Вопрос: как достичь счастья?
3 вида страха:перед смертью, перед судьбой, перед богами.
Виды потребностей:
1) Природные и необходимые;
2) Природные и не необходимые для жизни;
3) Не природные и не необходимые для жизни.
Критерием истины по Эпикуру явл-ся и чувства удовольствия и страдания. Само познание имеет смысл лишь как способ достигнуть личного блаженства. Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.
19. Стоицизм:
Стоицизмкон. 4 - сер. 2 в. н.э. – философское направление эпохи Эллинизма.
3 периода:
Древняя Стоя: Зенон, Клеанф, Хрисипп.
Средняя Стоя: Панеций, Посидоний.
Римская Стоя: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Фатализм (вера в неотвратимость судьбы, предопределение ) - основан на божественном представлении о порядке мира, мир имеет в себе разумную программу, а мы – её части.
Неизбежное следует принимать равнодушно. Основная добродетель – апатия. Стоическая мораль учит чел-ка всегда сохранять спокойствие, не поддаваться безумию мира. Человек - всего лишь часть космического целого.
3 части фил-ии:логика, физика, этика.
Стоики понимали фил-июкак искусство и руководство к счастливой жизни. Благо - это то, что направлено на сохранение чел-го существа. Зло - то, что разрушает чел-ое существо. Долг - основа морально совершенного поведения, опирается на разум. Люди все равны перед природой. Для того, чтобы достичь счастья необх. следовать своему разуму.
Луций Анней Сенека: изменить порядок вещей мы не в силах, – зато в силах обрести величие духа. При внешней покорности судьбе, необх. развивать внутреннюю свободу от нее, в этом черпать невозмутимость, неровность духа. Неизбежное следует принимать равнодушно.Страсти рождают пороки. Жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а количеством добрых дел.
20. Изменение философской традиции при переходе от античности к средневековью. Патристика. Неоплатонизм.
Переход в Европе был тесно связан со становлением христианства в 1-4 веках. В этот период продолжали соперничать стоики, эпикурейцы, неоплатоники, и также укрепляла свои позиции и идеология христианства.
Таким образом появилась патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви", кот.взялись за обоснования христианства, опираясь на античную философию (прежде всего Платона).
Три этапа патристики:
1) апологетика (2-3вв) - сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззроения;
2) классическая патристика (4-5вв) - систематизировавшая христианское учение;
3) заключительный период (6-8вв) - стабилизировавший догматику.
Апологетики:Квинт Тертуллиан из Карфагена, Тит Климент и Ориген из Александрии. Призывали изучать трактаты древних философов, отыскивая в них идеи, необходимые для защиты и обоснования христианства.
Представители классич.патристики:Григорий Нисский - закрепил представления о Боге как осверхприродном, непознаваемом существе. Августин - высшей целью чел-ой жизни должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости чел-ка от Всевышнего.
Заключит. период: сформулированы фил-ие основы христианского вероучения.
Неоплатонизм - идеалистическое направление античной философии III-VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Плотин.
Таким образом, неоплатонизм - учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).
21. Схоластика. Общая характеристика, основные проблемы и представители.
Схоластика- средневековая «школьная» философия, распространенная в Европе с 9 по 15 вв., цель которой рационально обосновать и логически оказать истинность христианского вероучения.
3 этапа развития: ранний 11-12вв. Августин, Эриуген, Абеляр, Росцелин; классический 12-13 вв - схоластика обрела зрелые формы, на смену платоновским идеям пришел «христианский аристотелизм» Альберт Великий, Ф. Аквинский; поздняясхоластика 14 вв.
В целом схоластика стала заметным этапом в развитии фил-ии, в теч.кот-го много внимания уделялась логике, диалектике. Вместе с тем, ее отличает чрезмерная умозрительность, излищнее внимание к деталям, форме в ущерб существу дела.
2 стороны в схоластике: за реализм и номинализм. Реализм (Платон: идея до вещей). Номинализм ( Аристотель - форма в вещах и после вещей).
Реализм- схоластич.учение, универсалии сущ-ют реально до вещей. Реальностью обладают целые вещи. (Бог един, но имеет 3 лица)
Номинализм- схоластич.учение, согласно кот-му общие понятия сущ-ют как имена вещей. Реальностью обладают «единичные» вещи. (3 различных Бога - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).
22. Бог и зло. Анализ произведения Августина «Исповедь», 7 книга. Проблематика времени в произведении Августина «Исповедь», 11 книга.
Бог, 7 книга.Бог- не только добр, но и есть само добро. Бог вездесущ, он есть во всем. Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость.
Темнота — отсутствие света, так и зло — отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе, как некая особая сила. Добро может ухудшаться. Зла нет. В неоплатонизме зло рассматривалось как отрицательная степень добра.
Таким образом, в связи с проблемой Бога Августин должен был решать и проблему теодицеи — проблему существования Бога-творца и зла в мире. Здесь проявилось стремление Августина снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах.
Проблематика времени в произведении Августина Исповедь, 11 книга.Что делал Бог до того, как создал мир. Как соотносится Бог с понятиями времени и вечности. Августин считает время сотворенной субстанцией, время начинает идти от сотворения мира. Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы временные понятия: раньше, позже, неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира не было. Следовательно Бог не мог создать мир ни раньше ни позже чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира.
Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования - действительное существование присуще только настоящему. Настоящее- это стремительное изменение всего в мире, прошлое - воспоминание, настоящее - созерцание, будущее - ожидание или надежда.
Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения.
23. Философия эпохи Возрождения. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Пико дела Мирандола, Николай Кузанский, Дж. Бруно.
Эпоха Возрождения характеризируется развитием материального производства, развитием техники, естествознания, математики. Идет поворот от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека.
Эпоха Возрождения – второе рождение идей античной философии, прежде всего – обращенность к человеку.
Идеи гуманизма, отстаивание принципов творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.