Классический период (500г. до Р.Х.
Тема 2.
Философия древнего мира
1. Индуизм (брахманизм, кришнаизм).
2. Буддизм.
3. Конфуцианство.
4. Даосизм.
5. Ислам.
«…проникнуть в тайну одной религии –
значит проникнуть в тайны всех остальных»
Эдуард Шюре
Философия Востока – богатый, глубокий и многообразный источник философских, религиозных, эзотерических знаний, каждая из восточных систем познания мира является яркой жемчужиной в ожерелье духовного бытия человечества. Древнейшие знания, дошедшие до нас в письменных и устных, скульптурных и архитектурных и других источниках, повествуют о развитии целых цивилизаций, прямо или косвенно оказавших влияние на картину современного мира, на содержание и характер научных исследований, на философские, психологические, астрономические, физические и другие науки, представители которых находят порой следы своих открытий среди духовных и интеллектуальных свидетельств прошлого.
Дать определение того, что же собой представляет восточная философия, непросто. Калейдоскопичность учений, неразрывная связь времен, присутствующие в каждой из систем восточных знаний, позволяют лишь обрисовать контуры, вывести главные направления и наметить основные краеугольные камни, лежащие в основе древних религий, дающие представление о современных культах и школах, в отличие от европейских, претерпевших весьма незначительные изменения с течением времени.
Индуизм (брахманизм)
Брахманизм (учение брахманов, священников) – господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к Ведам (1500г. до Р.Х.), хотя между ними существует большое расхождение. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса, веданта, санхья, йога, вайшешика и ньяя. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм (один, персонифицированный, бог), пантеизм (всё есть Бог) и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию.
Подобно европейской философии до 18 в. , индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного.
В своем историческом развитии инд. философия распадается на три периода:
1) Ведийский период (1500г. – 500г. до Р.Х.);
2) Классический, или брахмано-буддийский (500г. до Р.Х. – 1000г. после Р.Х.);
3) Послеклассический, или индуистский (с 1000г.).
Индуизм – возникшая только в течение последнего тысячелетия, широко распространенная в настоящее время религиозно-социальная система хинду в Западной Индии; совокупность всех ритуалов, религиозной практики и религиозных взглядов, традиций и мифологии, санкционированных священными книгами (Веды) и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй и определяемое последним господствующее положение брахманов.
Главные боги – Вишну и Шива; первый является в образе Рамы и Кришны.
Кришна был создателем культа Вишну, который придал брахманизму его достоинство и его привлекательность. Значение Кришны явилось поистине «вселенским», т.к. его учение заключает в себе две основные идеи, два руководящих принципа, лежащих в основе всех последующих религий и их эзотерических знаний.
Первый относится к бессмертию души и дает идею последовательных земных существований воплощающегося человека, а второй указывает на троичность Бога и человека, на природу божественного Глагола, раскрывающуюся в человеке. В точке соприкосновения этих идей и находится жизненный центр, светящийся фокус всего эзотерического учения.
Однако, несмотря на основное требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к другим политическим и теоретическим убеждениям
Ведийский период
Мировоззрение ригведы и других вед, а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях, с 1000 до н. э.) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. - все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Число этих возможностей уменьшается, поскольку мы все больше и больше обнаруживаем их генетическое отношение друг к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз - проявление Бога солнца и т. д. (примитивный платонизм). Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до н. э.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее - Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков - карме, которая обусловливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений - сансары - благодаря аскетизму и приобретению высшего познания - решающего фактора всей последующей истории духа.
Классический период (500г. до Р.Х. – 1000г. после Р.Х.)
В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь вероучения буддизма и джайнизма, которые отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины.
1) Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам,
2) Веданта (завершение «Вед») в «Брахма-сутре», базирующейся на упанишадах и «Бхагавадгите», учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара (около 800) дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме.
3) Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение,
4) Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.
5) Hьяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.
6) В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.
Джайнизм и буддизм - атеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов - дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, плюрализму хинаяны, или «малой колесницы», противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I - II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I - IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.