Образовательные технологии
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Кафедра истории и культуры России
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
По дисциплине
______________________Этика ______________________
(название дисциплины в соответствии с учебным планом)
бакалавры по направлению 040100.62 «Социология», профиль: «Социология организации и управления»
Факультет политических наук и социологии
Кемерово 2011
СОГЛАСОВАНО Декан ФПНиС _______________________ «___»__________20__ г. УМК обсужден и одобрен Ученым советом ФПНиС Протокол №___от«___»_______20__ г. Председатель Ученого совета ФПНиС, Декан ФПНиС _______________________ «___»__________20__ г. | СОГЛАСОВАНО Проректор по УОР КемГУ ______________________ «___»__________20__ г. |
ОБСУЖДЕНО Зав. кафедрой А. В. Горбатов______________________ «___»__________20__ г. УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры Протокол №___от«___»_______20__ г. Зав. кафедрой Истории и культуры России А. В. Горбатов______________________ «___»__________20__ г. | РАССМОТРЕНО Председатель методической комиссии _______________________ «___»__________20__ г. УМК обсужден и одобрен методической комиссией ФПНиС Протокол №___от«___»_______20__ г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа курса………………………………………….………………..….
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов……….….
Учебно-методические материалы ……………………………………………….……
Методические указания к семинарским занятиям для студентов………………….
Список учебной литературы, рекомендуемый студентам.........................................
Методические рекомендации преподавателю……………………………………….
Словарь терминов и персоналий………………………………………………………
Формы текущего, промежуточного, рубежного
и итогового контроля…………………..…………………………………...…… …….
Тесты по курсу………………….………………………………………………………
Примерные вопросы к зачету…….………………………………………...………….
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Кафедра истории и культуры России
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета политических наук и социологии
_______________________
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
Этика
Направление подготовки
Социология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Кемерово
1. Цель преподавания данной дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с природой и внутренней структурой морали, происхождением и историческим развитием нравственности, дать понимание прикладного характера этики.
Задачи дисциплины
§ познакомить студентов с важнейшими этическими понятиями, категориями, этическими концепциями:
§ помочь студентам выработать нравственную позицию по отношению к этическим проблемам современного общества;
§ способствовать гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний студентов;
§ способствовать выработке профессиональной этики и нравственности.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
«Этика» как учебная дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) – дисциплина по выбору. Дисциплина носит как теоретический, так и прикладной характер и позволяет применять полученные знания в профессиональной деятельности.
К моменту начала изучения дисциплины «Этика» студент должен знать:
§ специфику исторической динамики России;
§ основные мировоззренческие проблемы, изучаемые в рамках философии;
§ специальную терминологию.
К моменту начала изучения дисциплины «Этика» студент должен уметь:
§ сравнивать и обобщать информацию;
§ использовать ресурсы Интернет и информационные системы для поиска информации.
К моменту начала изучения дисциплины «Этика» студент должен быть готов:
§ классифицировать и характеризовать основные нравственные проблемы;
§ ориентироваться в различных направлениях этической мысли.
Материалы дисциплины «Этика» являются необходимыми для освоения изучаемых одновременно и в следующих семестрах дисциплин:
§ «Эстетика»
§ «Тоталитарные секты»
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств;
Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
Способен анализировать мировоззренческикие, социально и личностно значимые философские проблемы, процессы;
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
§ важнейшие этические понятия и категории;
§ основные этапы развития этической мысли;
§ этические проблемы современного общества;
Уметь:
§ анализировать и воспринимать нравственные нормы общества;
§ устанавливать взаимосвязь с культурой и традицией различных народов
§ вырабатывать самостоятельную нравственную позицию по проблемным;
§ ориентироваться в современной культурной ситуации;
Владеть:
§ навыками работы с учебной и научной литературой по проблемам этики;
§ понятийным аппаратом по этике;
§ приемами ведения дискуссии и полемики.
4. Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины
Виды учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия (всего), | |
в том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Самостоятельная работа, | |
в том числе: | |
Реферат | |
Подготовка к тестам | |
Вид промежуточного контроля | тест |
Вид итогового контроля | Зачет |
Зачетных единиц | |
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины |
Структура дисциплины
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лек. | Сем. | Интер актив | Сам.раб. | |||||
Модуль 1. История этических учений | ||||||||
1. | Этика как наука | 1-2 | Учет посещаемости, опрос, распределение рефератов. | |||||
2. | Этические учения Древнего Востока | 3-6 | Учет посещаемости, опрос, тест. | |||||
3. | Основные направления античной этики | 5-8 | ||||||
4. | Христианская этика | 7-10 | ||||||
5. | Этические учения Нового времени | 11-12 | ||||||
Модуль 2. Моральные проблемы современного общества | ||||||||
6. | Общие моральные понятия | 13-14 | Учет посещаемости, опрос. | |||||
7. | Нравственный опыт | 15-16 | Учет посещаемости, опрос, контрольный срез. | |||||
8. | Прикладная этика | 17-18 | Учет посещаемости, опрос, рефераты | |||||
Итого | зачет |
Содержание дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела дисциплины | Результат обучения, формируемые компетенции |
Лекции. Модуль 1. История этических учений | |||
1. | Этика как наука | Этимология и дефиниции этики и морали. Соотношение морали и других форм культурной регуляции сознания и поведения человека. Многоаспектность морали, особенности ее функционирования. Единство морали и многообразие нравов. Моральный авторитет. Ненасилие как категорический моральный императив. Золотое правило нравственности. Парадокс моральной оценки и морального поведения. | Знание основных понятий и терминов Знание основных теоретических подходов к проблемам морали Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им этическую оценку Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам этики Владеть основами толерантного поведения |
2. | Этические учения Древнего Востока | Этические нормы индийского общества. Колесо сансары, нирвана. Буддизм. Биография Будды. Четыре благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Конфуцианские традиции Древнего Китая: человеколюбие, ритуал, сыновняя почтительность. Благородный муж как нравственный идеал. Исправление имен и принцип социального устройства общества. Лао Цзы и основные положения даосизма. Принцип недеяния. Легизм и школа закона: моральные ценности и нравственные идеалы. | |
3. | Основные направления античной этики | 10 основных направлений развития этической мысли античной культуры. Эвдемонистическая этика Демокрита и Аристотеля. Гедонизм киренаиков. Кинизирующий аскетизм Диогена. Волюнтаризм софистов. Морализирующий интеллектуализм Сократа. Созерцательно-духовная деятельность Платона. Этика Эпикура, стоиков, скептиков. Нравственно-очистительный аскетизм неоплатоников. | |
4. | Христианская этика | Ветхий и Новый Завет: две моральные программы, два подхода к этическим нормам. Десять заповедей Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа. Суть библейской этической концепции: отношения Бога и мира, Бога и человека, Иисуса Христа и человечества. Главная заповедь Христа. Становление христианской этики. Два подхода: интеллектуальный оптимизм Оригена и антиинтеллектуализм Тертуллиана. Этика Августина Аврелия (Блаженного) как этический компромисс | |
5. | Этические учения Нового времени | Моральные ценности буржуазного общества. Идеи выгоды и пользы. Утилитаризм Й Бентама и Б. Мандевиля. Этические идеи эпохи Просвещения. Категорический императив И. Канта. Имморализм Ф. Ницше. Этические учения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Этика революционеров-демократов. | |
Модуль 2. Моральные проблемы современного общества | |||
