Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

При подготовке к семинарскому занятию необходимо:

– доработать лекционный материал, устранить неясности, проверить и при необходимости дописать основные тезисы, определения, выводы;

– изучить материал по текущей теме по учебникам и учебным пособиям, используя основную и дополнительную литературу, электронные ресурсы;

– изучить и законспектировать первоисточники по теме;

– выписать определения основных понятий, терминов, категорий по данной теме

– подготовить ответы на все вопросы семинара.

С целью более полного и всестороннего осмысления вопросов изучаемой темы рекомендуется:

– прочитать и законспектировать работы (или фрагменты работ) известных философов, в которых в той или иной мере раскрываются вопросы данной темы;

– изучать больше одного определения каждого понятия, сравнивать различные трактовки, а также сопоставлять разные понятия между собой, стремиться выявить отношения между ними;

– ответить на вопросы для подготовки к семинару, а также сформулировать и собственные вопросы по изучаемой теме.

В качестве альтернативы некоторых семинаров (одного-двух) можно провести "ролевые игры". Также рекомендуется в рамках некоторых семинаров (трех-пяти) организовать "ролевые сцены" (ролевые ситуации), посвященные рассмотрению отдельных вопросов рассматриваемой темы.

Для подготовки ролевой сцены при участии преподавателя выбирается и уточняет ее тема. Затем назначаются участники (для ролевой игры – от восьми-десяти до всех студентов группы; для ролевой сцены – шесть-десять человек), которые ее разыгрывают в ходе семинара, а также лидер, координатор или руководитель подготовки и проведения сцены. Уточняется историческая и проблемно-философская ситуация, предмет дискуссии; участники, образуют группы (как правило – две), между которыми произойдет дискуссия. Лидер (координатор) в эти группы не входит, что позволяет ему соблюдать регламент сцены.

В одном из вариантов проведения ролевой сцены (ролевой ситуации) внутри каждой из групп оппонентов распределяются роли, после чего участники группы самостоятельно (или даже в тайне от участников другой группы), но с учетом позиций и идей, которые выдвигали разыгрываемые реальные исторические персонажи, вырабатывают тактику дискуссии, система аргументации.

Другой вариант заключается в разыгрывании сцены строго по заблаговременно подготовленному сценарию, когда все участники сцены заранее знают весь ее ход.

Ролевая игра разыгрываются на групповом занятии в течение сорока-пятидесяти минут; ролевая сцена может длиться от десяти до двадцати минут.

Примерные темы ролевых сцен:

1. Спор об универсалиях; крайние и умеренные реалисты, номиналисты (тема 2.12 с).

2. Как обеспечить истинное знание; о противоположных позициях эмпириков и рационалистов XVII века (тема 2.13 с).

3. Европейский опыт или собственный путь спасет Россию? Дискуссии западников и славянофилов в XIX веке (тема 2.31 с).

4. Субстанция – метафизическая условность или аспект реальности ("позитивисты" против "традиционалистов")? Возможные и другие варианты: Наш мир это творение, природа-творец или совокупность феноменов (объективный идеализм, материализм, субъективный идеализм) (тема 3.11 с).

4. "Познать нельзя познавать": сущность позиций гностицизма и агностицизма (тема 4.11 с).

5. "Вершина творения", "повелитель природы" или "сбой в программе эволюции" – кто мы, люди? (тема 5.11 с).

Рекомендации по подготовке и проведению "круглого стола"

В каждой студенческой учебной группе выбирается организационное ядро (3-5 студентов), которое заблаговременно (не позже чем за шесть недель до завершения семестра) формулирует основную проблематику (центральную тему), примерные вопросы и план заседания круглого стола. Они должны отвечать главной тематике, однако могут при необходимости выходить за ее рамки.

Например:

– Основные проблемы современной российской философии, как одной из основ правового самосознания членов российского общества;

– Российские СМИ как фактор формирования правового мировоззрения граждан России;

– Правовые проблемы обеспечения военной безопасности России;

– Государство, общество, церковь в России; их общие интересы и противоречия;

– Динамика ценностей современного российского общества и роль правовой сферы в их трансформации;

– Отношения и противоречия между прошлым и современностью России;

– Проблемы формирования мировоззрения современной молодежи России;

– Проблема "отцов и детей" в России XXI века;

– Проблемы и правовые основания взаимодействия основных социальных групп российского общества

и другие.

Темы, проблематика, вопросы круглого стола согласуются с преподавателем и утверждаются на собрании группы. Также на заседании группы обсуждается форма и приблизительный регламент проведения круглого стола, назначаются его основные участники.

Например, назначаются докладчик (по центральной теме) и содокладчики (3-5 студентов), делающие сообщения по основным вопросам круглого стола; остальным участникам круглого стола (ими должны быть все студенты группы) предлагается готовиться; определятся временные рамки доклада, содоклада, выступлений, повторных выступлений.

В другом случае возможно два альтернативных доклада по одной теме, альтернативные содоклады; круглый стол в этом случае будет в большей степени ориентирован на полемику.

Еще один возможный вариант заключается в том, что каждый студент группы (каждый участник круглого стола) готовит сообщение по одному из аспектов, раскрывающих содержание основных вопросов, выбранных для обсуждения. Кроме того, возможно приглашения для участия в обсуждении круглого стола представителей общественности, государственных служащих, специалистов, работающих в системе частного предпринимательства, и т.д., имеющих опыт работы в сфере, проблемы которой вынесены на обсуждение круглого стола. Также, обсуждение основной темы круглого стола может пройти в форме деловой или ролевой игры; может быть подготовлена выставка литературы, студенческих работ, изданий СМИ, плакатов, фотографии и т.д.

Таким образом, формы проведения круглого стола могут быть самыми различными.

Не позже, чем за две недели до проведения круглого стола уточняется степень готовности участников к обсуждению темы, обсуждаемая проблематика, утверждаются окончательный план и регламент круглого стола, другие содержательные и организационные вопросы (например, в отдельных, особо оговариваемых случаях, время и место проведения круглого стола; способ организации выставок; порядок приглашения участников обсуждения, не являющихся студентами группы, и т.д.).

Проведение круглого стола должно проходить в рамках запланированного учебным заведением учебно-воспитательного процесса.

Наши рекомендации