Образовательные технологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра истории и культуры России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

По дисциплине

______________________Этика ______________________

(название дисциплины в соответствии с учебным планом)

бакалавры по направлению 040100.62 «Социология», профиль: «Социология организации и управления»

Факультет политических наук и социологии

Кемерово 2011

СОГЛАСОВАНО Декан ФПНиС _______________________ «___»__________20__ г. УМК обсужден и одобрен Ученым советом ФПНиС Протокол №___от«___»_______20__ г. Председатель Ученого совета ФПНиС, Декан ФПНиС _______________________ «___»__________20__ г.   СОГЛАСОВАНО Проректор по УОР КемГУ ______________________ «___»__________20__ г.  
ОБСУЖДЕНО Зав. кафедрой А. В. Горбатов______________________ «___»__________20__ г. УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры Протокол №___от«___»_______20__ г. Зав. кафедрой Истории и культуры России А. В. Горбатов______________________ «___»__________20__ г.   РАССМОТРЕНО Председатель методической комиссии _______________________ «___»__________20__ г. УМК обсужден и одобрен методической комиссией ФПНиС Протокол №___от«___»_______20__ г.  

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа курса………………………………………….………………..….

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов……….….

Учебно-методические материалы ……………………………………………….……

Методические указания к семинарским занятиям для студентов………………….

Список учебной литературы, рекомендуемый студентам.........................................

Методические рекомендации преподавателю……………………………………….

Словарь терминов и персоналий………………………………………………………

Формы текущего, промежуточного, рубежного

и итогового контроля…………………..…………………………………...…… …….

Тесты по курсу………………….………………………………………………………

Примерные вопросы к зачету…….………………………………………...………….

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра истории и культуры России

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета политических наук и социологии

_______________________

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины

Этика

Направление подготовки

Социология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Кемерово

1. Цель преподавания данной дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с природой и внутренней структурой морали, происхождением и историческим развитием нравственности, дать понимание прикладного характера этики.

Задачи дисциплины

§ познакомить студентов с важнейшими этическими понятиями, категориями, этическими концепциями:

§ помочь студентам выработать нравственную позицию по отношению к этическим проблемам современного общества;

§ способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний студентов;

§ способствовать выработке профессиональной этики и нравственности.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

«Этика» как учебная дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) – дисциплина по выбору. Дисциплина носит как теоретический, так и прикладной характер и позволяет применять полученные знания в профессиональной деятельности.

К моменту начала изучения дисциплины «Этика» студент должен знать:

§ специфику исторической динамики России;

§ основные мировоззренческие проблемы, изучаемые в рамках философии;

§ специальную терминологию.

К моменту начала изучения дисциплины «Этика» студент должен уметь:

§ сравнивать и обобщать информацию;

§ использовать ресурсы Интернет и информационные системы для поиска информации.

К моменту начала изучения дисциплины «Этика» студент должен быть готов:

§ классифицировать и характеризовать основные нравственные проблемы;

§ ориентироваться в различных направлениях этической мысли.

Материалы дисциплины «Этика» являются необходимыми для освоения изучаемых одновременно и в следующих семестрах дисциплин:

§ «Эстетика»

§ «Тоталитарные секты»

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств;

Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

Способен анализировать мировоззренческикие, социально и личностно значимые философские проблемы, процессы;

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

§ важнейшие этические понятия и категории;

§ основные этапы развития этической мысли;

§ этические проблемы современного общества;

Уметь:

§ анализировать и воспринимать нравственные нормы общества;

§ устанавливать взаимосвязь с культурой и традицией различных народов

§ вырабатывать самостоятельную нравственную позицию по проблемным;

§ ориентироваться в современной культурной ситуации;

Владеть:

§ навыками работы с учебной и научной литературой по проблемам этики;

§ понятийным аппаратом по этике;

§ приемами ведения дискуссии и полемики.

4. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины

Виды учебной работы Количество часов
Аудиторные занятия (всего),
в том числе:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа,
в том числе:
Реферат
Подготовка к тестам
Вид промежуточного контроля тест
Вид итогового контроля Зачет
Зачетных единиц
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

Структура дисциплины

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Лек. Сем. Интер актив Сам.раб.  
Модуль 1. История этических учений
1. Этика как наука 1-2   Учет посещаемости, опрос, распределение рефератов.
2. Этические учения Древнего Востока 3-6   Учет посещаемости, опрос, тест.
3. Основные направления античной этики 5-8        
4. Христианская этика 7-10      
5. Этические учения Нового времени 11-12        
Модуль 2. Моральные проблемы современного общества
6. Общие моральные понятия 13-14     Учет посещаемости, опрос.
7. Нравственный опыт 15-16 Учет посещаемости, опрос, контрольный срез.
8. Прикладная этика 17-18 Учет посещаемости, опрос, рефераты
  Итого   зачет

Содержание дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Лекции. Модуль 1. История этических учений
1. Этика как наука Этимология и дефиниции этики и морали. Соотношение морали и других форм культурной регуляции сознания и поведения человека. Многоаспектность морали, особенности ее функционирования. Единство морали и многообразие нравов. Моральный авторитет. Ненасилие как категорический моральный императив. Золотое правило нравственности. Парадокс моральной оценки и морального поведения. Знание основных понятий и терминов Знание основных теоретических подходов к проблемам морали Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им этическую оценку Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам этики Владеть основами толерантного поведения  
2. Этические учения Древнего Востока Этические нормы индийского общества. Колесо сансары, нирвана. Буддизм. Биография Будды. Четыре благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Конфуцианские традиции Древнего Китая: человеколюбие, ритуал, сыновняя почтительность. Благородный муж как нравственный идеал. Исправление имен и принцип социального устройства общества. Лао Цзы и основные положения даосизма. Принцип недеяния. Легизм и школа закона: моральные ценности и нравственные идеалы.
3. Основные направления античной этики 10 основных направлений развития этической мысли античной культуры. Эвдемонистическая этика Демокрита и Аристотеля. Гедонизм киренаиков. Кинизирующий аскетизм Диогена. Волюнтаризм софистов. Морализирующий интеллектуализм Сократа. Созерцательно-духовная деятельность Платона. Этика Эпикура, стоиков, скептиков. Нравственно-очистительный аскетизм неоплатоников.
4. Христианская этика Ветхий и Новый Завет: две моральные программы, два подхода к этическим нормам. Десять заповедей Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа. Суть библейской этической концепции: отношения Бога и мира, Бога и человека, Иисуса Христа и человечества. Главная заповедь Христа. Становление христианской этики. Два подхода: интеллектуальный оптимизм Оригена и антиинтеллектуализм Тертуллиана. Этика Августина Аврелия (Блаженного) как этический компромисс
5. Этические учения Нового времени Моральные ценности буржуазного общества. Идеи выгоды и пользы. Утилитаризм Й Бентама и Б. Мандевиля. Этические идеи эпохи Просвещения. Категорический императив И. Канта. Имморализм Ф. Ницше. Этические учения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Этика революционеров-демократов.
Модуль 2. Моральные проблемы современного общества
6. Общие моральные понятия Иерархия этических ценностей. Идеал как высшее благо в структуре морального сознания. Нравственный идеализм и «материализм», или меркантилизм общества потребления. Природа и содержание, взаимоопределенность добра и зла. Проблема выбора. Ригоризм. Императивность морали. Безусловность и категоричность долга и обусловленность конкретного действия. Совесть и стыд. Самосовершенствование. Свобода и необходимость. Своеволие и автономия. Свобода выбора и ответственность. Свобода духа. Внутренний конфликт. Франклиновские добродетели. Счастье и судьба. Счастье и удовольствие (блаженство). Счастье и богатство. Счастье и власть. Счастье мудреца. Апатия, душевное спокойствие, безмятежность. Знание основных подходов к различным этическим понятиям и категориям Умение давать нравственную оценку событиям современной жизни Умение определять основные проявления добра и зла Умение вырабатывать собственную нравственную позицию Умение использовать теоретические знания в практической деятельности и общении  
