Для курсантов и студентов очной формы обучения
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский юридический институт Федеральной службы
Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»
(СибЮИ ФСКН России)
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
(кафедра №1)
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
подполковник полиции
О.В. Евтихов
«____»_________2014 г.
ФИЛОСОФИЯ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
КРАСНОЯРСК 2014
Философия: Планы семинарских занятий для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). – Красноярск: Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук СибЮИ ФСКН России, 2014. – 30 с.
Подготовлены доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, к. филос. н., доцентом Н.В. Маслодудовой
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кафедра №1)
«___» _______ 2014 г.
Протокол № ___
Пояснительная записка
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, которое является совокупностью обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.
Цель учебной дисциплины: формирование у обучающихся философских основ мировоззрения и системы ценностных ориентиров, направленных на реализацию общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Задачи учебной дисциплины:
сформировать представления о философских понятиях и категориях, лежащих в основе научного мировоззрения и культуры мышления;
способствовать формированию устойчивых ценностных ориентиров, гражданской позиции и непримиримости к коррупционному поведению;
развиватьумения обобщать, анализировать, воспринимать информацию, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, самостоятельно работать с источниками;
применять полученные знания для решения гражданских, личных и профессиональных проблем на основе философской традиции.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») изучение дисциплины «Философия» направлено на формирование следующих компетенций:
общекультурных (ОК):
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
профессиональных (ПК):
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») в результате изучения философии обучающиеся должны:
знать:
предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности; принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; основные проблемы и этапы эволюции мировой и отечественной философии;
уметь:
ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мировоззрения и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;
владеть навыками:
философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой. Семинарские занятия должны обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам, но могут содержать и элементы практического занятия, например, решение тестовых заданий или выполнение письменной работы с текстом или видеосюжетом.
Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с повторения лекционного материала. Затем необходимо ознакомиться с источниками и базовой литературой (учебниками и учебными пособиями), указанными в списке основной литературы, а также с дополнительной литературой по теме занятия. Следует учитывать, что предложенный перечень литературы не является исчерпывающим и не исключает использование других материалов.
Главная задача обучающихся на основе изученной литературы найти ответы на обозначенные в плане семинара вопросы. Начинать подготовку рекомендуется с изучения основных понятий по теме, которые включены в сборник основных понятий и терминов по дисциплине «Философия». Для лучшего усвоения материала и подготовки логически выдержанного ответа целесообразно составлять рабочие конспекты, которые могут быть как в виде развернутого плана, так и в реферативной форме. При работе с книгами, журнальными и газетными статьями необходимо делать ссылки на них, с указанием страниц, так как это бывает важно при выяснении спорных точек зрения.
Выступление на семинаре должно быть аргументированным, законченным, хорошо продуманным. В отличие от школьной ориентации на воспроизведение прочитанного, вузовские требования к ответу предполагают анализ, сопоставление уже известных и вновь узнанных фактов, сравнение различных точек зрения. Привлечение информации из других отраслей знаний позволяет обучающимся продемонстрировать понимание проблемы, а свободное владение материалом обеспечивает активное участие в обсуждении вопросов на семинарских занятиях.
Наряду с аудиторными занятиями, значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе. Для ее обеспечения обучающимся предлагается выполнение индивидуальных заданий. Регулярное посещение лекций, активная работа на семинарских занятиях и самостоятельная подготовка позволят курсантам и студентам успешно подготовиться к сдаче экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для курсантов и студентов очной формы обучения
№ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов: | Лекции | Групповые занятия | Самостоятельная работа обучающихся | Активные и интерактивные формы и методы обучения |
Введение | ||||||
1. | Философия, ее предмет и предназначение | Групповое обсуждение | ||||
Раздел I. История философии | ||||||
2. | Философия Древнего мира | Презентация, работа с источником, работа в группах | ||||
3. | Философские традиции эпохи Средневековья | Презентация, работа с источником | ||||
4. | Философия эпохи Возрождения | Эссе, работа в группах | ||||
5. | Философия Нового времени | Работа с источником, групповое обсуждение | ||||
6. | Философские традиции России | Работа в группах, работа с источником | ||||
7. | Западная философия XX – начала XXI вв. | Эссе, работа в группах, работа с источником | ||||
РАЗДЕЛ II. Теория философии и философские проблемы | ||||||
Философия познания (гносеология) | ||||||
8. | Проблема истины в философии и науке | «Мозговой штурм», групповое обсуждение | ||||
9. | Методология современного научного знания | Метод удержания объекта в фокусе | ||||
Философия бытия (онтология) | ||||||
10. | Субстанция и ее атрибуты: самоорганизация, развитие | Работа в группах, групповое обсуждение | ||||
11. | Природа и дух: философская антропология | Групповое обсуждение, кейс-метод | ||||
12. | Философия истории | Презентация, групповое обсуждение | ||||
Философия ценностей (аксиология) | ||||||
13. | Философия жизни | Групповое обсуждение, кейс-метод | ||||
14. | Философия культуры | Работа в группах, кейс-метод | ||||
15. | Формирование антинаркотического мировоззрения | Кейс-метод | ||||
ВСЕГО: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН