Понятие общ-ва. специф-ка соц-го познания
Общ-во – совок-ть отнош-й, в кот выступаетвзаимод-е друг с другом индивиды, кол-но производящие самих себя и условия своего сущ-я (ч-ка невозм-но вырастить, - только на осн. кол-х усилий).
Об-во как подсистема объект реальности изучается соц фил-ей, задача соц. Фил. Выявить фундамент-ые осн-я обществ жизни, ее системообр-щие факторы, дать анализ обществ сущности чел-ка. Чел-ое познание подчиняется общим законом-ям. Однако особ-ти объекта познания обуславливают его специфику. Имеется свои хар-ые черты и у соц познания, к-рые присущи соц фил-ии. Специфика этого вида познания закл-ся в том, что в кач-ве объекта выступает деят-ть самих субъектов познания, т.е. люди явл-ся и субъектами познания и реальными действующими лицами:
- соц. позн-е наход-ся м-у ест-научн-м и изм. В основе соц-го позн-я лежит взаимоотнош-е истины и ценности. Поэт-му в с/позн-и не стремятся достичь истины, а правды (соотв-е знания интересам соц-го суб-та).
-СП вкл-т в себя знание об идеалах и формах их развития
-это позн-е, кот осущ-ся на основе дух-го воспроизвед-я действит-ти
-СП плюролистично (сталк-ся разл-е мнения, взгляды, кот хар-ны для разных эпох)
-СП зависит от эк-х, полит-х условий и моров-й самого автора.
Помимо этого объектом познания становиться также взаимодействие между объектом и субъектом познания, т.е. в самом объекте соц познания изначально присутствует и его субъект. Внутри самого об-ва различные его стр-ры и эл-ты стремятся к удовлетворению своих собств-х потреб-тей, интересов и целей. Эта сложность обществ жизни ее многообразие и разнокачественность обуславливают сложность и трудность соц познания и его специфику по отн-ю к др видам познания.
К трудностям соц познания добавляются и трудности связанные с субъектом познания таким субъектом явл-ся в конечном счете сам чел-к, хотя и вовлеченный в обществ связи и научн сооб-ва, но имеющий свой индив-ый опыт и интеллект, интересы и ценности, потр-ти и пристрастия. Т.о. при хар-ке обществ-го познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.
В материалистич модели об-ва (Маркс, Энгельс) исп-ся след категории – обществ бытие, обществ сознание. Общ. Бытие – это объективная обществ реальность. Реальный процесс жизни людей, в основе к-рого лежит их деят-ть в обл-ти производ-х матер-х благ.
Общ. Сознание – дух сторона обществ жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в к-рых отражается общ. Бытие.
В соц. философии рассм-ся проблемы: возникн-я об-ва, раздел-е труда, гос-ва, сочетание прогресса и регресса в общ. жизни, о частн собств-ти, вопросы этики. В наст время проблема свободы, разработка вопросов техники, концепция идеальных типов и соц. действия, иссл-е цив-ции.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство — это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.
Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Мат-е пр-во – тип, соотв-й опред-й истории пр-ва.
Производительные силы
Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т. п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т. д. Все это вместе с орудиям труда образует средства труда. Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества являющую собой предметно-энергетическую часть производив тельных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда Т.е. Итак, производительные силы — это люди (человеческий фактор), а также организация труда, технология производства, техника и достижения науки