6. | Общие моральные понятия | Иерархия этических ценностей. Идеал как высшее благо в структуре морального сознания. Нравственный идеализм и «материализм», или меркантилизм общества потребления. Природа и содержание, взаимоопределенность добра и зла. Проблема выбора. Ригоризм. Императивность морали. Безусловность и категоричность долга и обусловленность конкретного действия. Совесть и стыд. Самосовершенствование. Свобода и необходимость. Своеволие и автономия. Свобода выбора и ответственность. Свобода духа. Внутренний конфликт. Франклиновские добродетели. Счастье и судьба. Счастье и удовольствие (блаженство). Счастье и богатство. Счастье и власть. Счастье мудреца. Апатия, душевное спокойствие, безмятежность. | Знание основных подходов к различным этическим понятиям и категориям Умение давать нравственную оценку событиям современной жизни Умение определять основные проявления добра и зла Умение вырабатывать собственную нравственную позицию Умение использовать теоретические знания в практической деятельности и общении |
7. | Нравственный опыт | Понятие удовольствия. «Принцип удовольствия» и «принцип реальности» З.Фрейда. Этика удовольствия. Гедонистическое мироотношение. Пути этической сублимации наслаждения. Понятие пользы. Общий и частный интерес. Этика пользы. Польза и добродетель. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и воздающая. Справедливость как равенство. Два принципа справедливости Дж. Ролза. Справедливость во взаимоотношениях между людьми. Заповедь любви. Нигилистическая критика заповеди любви. Милосердие и долг. Милосердие и справедливость. Путь совершенства. Этика самоотречения. Прощение. Любовь к врагам. | |
8. | Прикладная этика | Эгоизм. Рациональность действий. «Разумный эгоизм». Ограничение эгоизма. Дилемма заключенного. Критика благотворительности. Филантропия. Трудовая этика. Научная этика. Политическая этика. Семейная этика. Международная этика. Позитивные и негативные программы их реализации. Профессиональная нравственность и профессиональная этика. Тоталитарное и открытое общество: категоричность установок и проблема нравственного выбора. Историческая социология смертной казни. Этические аргументы в пользу и против смертной казни. Насилие и государство. Ненасилие. Проблема ригоризма. Оправдывает ли цель средства? Проблемы эвтаназии, абортов, клонирования, биологической пересадки человеческих органов – современные открытые моральные проблемы. | |
Практические занятия | |||
1. | Этика как наука | 1. Этика, мораль и нравственность. 2. Мораль в жизни человека 3. Мораль в жизни общества | Знание основных этических понятий и категорий Знание основ нравственного поведения Умение работать с источниками и анализировать их с этических позиций Умение применять нравственные ценности в профессиональной деятельности Умение выявлять нравственные составляющие спортивной деятельности Освоение навыков толерантного и корректного поведения |
2. | Этические учения Древнего Востока | Занятие 1. Этика Конфуция. 1. Традиция и ритуал в конфуцианском Китае. 2. Основные принципы его учения: взаимность, человеколюбие, принцип золотой середины. Китайская специфика моральной доктрины Конфуция. 3. Цзюнь-цзы и сяо-жень. Проблема управления в Китае. «Исправление имен». Занятие 2. Этика Будды. 1. Три периода жизни Будды. 2. Четыре благородные истины. Самосовершенствование через самоотречение. 3. Моральный кодекс сторонника Будды. Экологические проблемы буддизма. | |
3. | Христианская этика | Занятие 1. Ветхозаветная этика Моисея 1. Жизнь и миссия Моисея. 2. Десять заповедей. Особенности Декалога как нормативной программы. 3. Об избранном народе и справедливости. Ветхозаветная этика - этика общих принципов. Занятие 2. Этика Иисуса Христа 1. Благая весть Иисуса. Нагорная проповедь. 2. От справедливости к милосердию. “Завет новый даю вам: и да любите друг друга”. 3. Расширение этического поля. | |
4. | Нравственный опыт | a. Этика пользы. Теории я утилитаризма. b. Справедливость: основные подходы к проблему. c. Милосердие и долг | |
5. | Прикладная этика | 1. Эвтаназия как этическая проблема. 2. Насилие и государство 3. Критическая оценка благотворительности |
Образовательные технологии.
В интерактивной форме планируется проведение 4 занятия (8 часов) – 2 лекции и 2 семинара.
Тема 4. Христианская этика - Проблемная лекция.
Тема 7. Нравственный опыт – Проблемная лекция.
Следует также подчеркнуть, что и в рамках других занятий, которые проводятся по более традиционным методикам, применяются различные элементы активных и интерактивных форм обучения. Один из главных актуализирующих элементов – это постановка ключевых проблем курса на обсуждение, подведение итогов в конце лекции или практического занятия с помощью собеседования со студентами, подталкивания их с помощью наводящих вопросов к выводам по теме.