реальности в их сложных исторических отношениях.
4.Совокупность предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных отношениях.
19.Понятие «личность»:
1.Любой представитель человеческого рода.
2.Представитель социальной группы.
3.Конкретный индивид с характеризующей его устойчивой системой социально- значимых черт, продукт общественно- исторического развития.
4.Конкретный индивид с характеризующей его устойчивой системой социально- значимых черт, проживающий на определённой территории.
20.Исторические общности людей:
1.Род, племя, народность, нация,
2.Род, племя, диаспора.
3.Племя, род, класс.
4.Род, клан, племя, нация.
21.Движение это:
1.Изменение вообще.
2.Перемещение в пространстве.
3.Изменение во времени.
4.Любое развитие.
22.Учение о познании:
1.Аксиология.
2.Онтология.
3.Гносеология.
4.Антропология.
23.Структура материи включает:
1.Физический, химический, биологический уровни.
2.Не живая, живая, социально организованная.
3.Вещество, поле, микрочастицы.
4.Мегамир, макромир, микромир.
24.Автор атомистического учения:
1.Сократ.
2.Платон.
3.Демокрит.
4.Аристотель.
25.Философия Платона была:
1.Натуралистической.
2.Материалистической.
3.Идеалистической.
4.Дуалистической.