Методы и формы теоретического исследования
Теоретический уровень знания – это знание, полученное путем абстрактного мышления. На теоретическом уровне достигается высший синтез знания в форме научной теории. Этот уровень знаменует собой более высокую ступень в развитии научного познания К теоретическим методам исследования относятся: идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод. Идеализация как метод основана на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе – на абстрагировании. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции – понятия, категории, законы. В процессе последовательного абстрагирования образуются абстракции разной степени общности : планета Земля, планета Солнечной системы, планета, небесное тело. Видом абстрагирования является идеализация, сущность которой состоит в мысленном конструировании так называемых идеальных объектов, т.е. объектов, которые не существуют в действительности. Так, например, плоскость, линия, точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ, идеальное общество и т.п. Создавая такой идеальный объект как абсолютно твердое тело, мы абстрагируемся от способности реальных тел деформироваться под воздействием внешних сил. С помощью идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого объекта. Сконструировать идеальный объект значит мысленно исключить некоторые реальные его свойства. Метод идеализации находит широкое применение в научном познании. Правомерность идеализации доказывается применимостью на практике той теории, которая создана на основе этой идеализации.
Формализация – это метод изучения некоторых областей знания в формализованных системах с помощью искусственных языков. Таковы, например, формализованные языки химии, математики, логики. В связи с математизацией науки в ней все шире используется такой метод теоретического исследования как формализация. Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объекте переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). При этом отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель. Здесь осуществляется вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики.
Специфическим методом построения развитой теории является аксиоматический метод. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами, т.е. утверждениями, доказательства истинности которых не требуется.
Научное познание представляет собой сложную систему, состоящую из многих взаимосвязанных компонентов. Кроме простых форм мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеются более сложные формы, к которым относятся факт, проблема, гипотеза и теория, являющиеся формами научного познания.
Первой, начальной ступенью научного познания является получение соответствующих данных об изучаемом объекте, установление фактов, дающих определенную информацию о его свойствах и связях. Факты – это воспринятые человеком и зафиксированные в определенной форме те или иные стороны действительности. Факты, по выражению И.П. Павлова, это воздух ученого.
В развитии научного познания возникает ситуация, когда новые явления, ранее неизвестные факты требуют своего объяснения. Однако уровень существующих знаний оказывается недостаточным для этого. Такая ситуация называется проблемой. Осознание этой ситуации, порожденной противоречиями между ограниченностью имеющегося знания и потребностями в его дальнейшем развитии приводит к постановке научной проблемы. Проблема (от греч. problema – преграда, трудная задача) – объективно возникающий в ходе развития вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема – это знание о незнании.
В процессе решения возникшей проблемы возникает гипотеза. Она является важнейшей формой возникновения научных законов и теорий. Научная гипотеза отличается от обычных догадок и предположений тем, что она должна быть хорошо обоснована объективными фактами, наблюдением и экспериментами, она должна соответствовать уже имеющимся твердо установленным научным достижениям. Гипотеза возникает двумя способами. В первом случае гипотеза возникает как обобщение более или менее значительного числа накопленных наблюдений, которые не могут получить объяснения в прежних теориях. Такие гипотезы называют эмпирическими обобщениями. Во втором случае гипотезы возникают как творческие догадки ученого, учитывающего другие твердо установленные законы и теории. Само возникновение гипотез, проверка и отбор наиболее точных и верных осуществляется с помощью научных наблюдений и экспериментов. Естествознание развивается путем выдвижения гипотез. Гипотеза представляет собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерности исследуемого явления. Гипотеза опирается на факты. Гипотеза проходит три этапа в своем развитии: построение, проверка и доказательство. Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная гипотеза называется теорией.
Теория – это вид духовной деятельности, высшая форма организованного научного знания о некоторой предметной области. Научная теория – сложная система знания, включающая следующие компоненты: исходная эмпирическая база, теоретические основы, логические средства. Она описывает, объясняет и предсказывает. В теории понятия и суждения, выражающие законы исследуемой области явлений, объединены в единое целое центральной мыслью теории – идеей.
Тема 12. Человек