Тема 1. Наука и научные исследования в современном университете
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Программа дисциплины подготовки аспирантов
для всех направлений подготовки в КФУ им. В.И. Вернадского
Симферополь 2015
Разработано: | кафедра философии Таврической академии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского |
Разработчики: | проф. Рыскельдиева Л.Т., проф. Шоркин А.Д., проф. Цветков А.П. |
Программа рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры философии КФУ им. В.И. Вернадского
Протокол № 1 от 26 августа 2015 г.
Зав. кафедрой Л.Т. Рыскельдиева
Программа рассмотрена и рекомендована на заседании Ученого Совета философского факультета Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского
Протокол №1 от 28 августа 2015 г.
Председатель Ученого Совета
факультета Ю.А.Катунин
Вступление
Дисциплина «Философия науки» входит в блок базовых дисциплин (в объеме 4 зачетных единиц) по всем направлениям подготовки аспирантов в КФУ им. В.И. Вернадского.
Предмет изучения
Предметом изучения дисциплины является философская основа и основные формы научного знания.
Междисциплинарные связи
«Философия науки» – фундаментальный курс, призванный формировать интеллектуальную культуру, необходимую аспиранту для овладения профессиональными навыками в ходе выполнения научно-исследовательской работы, предусмотренной конкретной образовательной программой. В рамках подготовки аспиранта курс «Философия науки» закладывает мировоззренческую основу профессиональной деятельности будущего ученого и в этом смысле играет роль смыслового ядра, связывающего профильные дисциплины в смысловое и мировоззренческое целое.
Учебная программа курса состоит из следующих разделов:
1. Цель и задачи курса.
2. Тематическое содержание курса.
3. Экзаменационные вопросы.
4. Список рекомендуемой литературы.
Цели и задачи курса
Основной целью курса «Философия науки» является формирование у аспирантов ценностно-мировоззренческих и методологических основ мышления, подготавливающих к основным видам профессиональной деятельности. В ходе освоения учебной дисциплины аспирант должен:
Шифр компетенции | компетенция | знать | уметь |
УК-1 | Способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях | · Принципы построения современного научного знания. · Особенности творческой организации интеллектуальной деятельности. · Проблематику междисциплинарных исследований | · Анализировать научные достижения. · Владеть навыками творческой организации интеллектуальной деятельности. · Применять методы междисциплинарных исследований |
УК-2 | способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения | · Особенности, проблематику и предмет комплексного исследования. · Основные параметры научной рациональности. · Место и роль научной рациональности в системе мировоззрения | · Выделять предмет и формулировать задачу комплексного исследования · Корректировать методологию комплексного исследования в соответствии с поставленными задачами. · Фиксировать мировоззренческие основы научной деятельности. |
УК-4 | способностью использовать основы знаний в области истории науки и философии науки для решения проблем в междисциплинарных областях | · Ключевые понятия философии науки. · Процесс исторического развития научного знания. | · Оперировать понятиями философии науки применительно к конкретным проблемам научных исследований. · Вычленять культурно-исторический контекст научной деятельности |
Тематический план курса «Философия науки»
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | |||||
Очная форма | ||||||
всего | в том числе | |||||
л | п | лаб | инд | сам | ||
Тема 1. Наука и научные исследования в современном университете | ||||||
Тема 2. Место науки в современной цивилизации. Понятие "научно-технический прогресс" | ||||||
Тема 3. Критерии научного знания | ||||||
Тема 4. Строение научного знания | ||||||
Тема 5. Общенаучные познавательные подходы и методы | ||||||
Тема 6. Основные исследовательские программы и методологические стратегии в гуманитарном знании | ||||||
Всего часов | 144? | 40? |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Наука и научные исследования в современном университете
Феномен университета. Понятие «аспирант». Цель и задачи курса «Философия науки». Соотношение философии и науки. Наука как вид знания и тип дискурса. Философия как рефлексия, мировоззрение, наукоучение. Понятие «научное мировоззрение». Понятие «ученый».
Рекомендованная литература
1. История и философия науки. Под ред. Мамзина А.С. – СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
3. Нехаева С.В. К вопросу о положении университета в средневековом обществе (на примере Флорентийского) // Университеты Западной Европы: Средние века. Возрождение. Просвещение - Иваново, 1990.
4. Ридингс Б. Университет в руинах – Минск: БГУ, 2009 – 248 с.
5. Степин В.С. История и философия науки – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. —423 с.