Симантоннаяна-самскара – ритуал укладывания волос жены на прямой пробор
Эта самскара проводится только для первой беременности на пятом или седьмом месяце. Ее назначение – принести спокойствие и счастье будущей матери. Ей следует вымыть голову, после чего другая женщина должна умастить ей волосы ароматическим маслом, расчесать их и украсить цветами (пушпа дхаранам).
Для благополучного развития эмбриона очень важно, чтобы у его матери было хорошее умственное состояние. Церемония Симантоннайана играет защитную роль, охраняя женщину от всевозможных тонких неблагоприятных воздействий. Для этого муж кладет ей на голову несколько манговых листьев. Эта церемония также защищает материнское чрево. Аюр-веда советует беременным женщинам не ходить в одиночку по вечерам, поскольку малыши в утробе матери в особенности чувствительны ко всевозможным тонким влияниям.
К четвертому-пятому месяцу у ребенка развиваются все органы чувственного восприятия, и его ум становится способным запечатлевать самую разноплановую информацию, поступающую из чувств – как непосредственно, так и от матери. На седьмом же месяце проявляется сознание. Таким образом, совершение этой церемонии кладет начало активному формированию разума ребенка.
Эта церемония традиционно выполняется с помощью иглы дикобраза, так как у этого зверя самые длинные “волосы”. Это настоящие “антенны”, принимающие вселенские энергии, и из всевозможных энергий Кришны нас интересуют лишь Его духовные энергии (таких как энергия преданного служения и т.д.) Когда волосы матери разделяются сверху вниз на прямой пробор иглой дикобраза с повторением соответствующих мантр, мать становится приемником этих духовных энергий, которые затем передает своему ребенку.
Ø В дополнение к стандартным атрибутам для проведения этой церемонии вам понадобятся:
v Приготовленное (непредложенное) очень вкусное кичхри (бобовые, сваренные вместе с рисом, гхи, специями и какими-нибудь овощами типа болгарского перца, морковки, цветной капусты и т.д.). Жена должна будет предлагать его в огонь вместо зерен риса. Одного литра будет достаточно.
v Сложенный новый платок, предложенный Божествам (вместо листьев манго).
v Игла дикобраза. Ее можно найти в ближайшем зоопарке, где есть дикобразы. Они чуть ли не каждый день сбрасывают иглы, и смотрители их просто выбрасывают с мусором. Если нет, то можно воспользоваться соломинкой травы куша, из которой делают коврики, которые можно купить в Индии. Если совсем ничего нет, то можно воспользоваться благовонием, предложенным Божествам.
v Пара красивых заколок.
v Немного чаранамриты, воды Ганги или иной священной воды.
Ø Жена должна искупаться и надеть чистую одежду, волосы ее должны быть хорошо смазаны маслом, расчесаны и украшены цветами.
Ø Жена должна сесть на асану справа от своего мужа.
Ø Жрец проводит стандартные ритуалы, призывая Божество Огня мангала.
Ø Муж берет несколько манговых листьев (или сложенный «маха-прасадный» платок, который использовался для поклонения Божествам) и встает за своей сидящей женой. Он проводит листьями снизу вверх, начиная от ее живота, через пробор на ее волосах, назад. После этого он один раз обходит вокруг нее по часовой стрелке.
Ø Взяв иглу дикобраза, траву куша или палочку предложенного благовония, муж проводит ей по пробору в волосах своей жены спереди до конца, произнося вслед за жрецом по одному слову мантру.
(«Я провожу пробор тем же, чем и Праджапати Вишну проводит пробор в волосах Адити, для ее счастья. Этим я обеспечиваю долгую жизнь сыну, находящемуся во чреве моей жены»):
ом йена адитех симанам найати праджапатих вишнух
махате саубхагайа тена ахам асйаи симанам найами
праджам асйаи джарад-аштим криноми
Ø Затем он должен закрепить иглу в волосах в нижней части головы (чтобы она торчала как антенна у инопланетянина), а затем заколоть волосы своей жены с двух сторон заколками, произнося при этом вслед за жрецом по одному слову молитвы, которые возносил Господу Праджапати Кашйапа, чтобы заселить вселенную существами разных видов жизни.
Во время закалывания первой заколки («Прославим же в молитвах Господа, к которому так легко приблизиться! Да внемлет Он нашим нуждам и исполнит наши молитвы. Пусть же та цельная игла, которой шьют мои пальцы, принесет нам доблестного, достойного ребенка»):
ом рамам ахам сухавам суштутихуве криноту
нах субхага бодхату атмана сивйату апах шучйа
ччхидйаманайа дадхату вирам сата-дайа-мукхйам
Во время закалывания второй заколки («Ты прекрасен и справедлив, и Ты даруешь совершающим жертвоприношения заслуженные плоды. В таком великодушном расположении ума явись же сегодня нам и даруй нам многочисленное потомство, о приносящий благую удачу»):
ом йасте рам суматайах супешашо йабхах дадаси дашуше васуни
табхах на адйа сумана упагахи сахасра-пошам субхага раранах
Ø Муж должен показать жене кичри, произнося: ом ким пашйати («Что ты видишь?»).
Ø Жена отвечает, повторяя по одному слову вслед за жрецом.
(«Да будет у нас хорошее потомство, скот, удача и крепкая преданность Господу. Да будет моему мужу дарована долгая жизнь».)
ом праджам пашум саубхагйам дрдха-кршна-бхактитвам авайох диргхайуштвам патйух
Ø Жрец проводит завершительные ритуалы, во время которых жена вместо риса ложечкой предлагает в огонь понемногу кичри.
Ø После молитв према-дхвани, перед окончательным завершением церемонии замужняя женщина, у которой есть дети, брызгает на головы молодоженов священной водой, произнося при этом:
(«Дай миру сильных преданных, породи на свет жизнь и живи долгие годы»):
бхакта-вира-сутвам твам бхава
дживасус твам бхава
джива-патни твам бхава
Ø После церемонии жена должна съесть остатки кичри, предложенного священному огню.