Ландшафтное мышление в философии
Функцию философии в древних обществах заменял шаманизм. Шаман- это философ, все специфические моменты личности философа, его «психологического типа», имеют непосредственным корнем личность шамана. Так античные философы и понимались современным им обществом по преимуществу. Во многом ошибочное истолкование сути учений древних философов и их социальной роли современными историками философии идет от непонимания именно этого. Магическое мировоззрение шамана – квинтэссенция первобытной культуры. Но, с другой стороны, оно представляет собой критику традиционного мировоззрения, ибо предполагает выход за пределы обыденного опыта в новые сферы понимания, в пространство новых, нетрадиционных решений. Шаман, это человек сам по себе отличный от других по внешнему виду, форме поведения, он отделен от общества. Это человек, который, как правило, страдает психическим расстройством или сам инициирует его.
Само магическое знание шамана включает не только знание мифов и сказаний племени, но и набор знаний о космосе, знаний металлов и минералов, сведений о растениях и животных, знаний человеческой психологии и медицины. Шаман, как правило, склонен к органицистскому, целостному восприятию мира, склонен к мистике числовых гармоний. Шаман настроен критически к миру обыденного, он стремится его упорядочить. Все это является типичным для любого философа. Но шаман еще выходит из мира, он общается с иным миром, видит иное. А потому исходная суть философа как создателя новых концептов, нового видения мира - тождественно сути шамана как представителя иного. Более того, его деятельность есть индивидуальная деятельность, он изгой общества. В отличие от официальной религиозной практики, деятельность шамана и его магические действия таинственны, индивидуальны, внеобщественны. Философия, идентично, есть деятельность индивидуальная, имеющая ярко выраженный личностный характер.
Шаман – человек иного, он меняет даже пол, он бесполое существо. Это было в то время важно, ибо исходной основополагающей функцией примитивных обществ является функция сексуальных взаимодействий, исходной структурообразующей оппозицией любой формы ментальности этих обществ является оппозиция «мужское – женское». Став бесполым, он выходит из измерений культуры этих обществ. Этот момент опускается при анализе философем древних философов. Вполне вероятно, что во многом одной из причин увлечения философией в Афинах времен Перикла было поголовное увлечение афинян того времен гомосексуализмом. Довольно длинные философские рассуждения в платоновых диалогах по теме педерастии часто опускаются как несущественное (они действительно раздражают), но это ошибочно. Философия с её постоянным поиском единства Разума, Красоты и Блага представляет во многом искания гомосексуалиста, который, не находя Разума и Блага в особях женского пола, в которых выражен лишь идеал Красоты, «западает» на особи мужского пола. Известны пространные размышления в диалоге Платона «Пир» на эту тему, известно сказание Платона об андрогинах как совершенных существах. Философ до сих пор несет на себе проклятие шамана; если мы прочитаем биографии многих философов, то тяга к философии у них проявлялась часто в результате какой-либо любовной трагедии, либо в виду венерического заболевания, склонности к маструбации, нетрадиционной сексуальной ориентации. Выражение презрения к женщине – одна из любимых тем философов. Философов, как правило, женщины избегают, ибо своим сильно выраженным инстинктивным чутьем чувствуют их «шаманистский» дух. Как сказал в свое время Ницше – «женатый философ это недоразумение». А если женщина - философ, то это, как правило, самка с отклонениями в половой сфере. Философией в древности склонны были заниматься либо гетеры, либо женщины гомосексуальной ориентации. Философ становится зрелым только после того, когда его половые функции ослабевают, когда он принимает на себя «целибат», или же когда происходит «разрыв» в сексуальных отношениях. Мераб Мамардашвили, один из современных «модных» философов, для которого философия, как он утверждает, – это экзистенциально присущая ему суть, а не просто профессиональное занятие, правильно подчеркивал, что философом по-настоящему можно стать лишь после пятидесяти.
Все эти черты, конечно, в современной философии имеют характер атавизма, и ментальные системы философствования уже выросли из этих рамок, но корни философии находится в вышеуказанных моментах.
Условием же для возникновения традиции современного типа философии является появление в той или иной культурной общности скептического (критического) отношения к существующему образу жизни. Это приводит к необходимости либо инициировать возникновение новых форм жизнедеятельности, либо укреплять старые формы. В любом случае возникает потребность в инновационной деятельности как в области ментальности, так в области социальной и хозяйственной жизни. Все это создает условия для возникновения и интенсивного развития философии. Также условием для возникновения и интенсивного развития философии является появление в той или иной общности социальных групп, которые исповедуют отличный от общепринятого образ жизни. Для возникновения философии, в отличие от Индии и Китая, вышеуказанные факторы присутствовали в полном объеме в Греции, которая и считается родиной философии. Как подчеркивал П.Л. Лавров в «Опыте истории мысли»: «Греческая цивилизация есть единственная, которая дала продукты критической мысли настолько крепкие и рациональные, что они сделались основою непрерывного исторического прогресса мысли, и с нее история мысли получает хронологическое распределение» (Лавров П.Л. О религии М.,1989, с.267). Потому-то в греческой философии современный философ чувствует как «у себя дома».
Возникновение современной традиции философии имело причиной также и то, что прежнее мифологическое мировоззрение начало терять свой прежний авторитет, появилась потребность в упорядочении ментальности в древних обществах, в его укреплении. К примеру, конкретно, расцвет философии в Афинах во многом обусловлен тем, что упал авторитет греческих жрецов – дельфийских оракулов, занявших антипатриотическую проперсидскую и проспартанскую позицию.
Большую роль сыграло формирование доступной для широких масс населения письменности. Если в древних обществах присутствовала по преимуществу устная традиция, то теперь возникла письменная традиция. Записанное же слово, как известно, требует толкования, оно отличается от устной речи. Именно возникшее пространство между «словами» и «вещами» привело к философии, которая изначально была герменевтической деятельностью. Многие при анализе причин возникновения философии стараются избежать того факта, что почти все первые философы ставили логос, т.е. слово, на первое место в своих философских построениях, как и того факта, что философия сформировалась в конкурентной борьбе за доминирование в общей предметной области – словесном искусстве, с софистами- риториками. Эта конкурентная борьба продолжалась и продолжается на всем протяжении истории философии. К слову сказать, риторика софистов в этом деле одержала победу над рационалистической традицией античной философии. Современная философия – это, по преимуществу, риторика, это есть учение о языке.
Необходимость толкования возникла еще по причине того, что, в частности в Греции, где философия проявила себя в наиболее адекватной для нее форме, в связи с расширением торговых связей греческих полисов со всем Средиземноморьем, начали проникать знания египтян и вавилонян, элемента мировоззренческих систем разных народов, возникла проблема перевода, все это также стимулировало философскую мысль.
Наука
Социальным аспектом возникновения философии было формирование демократического строя правления, что требовало от каждого выработки своей собственной гражданской позиции, своего мнения, что стимулировало рефлексивную деятельность. Внутри самих греческих полисов возникло противоборство между аграрными и торгово-промышленными слоями общества, обладающих разными мировоззренческими установками, что также требовало нового уровня мышления, основанного на рефлектирующей деятельности.
Важен и следующий момент, который создал форму философии. Это возникновение широко распространенной практики мореплавания, торговли и градостроительства, что привело к становлению идеологии математического знания, как наиболее приемлемого для новой торгово-промышленной слоев греков типа мировоззрения.
В историческом плане философия возникла в точке столкновения блуждающе-воинственной ментальности скотоводческих племен и хтонической идеологии земледельческих племен. В результате мы имеем двойственные элементы философии, которая проявляется во всех сферах философствования. С одной стороны, это критичность, с другой и- это тяготение к земле.