Глобальные проблемы человечества в современных условиях
По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов,который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам:
1) Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:
a) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;
b) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка;
2) Проблемы взаимодействия общества и природы:
a) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
b) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией,продовольствием);
c) освоение мирового океана и космического пространства;
3) Проблемы взаимоотношений людей и общества:
a) проблема роста народонаселения;
b) проблема охраны и укрепления здоровья людей;
c) проблемы образования и культурного роста;
В 1-ой группе проблем названы проблемы интерсоциальные, преимущественно политические. И это не случайно. Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Военно-промышленный комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Кроме того, ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. Но "потепление" международного климата, сокращение гонки вооружений создает политические и экономические предпосылки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако проблема полной демилитаризации человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка.
Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Человек на первых этапах своей истории был естественным звеном биосферы и биотического кругооборота, сегодня же он своими действиями нарушает естественый ход вещей:
g) из недр Земли извлекается млрд. тонн полезных ископаемых;
h) расходуется млрд. тонн растительной массы
i) выбрасывается в атмосферу промышленная углекислота
j) в Мировой океан и реки сбрасывается нефть и нефтепродукты, поэтому обостряется с каждым днем проблема питьевой воды
k) смог над городами
l) исчезают многие виды животных и растений
Но дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофические, происходили и будут происходить независимо от человека, поэтому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение глобальных проблем, входящих в третью группу.
Первая из них - это проблема народонаселения. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это в конечном счете приводит к старению населения и сокращению производства материальных благ. Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Решение этой проблемы, как и других,упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс. Для высвобождения и использования этих ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек.
50. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Сейчас в науке насчитывается более 300 определений культуры (далее как-К.), которые можно классифицировать след. образом: 1.Самое общее: К. отождествляется с понятием общества. В50-60 годы в нашей стране ни одно общество не может существовать без культуры, но обществе можно выделить понятие цивилизации. А эти понятия нельзя отожествлять. 2.К.: технологическое определение- результаты деятельности человека, цивилизаций. Но нельзя из технологии вывести содержание высших ценностей нашего бытия. 3.К.- это деятельный аспект в жизни человека (Каган Л.Н.). К. традиционно связывается с созиданием, но деятельность может быть направлена на уничтожение (напр. Автомат Калашникова и др. оружие). 4.К.- форма передачи накопленной информации. Здесь культура отожествляется с образованием, а значит тождество ценности и истинны. Но образование не означает культуру. 5.К.- область, связанная с трансляцией ценностей.
Это пик современных определений К. (Бердяев, Каган). Данный тип определения характерен для русской философии. Рассматривая эти определения, Каган выделяет общие черты:1.Во всех этих определениях подчеркивается, что культура- это деятельность человека по максимальному обладанию идеалом (Бертель Рассал). 2.К.- есть форма самоограничения человека (Павлов), это торможение, а 10 заповедей- фундамент культуры, который содержит 10 непреклонных императивов: «не сметь». К. – ограничитель биологических инстинктов человека. 3.К.- совокупность всех выработанных средств и оружий для полного улучшения жизни человека (Соловьев).
Общее определение К.- это система базовых ценностей человека, он постоянно воссоздает и передает другому в процессе своего общения. Необходимо опред. Фунд-е основание К., чтобы доказать, что К. имеет единственный способ сущ-я и развития человека, а это можно сделать империч. методом исслед-я, обратившись к анализу основных типов К., в которых заключено обоснование места и роли чел-ка в сущест-ем мире. 1. Библия- христиан. 2.Коран- мусульман. 3.Ктайская книга перемен. 4.Древнеиндийское: махарихарата. Обобщая можно сказать, что все они опред-ют фундаментальную триаду чел. Существования, а именно Н(небо)- Ч(человек)- З(земля). Человек явл. связующим звеном между 2-я полосами, подчеркивает состояние чел-ка в жизни- противоречивое, нестабильное сущ-е, подчеркивает фундаментальное св-во человека- противоречие духовного (неба) и телесного (земля), подчеркивает вектор развития человека, только в направлении неба (духовного) т.к. определяет проблему бесконечности нашего сущ-я, через механизм формирования фунд. Противоречий нашей реальной жизни. Т.О. триада Н-Ч-З – это идея или матрица общечелов. Этот динамизм переходит в насущную необходимость бытия, ибо чел-к пытается гармонизировать в себе противополож. начала, самосовершенствоваться, а это и есть земной смысл бытия, который порождает ценность жизни. Сущностная триада Н-Ч-з проявляет себя в трагическом расщеплении природы человека, жизни человека, жизнь чел. изначально трагична. Суть трагедии в том, что тело конечно, а дух бесконечен. Отсюда 2 вида противоречия: 1.Экзатенциальное (внутренно духовные) противоречия, это противоречия, которые порождаются внутреннем противоречием жизни и смерти, со смыслом жизни, целью сущ-я и принципиально не могут быть решены в связи с краткостью жизни. Это проблема духа и тела, они дают пищу для размышления. 2. Историческое - противоречия индивидуальной и общей жизни.
К -с-ма баз-х цен-й ч-ка. Цивил-я – способ реал-и этих дух-х ценностей. Поэтому Ц – материализ-я ценностей в общ-х институтах, пр-ве и быту. Особ-ти соврем-й Ц: - Ц раскола (раск-т мир на II части С-Ю, З-В…), - в общ-ве нач-ся процесс перехода от индустр-го к постинд-й Ц ( возникли соц-е, эк-ке, полит-е пробл.) – идет упрощ-е дух-й жизни ч-ка (сниж-е морали, нравов, огрубление идеала, рост экстримизма и т.д.).