Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека воспроизводить действительность в субъективной, идеальной форме и преобразовывать ее в своих интересах
Учение о сознании связано с различными разделами философского знания:
̶ онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры;
̶ гносеологическийподход - связан с познавательными способностями человека и процессом формирования сознания индивида;
̶ поскольку современная наука не доказала наличие нечеловеческих форм сознания, неизбежен антропологический подход, предполагающий сравнительный анализ человеческого сознания и мышления животных, а также исследование проблемы возникновения сознания в процессе антропосоциогенеза.
Изучение сознания усложняется еще и тем, что в познании оно выступает одновременно и как объект, и как субъект познания, а поскольку каждый акт сознания включает в себя всю жизнь индивида в ее неповторимости и уникальности, постижение сознания становится чрезвычайно сложной проблемой и для науки, и для философии.
Проблема сознания во все века привлекала внимание философов, ибо она рассматривает одну из наиболее значимых и специфических сторон человеческой жизнедеятельности. В истории философии существуют различные, иногда диаметрально противоположные, точки зрения, объясняющие сущность сознания, его происхождение и роль в обществе. В современной отечественной философии возобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности.
Как уже отмечалось, сознание и материя – два типа реальности, существующие во Вселенной. Главные философские направления – материализм и идеализм – издавна вели полемику по вопросу о том, какая из этих реальностей является первичной, исходной.
С точки зрения идеализма, сознание первично и более фундаментально. Для субъективного идеализма мир выступает как совокупность человеческих ощущений, с позиций объективного идеализма он представляет собой проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание. В объективном идеализме утверждается, что сознание может существовать вне человека – в виде божественного духа, сотворившего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т.п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объяснение сознания. Сознание не может быть понято из самого себя, независимо от исследования материального мира.
С точки зрения материализма, предпосылки для появления сознания постепенно подготавливаются, формируются в процессе эволюции материи. Сознание как таковое возникает только у человека.
Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием “логос”, означавшим слово, мысль и сущность самих вещей. Степенью приобщенности к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно так же и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).
Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему “мира идей”– единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.
В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что объявлялось убедительным доказательством сотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Именно в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания – феноменологии.
Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности – самосознании. Сознание философ рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение о бессознательной психике.
Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. В целом материалисты Нового времени рассматривали сознание как разновидность материи, движение “тонких” атомов. Сознательная деятельность напрямую связывалась с механикой мозга, выделением мозга (вульгарные материалисты К.Фохт и Я.Молешотт, например) или со всеобщим свойством материи (в гилозоизме “и камень мыслит”).
Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся, по Гегелю, исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.
В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).
К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленность внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно, но критически использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.
Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое решение основного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего лишь одну и единственную объективную реальность – материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует рассматривать лишь как вторичное – свойства, функции высокоразвитой материи, неотделимые от нее.
Для решения проблемы происхождения и сущности сознания важно учитывать, что его вторичность по отношению к материи проявляется в нескольких планах или аспектах:
̶ в историческом (сознание – продукт исторического развития и усложнения материи);
̶ функциональном (сознание вторично как функция нормально работающего человеческого мозга;
̶ гносеологическом (сознание вторично по отношению к действи- тельности как ее идеальное отражение).
Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития – одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необычайные по масштабам и интенсивности сдвиги в развитии научных знаний, в современном естествознании сохраняются белые пятна: не раскрыты до конца вопросы происхождения живого из неживого, механизм превращения физических воздействий в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.
Возникновение сознания имеет длительную историю – это закономерный результат развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности способна порождать бесконечное многообразие явлений природы. В самой материи, в ее фундаментальных свойствах кроются причины, которые при наличии соответствующих благоприятных условий на определенном этапе ее развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким свойством является отражение.
Теория отражения – это фундамент материалистического объяснения природы сознания. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.
Эта концепция начала всесторонне разрабатываться в марксистской философии в 60-е – 70-е годы ХХ века с позиций диалектического материализма, хотя идеи этой концепции уходят корнями в начало ХХ века – к работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В ней появление сознания рассматривается не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения.
Отражение– это воспроизведение тех или иных черт внешности, функций или структуры одного явления (материального объекта) во втором, изменённые или преобразованные средой, в которой осуществляется их взаимодействие.
Специфические признаки отражения:
1. характерной особенностью всякого отражения является момент подобия, частным случаем которого являются гомоморфизм и изоморфизм.
- Изоморфизм – это взаимно однозначное соответствие структур.
- Гомоморфизм – взаимно однозначного соответствия структур нет.
2. характерной чертой отражения является его вторичность по отношению к отражаемому, его зависимость от последнего по качеству, по характеру.
3. отражение не является простым повторением отражаемого объекта: в нём отражаемое изменяется или преобразуется в зависимости от свойств того явления или среды, в котором (ой) происходит отражение.
Свойство отражения изменяется качественно по форме своего проявления в процессе развития материи от низших ступеней к более высоким.
В развитии отражения можно выделить два качественных скачка:
1. переход от отражения в неживой материи к отражению в живой материи.
2. переход от отражения в живой материи к сознательному отражению.
В процессе исторического развития формы отражения изменялись в зависимости от усложнения строения материи.
Неживой материи присущи следующие элементарные специфические формы отражения, которые носят пассивный и следообразующий характер:
1. механическое;
2. физическое;
3. химическое;
Еще Аристотель приводил нехитрый пример: если к куску воска прижать печать, то воск примет соответствующую форму. Информацию о печати теперь можно получить, изучив не ее саму, а другой предмет – кусок воска. Одна вещь, таким образом, фиксирует, образно говоря – «запоминает» некоторые черты и свойства другой вещи. Это «запоминание», фиксация внешнего воздействия и представляет собой очень простой и отдаленный, но вполне реально существующий аналог сознания.
С помощью сознания мы познаем и запоминаем свойства вещей уже в буквальном, а не в переносном смысле этого слова. Столбик ртути в термометре отражает температуру окружающего воздуха. Грампластинка, магнитная лента или лазерный диск отражают воздействие звука, например, голос певца, который может быть считан с них и воспроизведен соответствующей аппаратурой. Индикатор отражает характер химической среды, в которую он попал, изменяя свою окраску. Все это – сравнительно простые, физические и химические проявления отражения.
Живой природе также присущи перечисленные формы, но этому уровню природы свойственны новые формы – формы биологического отражения.
Эти формы можно в свою очередь детализировать следующим образом в зависимости от степени сложности живых организмов.