Основные положения фил-ой системы Г.В.Ф. Гегеля
Создателем одной из последних систем клас. новоевропейского рационализма был Г. Гегель. На основе объективного идеализма он разработал теорию диалектики. В творчестве Г. Гегеля диалектика была представлена не как искусство вести фил-ую дискуссию, как это было у Сократа и Платона, а в качестве теории развития. Все мировое развитие великий философ представил как развитие духа (Абсолютной идеи), подчиненное законам диалектической логики. Тем самым в фил. Г. Гегеля утверждался принцип тождества бытия и мышления.
Основные положения фил. Гегеля: 1.В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, кот. лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история. 2.Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель, по мнению Гегеля в своих фил-их исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления). Вместо неё Гегель предлагает спекулятивную логику, включающую в себя диалектику — науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья. 3.фил. истории занимает важную часть фил. Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, кот. суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. 4.Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис. 5.Важную роль в развитии истории играют герои — воплощения национальных духов. Герой — это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа.
Фундаментальные характеристики классической фил. и специфика современного философского знания. Важнейшие черты философского мышления.
В контексте развития европейской фил. могут быть выделены две эпохи: классика (развитие фил. с античных времен до середины XIX в.) и постклассика (развитие европейской фил. с середины XIX в. по настоящий момент). Под классической фил. имеется в виду европейская фил-ая традиция от греков до Г. Гегеля включительно. Термин «постклассика» характеризует состояние фил. «после классики» и распространяется как на неоклассические, так и на неклассические фил-ие направления. Неоклассическая фил. в новых условиях продолжает развивать известные классические учения (например, неотомизм, неопротестантизм). Неклассическая фил. обнаруживает разрыв с предшествующей фил-ой традицией, демонстрируя не только проблемно-тематические сдвиги, но и новое понимание сущности и задач фил..
Две эпохи в развитии европейской фил. существенным образом различаются по многим параметрам: это и отношение к предшествующей фил-ой традиции, и характер философского знания, и взаимоотношение фил. с другими типами знания, и характер проблемного поля. Классическая фил. отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.
Постклассическая фил. предъявляет серьезные претензии разуму, интенсифицирует интерес к человеку-в-мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля.
Развитие постклассической фил. осуществляется в рамках трех основных стратегий: социально-критической, экзистенциально-феноменологической и аналитической. Каждая из них по-своему преодолевает установки классического философствования. Так, экзистенциально-феноменологическая стратегия отвергает объективизм предшествующей фил-ой традиции. Для аналитической стратегии актуальной становится критика субстанциализма фил-ой классики. Социально-критическая стратегия сосредоточивает свои усилия на преодолении созерцательности классической фил..
Разнообразие фил-их школ, принадлежащих к названным стратегиям, во многом знаменует собой плюрализм современной фил-ой мысли. В то же время различные течения постклассической фил., как и фил-ой классики, объединяет рефлексивность, проявляющаяся в том, что фил. постоянно выявляет и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-ист. жизнь людей в целом. фил-ое познание и в новую историческую эпоху выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие.