Ритуал и контр-ритуал: обсессивно-компульсивное расстройство

Первая встреча

(Входят родители пациента)

Отец: М. 17 лет, и он остался на второй год во Определение

втором классе Естественно-научного лицея, проблемы

и, стало быть, я попытаюсь изложить вкрат­це тот длительный процесс, который начал­ся два года назад, когда — то есть, по край­ней мере очевидные факты проявились два года назад, когда — по этой причине я не захотел привести сюда с нами мальчика, М. известна только часть истории.

Т.: Конечно.

О.: И, следовательно, М. был... обнаружен в машине караби­нерами нашего района, в компании человека... в машине, с человеком того же пола... таким же «взрослым» как я, или может даже несколько старше... который, как потом ока­залось, был лучшим другом нашей семьи, и который уже в течение некоторого времени обольщал его и, скажем так, у них это была уже не первая встреча...

Т.: Простите меня...

О.: Да, пожалуйста.

Т.: М. — это ваш старший или младший сын?

М.: Старший.

О.: Эти встречи носили явно гомосексуальный характер и, ка­жется, все ограничивалось, если можно так выразиться, ситуациями взаимной мастурбации или даже орального контакта, в этом смысле. В настоящее время, так как этот человек был осужден — по этому делу было обращение и в апелляционный суд, — но этот эпизод, скажем, был доста­точно... это произошло в феврале 1988. В период с... ска­жем, с ноября... (обращаясь к жене), правильно? Начиная с ноября 1988. Скажем, спустя семь или восемь месяцев после того как это случилось, М. начал переживать кри­зис... так как я работал в своей студии, моя жена звонила мне и говорила: «Возвращайся, здесь с М. невозможно спра­виться»; именно тогда это с ним и началось; он начал зак­рываться в шкафу… не желая никого больше видеть…

Т.: Младший или старший?

О.: Младший.

М.: Это всегда только младший доставляет нам такие пробле­мы, не старший.

О.: Я хочу сказать одну вещь насчет М.

М: (перебивая) Как будто бы М. никогда у меня и не было, (терапевту) вы понимаете ?

О.: Старший не имеет к этому никакого отношения. Он уже некоторое время живет самостоятельно, отдельно от нас...и он стал закрываться в шкафу, говоря при этом: «Я не хочу никого больше видеть». После того, как это случилось...

Т.: Извините меня... м-м-м, нет, возможно, я не понял. Это у Ml или у М2 были гомосексуальные проблемы?

М.: У Ml, нашего младшего сына.

Т.: Хорошо. Все, что вы рассказывали, было про вашего млад­шего сына?

М.: Да, все, о чем мы рассказываем, касается нашего младшего сына.

О.: Только нашего младшего.

Т.: Очень хорошо.

О.: И в тот момент, в ходе терапевтического лечения мы гово­рили о том, как все это могло случиться; и он: «то да се, отчасти из страха, что вы узнаете, что тот человек приста­вал ко мне». В общем, в конечном итоге, скажем, что этот человек получил... (фыркает) доступ к М., который под­дался этой ситуации. Так или иначе, после того как эта ис­тория закончилась, вот именно, вмешательством караби­неров, и прошло семь или восемь месяцев...

Исследование перцеп­тивно Т.: Это стало достоянием гласности ?

-реактивной системы О.: Нет, нет.

родителей и предпринятых М.: Нет.

попыток решений, Т.: Это осталось в большом секрете ?

если таковые были - О.: Да, между нами...

особенно в отношении Т.: Вмешательство полиции не вызвало...

социального контекста О.: (перебивая терапевта). Это ничего не вызвало потому что...

Т.: (продолжая свой вопрос, прерывая отца)......изменений в

социальном окружении?

М.: Это был закрытый процесс, доктор.

О.: В социальном окружении? Нет, потому что кроме всего прочего карабинеры нашего округа — мои друзья; я их знаю. Старший по званию позаботился об этом, так что не было никаких проблем с этой точки зрения. И тогда, через шесть — восемь месяцев после того, как все это случилось, М. начал делать ненормальные вещи. Это также совпало с тем, что за пару дней до этого был украден очередной мо­тоцикл и, кроме того, с тем, что его бабушка, моя мать, не­давно умерла. Несколько дней спустя мы начали беспоко­иться и повели его к врачу. Он в течение примерно десяти дней оставался в постели — шесть, семь, восемь дней, де­сять дней — дома в постели, не хотел выходить из дома, и мы, в конце концов, убедили его пойти на прием к профес­сору в N, к детскому психиатру.

М.: (прерывая) Пятого февраля исполнился год...

О.: ...который вначале диагностировал обсессивный психоз, но позднее сказал: «Нет, возможно, это пограничное со­стояние». Что бы то ни было, он прописал таблетки Semac, это препарат, который продается в городе-государстве Ва­тикане, препарат... но так, очень, очень легкий... в почти терапевтической дозе: полтаблетки, один раз в неделю, тог­да как обычно это 2 — 3 таблетки в неделю...

М.: (прерывая) Иногда только четверть...

О.: Иногда только лишь четверть таблетки. Кроме того, три капли Psicoperidol и Anafranil, одну таблетку — детская доза, можно сказать. Потом он в феврале посоветовал нам: «Да­вайте сделаем так: у М. теперь уже такая ситуация в шко­ле... в августе, может, было бы хорошей идеей, если бы ваша семья попыталась сменить обстановку». Воспользовавшись тем, что обычно в летний период и до конца октября я езжу в И., где практикуюсь в своей профессии художника, то в феврале мы решили: «Давайте сделаем так: почему бы нам не переехать в И. раньше?» Таким образом, я записал его на второй семестр в школу — там, в И... Он походил в шко­лу в течение месяца, но после этого ему это больше не уда­валось; он не хотел находиться среди других людей. Я ду­

маю, что у М. много друзей, действительно много друзей, многие к нему очень хорошо относятся, особенно здесь, в этом районе, они его уважают, короче, любят его и раньше были ему близки. Он ходил на дискотеки, но потом...

М.: (прерывая) Он ненавидел толпу.

О.: Он возвращался (выразительно, эмоционально) и говорил: «Я больше не могу находиться там». Потом, когда наступи­ла весна, я в один прекрасный момент... да, ему было по-настоящему плохо... Я постепенно прекратил медикамен­тозное лечение, но эти лекарства не были назначены ему в один и тот же момент. Сначала одно, потом другое, потом еще другое. И так, с наступлением весны и с помощью его друзей, можно сказать...

М.: (перебивая) Можно сказать, что ему удалось отвлечься...

О.: Отвлечься. Он сказал, что хорошо провел лето. Вместе с тем в тот период дома его проблема, скажем, была связана с одним словом — СПИД, СПИД...

М.: (Прерывая) Кровь. Он не может выносить вида даже ка­пельки крови...

О.: Кровь, СПИД, шприц на земле... и он завел привычку мыть­ся два, три раза в день, с шампунем, пеной, он использовал шампунь литрами, литрами и литрами...

М.: Он моется и не вытирается.

О.: Шампуни (выразительно, эмоционально)...

М.: Для него полотенца недостаточно свежие...

О.: (Перебивая) Минутку, это было в начале...

М.: (продолжает, перебивая в свою очередь) ... стаканы не чи­стые, тарелки, вилки — у меня было ощущение, что я схо­жу с ума, бегая взад и вперед по дому, чтобы ублажить его, и теперь он — извини меня (обращаясь к мужу, который пытался прервать ее), но он возвращается к тому же со­стоянию, в котором он находился именно в этот же самый период прошлого года, когда мы уехали для того, чтобы он чувствовал себя спокойнее.

О.: (прерывая, к терапевту) Можно я закурю?

Т.: Да.

М.: Он вновь вернулся...

О.: (перебивая жену, предлагает терапевту) Вы хотите сига­рету?

Т.: Нет, спасибо.

М.: Он вернулся в кровать и больше не вставал. Я все еще при­кладываю усилия, доктор, при приготовлении еды, он лю­бит всякие деликатесы, немного необычную еду, как и во всем, что он делает. И как я уже говорила, сейчас он воз­вращается к тому же периоду прошлого года. Он берет... бутылки со спиртом — они могут быть заражены и боль­ше не годятся, мы должны купить новую, потому что эта «заболела». То же самое с сигаретами, потому что он мно­го курит. Сейчас ему будет 17 в следующем месяце.

Т.: То есть он приписывает определенную... живость, одушев­ленность вещам? Оживляет, анимирует предметы? Поэто­му он говорит, что бутылка «заболела».

О.: О, да. Бутылка больна, пачка сигарет упала Исследование

на пол и, следовательно, заболела, то же са- перцептивно-

мое с зажигалкой. реактивной

Я хочу попробовать вспомнить, тогда, в лет- системы

ний период он достаточно хорошо себя чув- пациента

ствовал, он освободился от проблемы с шам- как она

пунями, биде и так далее, и можно сказать, воспринимается

перестал предаваться чрезмерной и, в общем, родителями

неоправданной, гигиене. Он провел все это время довольно хорошо. Он продолжал про­являть беспокойство по поводу мелочей — не знаю, стакан, вилка — но это было так, тер­пимо. Потом мы вернулись в Н., точнее, моя жена первая вернулась в Н., так что...

М.: (прерывая) Чтобы он пошел в школу, чтобы он мог повто­рить учебный год.

О.: Начать учебу в школе, тогда как я предполагал остаться там в октябре и поработать. Но меня вызвали раньше, потому что М. начал себя опять плохо чувствовать, в то время как он уже ходил в школу, и я вернулся в Н. раньше, чем плани­ровал... Потом по дороге в школу... (исправляет оговорку) по дороге на дискотеку М. попал в аварию. Ему наложили шину, которую вскоре должны снять, возможно, ее сни­мут на следующей неделе. Он попал в аварию, его положи­ли в больницу на операцию, я был «госпитализирован» вме­сте с ним, в течение шестнадцати дней я не покидал его ни днем, ни ночью, так как он не хотел, чтобы я оставил его одного — с огромными трудностями для того, чтобы на­кормить его, носил взад и вперед...

М.: (прерывая) Он не может пользоваться туалетом, если это не его домашний туалет.

О.: «Где положили это? А где положили другое?» И все в таком духе. Потом, после больницы, скажем, в период выздоров­ления, когда он...

М.: (прерывая) Дома...

О.: Проблема заключается в том, что сейчас он продолжает,

он опять начал с этим биде... Сейчас он перестал...

М.: Он не вытирается, он не...

О.: Да, сейчас он перестал вытираться, возможно потому, что полотенце находилось не там, где следует...

М.: О, позволь мне сразу сказать еще одну вещь, пока я не за­была; вдруг постель с только что смененным бельем, чис­тая...

О.: (перебивая) Если он видит крошечное пятнышко...

М.: Нет, нет, даже если его там нет. Он отпрыгивает, как пру­жина: нужно выбросить полотенца, поменять подушку и наволочку — и что еще, я не знаю — простыни, все в этом роде.

Т.: Хорошо. Таким образом его основные симптомы сейчас — это мысли, навязчивые идеи насчет грязи и возможности заражения...

О.: Сейчас он вызывает у себя рвоту — это то, что он делал год назад...

М.: (перебивая) С помощью зубной щетки, все время, доктор, он делает это все время...

О.: Он может делать это даже семь, восемь раз, и если ему не удается достичь цели, он съедает что-нибудь, чтобы спро­воцировать рвоту...

М.: (перебивая) Да, он идет на кухню. Но, доктор, я заметила, что за последние дни, точнее, как минимум за последние пятнадцать дней, ситуация все ухудшается, как в прошлом году. Однако он теперь реагирует следующим образом: зво­нит отцу в студию, потому что он не хочет находиться дома, и идет в студию; однако он очень нетерпимый мальчик, он был таким с малых лет, доктор, я считаю важным подчеркнуть это. Мой муж говорит, что, может, это не имеет ника­кого отношения, но у нас, к сожалению, в нашей семье есть прецеденты с обеих сторон; с моей стороны — одна из сес­тер моей матери, которая была травмирована после десяти лет жестокого обращения мужа с ней, который истязал ее даже по поводу того, что еще только должно было бы слу­читься; и потом, у меня есть сестра, которая, к сожалению, распускает руки в отношении моей матери. Мой сын иног­да делал это, иногда делает то же самое по отношению ко мне; иногда он пристально смотрит на меня и говорит, что должен убить меня. Сейчас он больше этого не делает, воз­можно, благодаря той инъекции, которую мы ему сделали...

О.: Mobiten, половина ампулы в месяц, — вот только в этот ме­сяц, поскольку он настойчиво проявлял такое поведение, ему ввели дважды по половине ампулы.

М.: С очень коротким промежутком времени между двумя инъекциями.

Т.: Это опять-таки сделал психиатр?

О. и М.: Да, опять он.

О.: У меня с собой есть некоторые рецепты на тот случай, если вы сочтете нужным взглянуть. (Достает рецепты из кар­мана и дает их психотерапевту).

М.: Он говорит, что это серьезно, доктор. Он говорит, что по­ложение серьезное, как если бы мальчик регрессировал в своем развитии на три или четыре года назад.

О.: Он... М. говорит... нет, я уверен, что... сейчас я бы хотел посмотреть...

М.: (перебивая) Он ждал с нетерпением прихода сюда, к вам.

О.: Да, подожи минутку... когда он увидел вас по телевизору в шоу Маурицио Костанцо, он немедленно позвонил мне и сказал: «Папа, я сейчас слушаю что-то очень интересное. Может быть, доктор Нардонэ — тот человек, который мо­жет решить мои проблемы...»

М.: «Он поможет мне сделать это, он поможет мне».

О.: Тогда мы пошли и купили вашу книгу и прочитали ее; я прочитал только несколько отрывков, так что...

М.: (прерывая) Да, поскольку он не в состоянии читать.

О.: Он очень этим вдохновился; это очень важно для него, и, возможно, это факт несомненно...

Т.: Положительный.

О.: Положительный.

М.: Он говорит: «Когда я выздоровлю, я устрою большую ве­черинку». (Терапевт возвращает рецепты отцу).

О.: Скажем, что, в конце-то концов, с практической точки зре­ния он имеет поддержку от меня, от своей матери, от сво­их друзей; скоро, когда настанет теплый сезон, мы, воз­можно, должны будем вернуться в И.; и может быть, он...

М.: Но это, самое большее, даст ему возможность отвлечься, доктор.

О.: Он говорит, что постоянно думает об этих вещах, всегда об одном и том же...

М.: О заражении. Потом, в последнее время он не так часто пользуется биде, однако, он протирает губы спиртом. И действительно, если вы посмотрите на его губы, вы увиди­те, что они все потрескались.

О.: Ситуция с биде улучшилась.

М.: Но он посвятил себя рвоте. А потом спирт использовался и для биде — я должна была чистить его, прежде чем он нач­нет мыться; к тому же он больше не вытирался полотен­цем, он встает с биде и ходит со всем этим мылом, стекаю­щим у него между ног.

О.: И нужно сказать, что эта все более обременительная ситу­ация, в особой манере обременительная ситуация, я не знаю... кроме того, вот уже четыре месяца у него эта нога... Он был в больнице... он не может свободно ходить...

М.: Да, но его поведение не становится лучше, когда он на ули­це, оно становится еще хуже.

О.: Да, я понимаю, я хотел сказать... А потом, эта обремени­тельная ситуация совпала именно с тем моментом, когда он узнал, что мы можем приехать сюда к вам, через не­сколько дней после того, как мы видели вас в шоу Маурицио Костанцо, и она сказала мне... так мол и так... И таким образом мы решили... Помимо всего, мне показалось, что это... Прошлым летом М. посещал психиатра-психотера­певта, десять — двенадцать сеансов, но затем в июле и авгу­сте он был в отпуске и предполагалось, что мы встретимся вновь в сентябре. А потом в сентябре М. решил остаться в И., так как у них (с терапевтом) не установилось особых отношений; это была индивидуальная терапия. М. сказал: «Мы сидим там часами, не говоря даже ни одного слова»… в общем, не кажется, чтобы он получил... Хотя, я должен сказать, что он практически полностью и почти внезапно прекратил все это мытье в ванне, благодаря пари, которое он заключил с доктором. Он сказал: «Я собираюсь выиг­рать это пари», и с того момента он, можно сказать, в ко­нечном итоге, прекратил это делать.

М.: Доктор, хочу сказать одну вещь. С момента своего рожде­ния этот мальчик... потому, что это нужно признать... мой муж считает, что это не так, но, потому что ты и я, мы не очень ладили в прошлом, и, может быть, поэтому мальчик сделался таким, может, поэтому он отдался этому мужчи­не... я не знаю, но верно то, что этот мальчик доставлял мне много тревог с самого рождения.

О.: Вот письмо, которое М. оставил нам — вот оно (передает письмо терапевту). Это было примерно... в прошлом но­ябре или около того, да? В прошлом ноябре, после... нет, это было в ноябре годом раньше?

М.: Да, в 1988.

О.: Да, в 1988, когда мы все еще не вполне понимали эту про­блему, мы заметили, что он пропускает занятия в школе; я не знаю... выпивка, курение и т.д.; я очень рассердился и сказал ему, что, когда он вернется домой, тогда... вот, и он оставил нам... (показывает на письмо) (Пауза. Терапевт читает письмо.)

Т.: Что он имеет в виду, когда упоминает, Фокусирование внимания

что вы никогда не принимали... серьезных на проблеме отношений

ре­шений? в супружеской паре

О.: Я не представляю, как объяснить это.

Я не знаю, как объяснить вам это, потому что... скажем, что мы знаем друг друга уже трид­цать лет, но... у нас имеются серьезные рас­хождения во взглядах, характерах... в осо­бенности...

Т.: Вы часто ссоритесь?

О.: Да, мы ссорились, мы ссорились.

Т.: Также и в очень резкой манере ?

О.: Да, да, да, да.

Т.: М-м, так. И так по сей день?

О.: Ну, скажем, что сейчас, в настоящее время — нет, больше нет, уже в течение некоторого времени.

М.: В общем, в данный момент мы действительно изнурены. У нас есть более серьезные проблемы. То есть, он очень ре­зок со мной, это правда.

О.: (прерывая) Но, в общем, разногласия остаются... в общем, остается все это...

М.: Он очень резок...

Построение Т.: Похоже, вы очень поглощены его проблемами,

терапевтических М.: Конечно! По крайней мере — я, со своей отношений стороны.

О.: Мы слишком поглощены его проблемами.

Т.: Чтобы иметь свое личное пространство.

М.: Да, да.

О.: Однако мы иной раз все-таки говорим, что это зависит от того, что у нас безусловно разные взгляды на жизнь, на существование.

М.: (прерывая) То есть, доктор... можем рассказать историю доктору?

Т.: Конечно.

М.: Два года назад, когда мой муж поехал в первый раз рабо­тать в И., и этот, скажем так, факт, который я, с моей сто­роны, ... этот факт, можно сказать... я упрекала его за это, да? Я помню, что М. только что исполнилось 14 лет; мы были в И., и он хотел иметь ключ от дома. М2 уже не жил с нами; он хотел, чтобы у него были ключи.

О.: (перебивая) М2 жил в П.

М.: Он был в П, поэтому в доме никого не было и он был зак­рыт, и я не хотела, чтобы у четырнадцатилетнего мальчика были ключи от дома, чтобы он мог бывать там один. Впос­ледствии он признался, что приводил с собой кого-то до­мой... в то время как мой муж был...

О.: (прерывая) Он не мог там ничего особенного совершать, так как я частенько наведывался туда...

М.: Ну, извини, вот и дай ему ключи, дай ему ключи...

Изучение отношений Т.: Вы не знаете, были ли у него отношения и с сына девочками? Или только с мужчинами?

М.: Да, мальчик в этом признался.

О.: Только с ...?

Т.: С мужчинами или также и с женщинами? Бывал ли он

когда-нибудь с женщинами?

О.: М.?

М.: Да, у него были подружки.

О.: У него всегда были, скажем так, невесты, и раньше, и пос­ле. У него были невесты... потом только просто так, он го­ворил, что... «у меня голова занята другим, потому что...то да се...

М.: (прерывая, начинает фразу) Действительно, в связи с тем фактом...

О.: Кроме этого, у него всегда был неплохой успех (у девочек)...

Т.: (вмешиваясь) С кем он больше всего ссорится?

О.: Как вы сказали?

Т.: С кем из вас двоих он больше ссорится? С вами или с ней?

О.: С ней.

М.: Со мной у него было несколько сильных кризисов, во вре­мя которых он меня даже ударил, он даже хватался за нож, как это случилось в И. в марте прошлого года, когда он ты­кал меня ножом в руки. «Я должен убить тебя, а не папу, потому что папа сильнее; ты слабее и я могу сделать это с тобой, потому что у меня появилась сила, которую я не могу сдержать». Я принимала такую позу (скрещивает руки на груди и садится на корточки), и позволяла ему бить меня, только чтобы дать ему успокоиться; в конце концов я хватала нашу маленькую собачку и выбегала из дома, потому что он иногда начинал хватать собаку за горло...

О.: (вмешиваясь) Но он не всегда такой; с ним можно играть, он умный...

М.: Однако он любит нас, он очень чувствительный, но когда у него кризис, он внушает страх.

Т.: Очень хорошо. Я понял. Теперь я хотел бы увидеть маль­чика.

О. и М.: Конечно.

Т.: Хорошо?

О.: (вставая) Я... думал, что необходимо дать вам это описание.

Т.: (Вставая и направляясь к паре.) Я бы сказал, что это было

крайне важно. (Терапевт провожает родителей до двери,

родители переговариваются.)

Переопределение проблемы (Родители выходят. Входит пациент.) совместно с пациентом Т.: Итак, твои родители в общих чертах

и создание описали ситуацию. Естественно, мне не терапевтических отношений, терпится узнать о ней как можно более отличающихся от ясно от тебя. Из-за каких-то определенных отношений, заданных причин ты пришел в терапию...

семейной системой П.: (прерывая)... Что сказать, ситуация... то есть, не знаю, меня беспокоит, меня сильно беспоко­ит, скажем так, и это связано с... это все навяз­чивые мысли, связанные с проблемой СПИДа; это все то, что создает мне все проблемы... Я не знаю, как я уже объяснил, я, например, я делаю все эти... Меня пугает, что собака лизнула меня в рот, я сразу иду в ванную и вызываю рвоту с по­мощью зубной щетки. То есть, я делаю все это...

Т.: Ты боишься СПИДа.

П.: О да.

Т.: Зубная щетка... (пауза) рвота...(пауза).

П.: Да. Разные способы мытья, использование биде, мытье рук, все в этом духе.

Исследование перцептивно- Т.: Следовательно, я полагаю, ты должен... реактивной системы тща­тельно мыть все, что было использовано пациента при оп­ределенных контактах.

П.: Я не понимаю.

Т.: Я полагаю (пауза)... ты должен тщательно мыть (пауза)... все, что было использовано в по­ловых контактах определенного типа?

П.: О да.

Т.: Потому что именно там есть риск, правильно?

П.:Да.

Т.:Я верно выразился, а? Я понял это правильно. Как ты мо­жешь видеть, я схватываю все гораздо быстрее ...

П.: Да, да.

Т.: Итак, ты с особым вниманием относишься к очищению всего того, что использовалось во время половых контак­тов такого типа.

П.: Ага!

Т.: Верно?

П.: Да.

Т.: Поскольку есть риск заразиться СПИДом, потому что...

П.: (прерывая) Скажем, что я был травмирован тем, что про­изошло.

Т.: О, могу себе представить! Хм...Теперь скажи мне, как ты моешь все те части тела, которые были задействованы в половом контакте определенного типа?

П.: С мылом и водой или с помощью спирта; например, мне даже случается пить спирт, выпивать немного спирта; вы­пиваю, а потом беру в рот зубную щетку, чтобы вызвать рвоту. Потом, даже не знаю, иногда я даже обрабатывал спиртом... пенис, а потом мылся мылом; то есть, я редко делаю это только с помощью спирта; но то, что повторяет­ся все настойчивее и настойчивее — это рвота. Я вызываю рвоту каждый день.

Т.: Конечно.

П.: Даже по нескольку раз. Даже шесть, семь, восемь раз в день.

Т.: Послушай, после той истории, о которой мне рассказали твои родители... у тебя еще были другие истории такого рода?

П.: Нет, нет.

Т.: Однако та история, похоже, оставила на тебе след.

П.: Да.

Т.: И стало быть, ты решил, что ты подхватил СПИД в тот мо­мент?

П.: Да, но можно сказать, тот ужас сейчал уже исчез, потому что... Я сделал разные тесты, все в этом роде, так что я здоров.

Т.: Но навязчивый ритуал остался.

П.: Да.

Т.: То есть все эти ритуалы направлены на то, чтобы проде­зинфицировать тебя для защиты от этого страха? Хм, хм... Как ты пытался бороться с этим?

П.: Отчасти это вопрос силы воли, но я не был в состоянии сделать это; мне это не удалось, это значительно сильнее меня, это слишком... это значительно сильнее меня, мне это не удается.

Т.: Обычно это более или менее так и происходит.

П.: Да, действительно.

Т.: Хм-хм. Послушай, эта проблема силы воли... Техника

ты говоришь: я не должен этого делать, я не «чтения мыслей»

должен этого делать, я не должен этого де-

лать. Чем больше ты говоришь это, тем больше делаешь, так?

П.: Да, вот именно.

Т.: Хм-хм.

П.: Как это и написано в вашей книге.

Т.: Чем сильнее ты пытаешься не делать этого, тем больше ты

делаешь, правильно?

П.: Да.

Т.: А какие еще были попытки справиться с проблемой?

П.: Это насчет мытья и тому подобного?

Т.: Да, да.

П.: О, я не знаю... Я не знаю, дезинфекция рук, что-то в этом роде... иногда лица; это всегда одно и то же мытье... Я не знаю... ноги, дезинфекция ног, такого рода вещи, напри­мер, иногда... Я не знаю... Это всегда все одно и то же, все­гда одно и то же.

Т.: Хм-хм. Хорошо. Хорошо. А кроме этого, осаждают ли тебя какие-то другие серьезные или не (такие) серьезные про­блемы?

П.: Нет.

Т.: Какие у тебя отношения с родителями?

П.: Можно сказать, что это хорошие отношения для... хоро­ших отношений, вот только меня пугает, например, воз­можность обменяться с ними сигаретой, даже с ними я боюсь этого. Я не позволяю им... приближаться губами к моему рту и все в этом духе, мы больше не целуем друг дру­га и тому подобное, потому что у меня и с ними все равно возникает страх, что они могут заразить меня.

Т.: А как насчет других людей?

П.: Да, со всеми.

Т.: То есть ты больше ни до кого не дотрагиваешься ?

П.: Больше не... нет, я дотрагиваюсь, но потом я иду мыться и

тому подобное... то есть, потом я всегда должен помыться, скажем так.

Т.: А ты встречаешься с людьми или изолируешься от них?

П.: Нет, я встречаюсь с людьми.

Т.: Хм-хм... а с кем ты встречаешься? С друзьями, другими подростками...

П.: С друзьями, с парнями и девчонками.

Т.: У тебя есть девушка?

П.: Нет, сейчас нет.

Т.: Когда у тебя была девушка — если она у тебя была, — тогда ты боялся еще больше или нет?

П.: У меня были девушки, у меня их даже много было. Вот толь­ко это всегда было связано с тем, что, скажем... Я не знаю... Я должен был... Если я целовал девушку, то потом я должен был пойти и вызвать рвоту и тому подобное. Раньше тако­го не было, то есть задолго до того, пару лет назад, когда я встречался с девушкой, я не беспокоился насчет таких ве­щей, а теперь, да, беспокоюсь; если я целую девушку, я дол­жен пойти и вызвать рвоту и тому подобное.

Т.: Хм-хм.

П.: Вот так это происходило, по крайней мере, до конца прош­лого месяца... Этим летом, поскольку сейчас я сломал ногу, стало быть...

Т.: Хм-хм. Таким образом, мы узнали, что твой основной симп­том служит для того, чтобы защитить тебя от угрозы зара­жения СПИДом...

П.: Да.

Т.: Хотя ты и знаешь, что у тебя нет СПИДа, потому что...

П.: Нет, нет.

Т.: Но ты говоришь, что ты мог бы и подхватить его...

П.: Да, да.

Т.: Потому что он может быть повсюду.

П.: Угу.

Т.: Стало быть, твой страх заразиться такой сильный, что тебе

приходится постоянно себя стерилизовать.

П.: О, да!

Т.: Ты открыл действительно потрясающий способ избежать заражения СПИДом!

П.: Угу! (смеется).

Т.: Скажу тебе, что таким способом ты точно Переформу­лирование

его не получишь! симптоматичес­кого

П.: Да. поведения как

Т.: Это оптимальное решение, надо бы начать полезного с

широко распространять среди народа страх перед помощью юмора

заражением и эту твою стратегию, не так ли?

П.: Угу.

Т.: Сначала ополосните ваши рты спиртом, потом вызовите у себя рвоту, провоцируйте у себя рвоту всякий раз, как вы сделаете что-то; мойтесь, стерилизуйте ваши пенисы са­мым ужасным способом — это для мужчин; а женщин мы заставим вводить во влагалище каустическую соду...

П.: (Смеется.)

Т.: И так далее, ага? Отличное решение!

П.: Вы разыгрываете меня, да?

Т.: Нет. Это хорошее решение! (пауза)... Если мы избавимся от этого решения, что тогда случится?

П.: Я не думаю, что что-то случится. Все останется по-прежне­му, останется... таким же как было, то есть... ничего не слу­чится.

Т.: Хм-м. Подвергнешься ли ты еще большей опасности, если ты сможешь избавиться от симптомов?

П.: Я не очень понимаю ваш вопрос.

Т.: Не будешь ли ты в еще большей опасности, то есть, не воз­растет ли еще больше твой страх перед СПИДом и все ос­тальное, если ты прекратишь исполнять эти ритуалы?

П.: Нет, я так не думаю; я так не думаю.

Т.: Хм-м.

П.: Нет, не думаю.

Т.: Хм-м. Сколько раз в день ты все это проделываешь с собой?

П.: Рвота началась с шутки; в течение многих месяцев я не вы­зывал у себя рвоту. Вся история началась как шутка; я сде­лал вид, что собираюсь поцеловать собаку или что-то в этом духе, но собака на самом деле поцеловала меня; то есть мне показалось (эмоционально, выразительно), что она дей­ствительно меня поцеловала и... я пошел и меня вырвало. Можно сказать, что с этого все началось и продолжается, и продолжается...

Т.: У тебя есть собака?

П.: Да.

Т.: Какой породы?

П.: Йоркшир.

Т.: Славно... какой наилучший способ простерилизовать себя? Это спирт, или есть что-нибудь получше?

П.: Нет, алкоголь, я всегда использую алкоголь... Но ведь алко­голь тоже может заболеть! Он тоже может заболеть.

Т.: Он тоже заболевает? Он тоже может заболеть?

П.: О да.

Т.: Ну, тогда это действительно проблема, если Использование

он тоже заболевает. Тогда нет ли чего-то по- юмора

лучше, что не заболевает? и парадокса

П.: О нет...

Т.: Ты не нашел ничего получше!

П.: Нет.

Т.: Но должно же быть что-то получше, не так ли?

П.: Я не знаю.

Т.: Ты так не думаешь?

П.: Да, я думаю, да — что-то, что дезинфицирует еще лучше?

Т.: ...

П.: Я не знаю, какое-нибудь медицинское дезинфицирующее средство, я не знаю. Может быть, ими пользуются в боль­нице.

Т.: Хм-м... Или что-нибудь еще лучше!

П.: ...

Т.: Не так ли? Огонь — ты мог бы использовать огонь, так?

П.: О, но огонь — это проблема.

Т.: Хорошо, хорошо; хорошо. Итак, каким образом ты проде­лываешь каждый раз эти вещи? Что ты предпринимаешь, чтобы тебя вырвало?

П.: О, сначала я промываю спиртом губы; я беру бутылку и промываю спиртом рот; потом я засовываю в рот зубную щетку, в том случае, если я что-то поел; в противном случае я даже иду и ем что-то, я ем что-нибудь для того, чтобы было чем вырвать. Потом я беру зубную щетку, за­совываю ее в рот и тогда уже вызываю рвоту.

Т.: Угу.

П.: А иногда я даже... сначала беру в рот, а потом немного вы­пиваю, а потом меня сразу тошнит.

Т.: Спирт?

П.: Да...

Т.: Как он тебе на вкус ?

П.: (смеется) Нет, спирт абсолютно отвратителен.

Т.: Абсолютно отвратителен. А что ты делаешь, чтобы стерелизовать свой пенис?

П.: Я наливаю на него немного спирта, потом намыливаю и...

(пауза) чувствую жжение.

Т.: Жжение... когда ты все это делаешь, чувствуешь жжение.

П.: Да, да.

Т.: Если ты не чувствуешь жжения, тогда стерилизация не удалась.

П.: О да, да, да.

Т.: Следовательно, тебе необходимо чувствовать некоторую боль?

П.: Да. Это саморазрушительное поведение.

Т.: Если ты не чувствуешь немного боли, то стерилизация не удалась. Ага. Я понял (пауза). Да, это в самом деле пробле­ма. Это очень сложная проблема.

П.: Все эти... Вы думаете эту проблему можно разрешить?

Использование Т.: Я думаю, что у меня есть некоторые очень

парадокса хорошие стратегии. Но я не знаю, сможешь ли

ты им следовать.