7. Нравственный опыт Понятие удовольствия. «Принцип удовольствия» и «принцип реальности» З.Фрейда. Этика удовольствия. Гедонистическое мироотношение. Пути этической сублимации наслаждения. Понятие пользы. Общий и частный интерес. Этика пользы. Польза и добродетель. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и воздающая. Справедливость как равенство. Два принципа справедливости Дж. Ролза. Справедливость во взаимоотношениях между людьми. Заповедь любви. Нигилистическая критика заповеди любви. Милосердие и долг. Милосердие и справедливость. Путь совершенства. Этика самоотречения. Прощение. Любовь к врагам.
8. Прикладная этика Эгоизм. Рациональность действий. «Разумный эгоизм». Ограничение эгоизма. Дилемма заключенного. Критика благотворительности. Филантропия. Трудовая этика. Научная этика. Политическая этика. Семейная этика. Международная этика. Позитивные и негативные программы их реализации. Профессиональная нравственность и профессиональная этика. Тоталитарное и открытое общество: категоричность установок и проблема нравственного выбора. Историческая социология смертной казни. Этические аргументы в пользу и против смертной казни. Насилие и государство. Ненасилие. Проблема ригоризма. Оправдывает ли цель средства? Проблемы эвтаназии, абортов, клонирования, биологической пересадки человеческих органов – современные открытые моральные проблемы.
Практические занятия
1. Этика как наука 1. Этика, мораль и нравственность. 2. Мораль в жизни человека 3. Мораль в жизни общества Знание основных этических понятий и категорий Знание основ нравственного поведения Умение работать с источниками и анализировать их с этических позиций Умение применять нравственные ценности в профессиональной деятельности Умение выявлять нравственные составляющие спортивной деятельности Освоение навыков толерантного и корректного поведения  
2. Этические учения Древнего Востока Занятие 1. Этика Конфуция. 1. Традиция и ритуал в конфуцианском Китае. 2. Основные принципы его учения: взаимность, человеколюбие, принцип золотой середины. Китайская специфика моральной доктрины Конфуция. 3. Цзюнь-цзы и сяо-жень. Проблема управления в Китае. «Исправление имен». Занятие 2. Этика Будды. 1. Три периода жизни Будды. 2. Четыре благородные истины. Самосовершенствование через самоотречение. 3. Моральный кодекс сторонника Будды. Экологические проблемы буддизма.
3. Христианская этика Занятие 1. Ветхозаветная этика Моисея 1. Жизнь и миссия Моисея. 2. Десять заповедей. Особенности Декалога как нормативной программы. 3. Об избранном народе и справедливости. Ветхозаветная этика - этика общих принципов. Занятие 2. Этика Иисуса Христа 1. Благая весть Иисуса. Нагорная проповедь. 2. От справедливости к милосердию. “Завет новый даю вам: и да любите друг друга”. 3. Расширение этического поля.
4. Нравственный опыт a. Этика пользы. Теории я утилитаризма. b. Справедливость: основные подходы к проблему. c. Милосердие и долг
5. Прикладная этика 1. Эвтаназия как этическая проблема. 2. Насилие и государство 3. Критическая оценка благотворительности

Образовательные технологии.

В интерактивной форме планируется проведение 4 занятия (8 часов) – 2 лекции и 2 семинара.

Тема 4. Христианская этика - Проблемная лекция.

Тема 7. Нравственный опыт – Проблемная лекция.

Следует также подчеркнуть, что и в рамках других занятий, которые проводятся по более традиционным методикам, применяются различные элементы активных и интерактивных форм обучения. Один из главных актуализирующих элементов – это постановка ключевых проблем курса на обсуждение, подведение итогов в конце лекции или практического занятия с помощью собеседования со студентами, подталкивания их с помощью наводящих вопросов к выводам по теме.

Наши рекомендации