П.: (перебивая) Я очень вами восхищаюсь... я испытываю к вам очень большое доверие.

Т.: Как ты можешь доверять мне, если ты не...

П.: (перебивая, с чувством) Я не знаю, у меня очень большое доверие. Скажем, что с самого первого момента, как я увидел вас, я сказал себе: «Может быть этот человек сможет меня выле­чить», — что-то в этом роде. Он может изба­вить меня, в самом деле избавить от этих маний, чтобы я мог продолжать нормальную жизнь, как это было прежде... то есть, не совсем, как преж­де. Но нормальную жизнь, как у всех других; как у вас и у других людей.

Т.: Но ты почитал мою книгу?

П.: Да, частично. Я прочел одну часть.

Т.: Какие части ты прочитал?

П.: Ту часть, в которой... об обсессивных расстройствах, где говорится об обсессивных расстройствах.

Т.: Когда ты прочитал о том, что я заставляю таких людей де­лать, какой эффект это оказало на тебя?

П.: О, я не знаю... немного странный эффект... то есть, я немного не понимаю... я не понял как... Вы попадаете в цель... как бы это сказать... как они могут... то есть, как они работа­ют, но я думаю... эти вещи...

Т.: Сколько раз в день ты играешь в свою маленькую игру — примерно сколько раз в день?

П.: Какую маленькую игру?

Т.: С рвотой, мытьем пениса, рук и всего остального.

П.: Нет, может быть, в настоящее время я вызываю рвоту, я оставил немного в покое мой пенис, не мою его в биде так часто и тому подобное. А потом, что касается пениса, это случается лишь время от времени, что я его дезинфици­рую. Раньше я делал это чаще, раньше чаще. А сейчас — нет. В то время как сейчас я постоянно вызываю у себя рвоту.

Т.: Послушай; по-твоему, кроме того, чтобы Переопределение симптома: за­щитить тебя от СПИДа, какое равновесие польза симптома

под­держивает твоя болезнь, в каком отношении для отношений

она полезна?

П.:У меня нет никаких идей. Никакое, по-моему.

Т.: Я, напротив, вижу ее огромную пользу. И не только для тебя, но для всей вашей семьи.

П.: Может быть равновесие... равновесие в семье, может быть.

Т.: Хм-хм.

П.: Равновесие в семье, в том смысле, что если бы не было моей проблемы, это могла быть семья, которая, может быть... я не знаю. У меня нет идей на этот счет. Может быть, как мне кажется, они не очень хорошо ладят друг с другом.

Т.: Угу. Я прочитал письмо, которое твои родители мне при­несли, которое ты им написал; и я прежде всего почувство­вал, что они ссорятся, они много ссорятся!

П.: Да, теперь, в самом деле... возникла эта проблема…

Т.: Следовательно, твоя проблема полезна! Фокусировка внимания

П.: Да, может быть, она полезна, но я на ссорах родителей

хочу от нее избавиться, доктор, я больше не могу и на функции симптома

ее вы­носить. Вот почему я пришел сюда.

Пото­му, что я хочу освободиться от нее как мож­но быстрее.

Т.: Хм-хм. Хорошо, хорошо. Итак, ты прочитал, ты увидел, что мой метод несколько необы­чен, так?

Согласование Я заставляю людей делать странные,

условий терапевтического довольно забавные вещи, но они должны вмешательства выполняться безоговорочно, абсолютно без всяких вопросов. Я дам тебе объяснение. В свое время. Хорошо?

П.: Да, да.

Предписание: Т.: Итак, прежде всего я хочу, чтобы в течение этой думать о пользе недели ты как можно больше думал о том, что твой симптома симптомполезен, необходим для твоей семьи, и что, для поддержания изменяя его, мы нарушим равнове­сие всей системы. равновесия Поэтому я хочу, чтобы ты ду­мал о том, что твой симптом

в семье полезен. И это очень опасно — изменять его.

П.: Я понял.

Т.: Договорились?

П.: Да.

Т.: Значит, я хочу, чтобы ты напряженно думал об этом, хорошо?

П.: Да.

Предписание Т.: Кроме того, я хочу, чтобы ты играл в одну

парадоксального маленькую игру, о которой ты читал, с будиль- ритуала ником, в течение получаса. Но я сейчас ее хоро-

шенько объясню. Я хочу, чтобы с этого момента и до нашей следующей встречи, каждый день ты брал будильник. У тебя есть будильник?

П.: Да.

Т.: Ты закрываешься один в своей комнате, устраиваешься как можно удобнее, в полутьме, заводишь будильник на пол­часа, и в течение этого получаса думаешь обо всех мучени­ях, всех наихудших страхах, которые придут тебе в голову: что у тебя СПИД, что ты его подхватил, что с тобой случи­лось то или другое, все самое худшее, что ты можешь вооб­разить, и при этом делай все, что придет тебе в голову: если захочется ка

Наши рекомендации