Иерархия в творении Господа
Итак, наше Туристическое Бюро «Вайкунтха-тур» приглашает Вас в увлекательное путешествие по маршруту Земля – Голока с остановками в наиболее достопримечательных местах творения Кришны.
Материальный мир, состоящий из четырнадцати миров, называют Деви-дхамой, то есть обителью, где правилт Деви или Дурга – олицетворенная материальная природа. В копилку эрудитам, вот некоторые подробности:
В самом низу, у вод причинного океана находятся адские планеты, на которых живые существа отбывают наказания за греховные поступки. Там же неподалеку находится планеы системы Питрилока, где обитают Питы или предки, которой правит бог смерти Ямарадж, присуждающий наказания грешникам после смерти. В Бхагаватам описывается, что Питы – все до единого – являются преданными Господа. По какой-то причине эти планеты не относят к числу вышеупомянутых четырнадцати миров. Кстати, понятия «низшие» и «высшие» относятся к преобладающему уровню сознания существ, населяющих эти миры. Чем более оно утонченно, тем выше считается расположенной планетная система.
Затем следует Патала-лока. Прямо под этой планетой обитает Господь Ананта – тысячеголовый змей, воплощение Господа Вишну, который поддерживает все эти четырнадцать миров. Во время разрушения вселенной пламя вырывается у Него изо ртов и сжигает все творение. Его учеником также является Господь Шива, которому Он дает подробные уроки по разрушению этой вселенной. Слава Господа Ананты безгранична, и она подробно описывается в Шримад Бхагаватам и Чаитанья Чаритамрите. В свою очередь, Сам Господь Ананта Своими бесчисленными устами прославляет Господа Вишну.
Помимо Господа Ананты, Паталу населяют довольно неприятные существа – демонические змеи или Наги. Однако в материальном плане эта цивилизация очень развита. Говорится, что солнечные лучи не проникают на низшие планетные системы, и они освещаются сиянием, исходящим от драгоценных камней, которыми украшены клобуки Нагов.
Следующая планетная система – Расатала, которую также обитают демонические змееподобные живые существа. Они владеют мистическими совершенствами, и единственное, чего они боятся – это Сударшана-чакра Господа Вишну.
Затем идет Махатала, также населяемая змеями, включая Такшаку – крылатого змея, укусившего Царя Паршкшита. Они в общем тоже наслаждаются жизнью за исключением случаев, когда их навещает сильнокрылый Гаруда, который питается змеями.
Следующая планета – Талатала, которую обитают демоны во главе с Майей Данавой. Майа Данава знаменит как самый выдающийся механик или иллюзионист в этой вселенной. С помощью искусных манипуляций материей он может ввести в заблуждение кого угодно. По милости Арджуны Майа Данава избежал гибели в лесном пожаре и в благодарность построил для Пандавов чудесный зал собраний.
Выше Талаталы расположена Сутала, которой правит знаменитый Бали Махарадж. Отдав все, включая самого себя, Господу Вамане, Бали Махарадж получил взамен чистую любовь и преданность. Более того, Сам Господь Ваманадев подареил ему Сутала-локу, и занял роль привратника, охраняя царство своего дорогого преданного.
На планете Витала обитает Господь Шива со своей супругой Бхавани. И, наконец, идет планетная система Атала, которая заселена материалистами, которые полностью опьянены плотскими наслаждениями.
Все эти семь планетных систем находятся ниже Земли, и их населяют материалистичные или даже демонические живые существа, не ведающие о преданном служении Господу. Кроме того все они – места чувственных наслаждений. Поэтому их называют вила-сварга – или подземными райскими планетами.
Следующая планетная система – это Бхурлока. С точки зрения полубогов она представляет из себя гигантскую плоскость разделенную семью океанами на семь островов, имеющих форму концентрических колец. Небольшой участок центрального острова в нашем трехмерном восприятии – это привычный нам земной шар. В Пятой Песни Шримад Бхагаватам подробно описываются все эти острова и их обитатели. Здесь достаточно сказать лишь то, что все эти обитатели – преданные, которые поклоняются Господу в различных формах. Также за исключением Земли, все они являются райскими планетами – то есть местами «отработки» хорошей кармы. И лишь Земля, или Бхарата-варша – это место зарабатывания новой кармы – плохой или хорошей.
Затем идут планеты системы Бхуварлока, которые населяют такие живые существа, как сиддхи, чанары, видьядхары, кимпуруши, духи, привидения и другие. Все они обладают мистическими силами и могут совершать чудеса (в нашем понимании).
Следующая – Сваргалока, знаменитые «райские кущи». Сваргалокой правит Царь Индра. Все обитатели этих планет являются преданными, хотя они и привязаны к роскоши и чувственным наслаждениям.
Затем идет Махарлока, которую населят великие мудрецы и риши, такие как Бхригу Муни. Когда во время частичного разрушения вселенной Махарлока заливается водой, они поднимаются на Джаналоку.
Затем идет Таполока, где живут, погруженные в медитацию на Господа в сердце четверо Кумаров и другие аскеты, давшие обет безбрачия.
И, наконец, четырнадцатая планетная система – это Сатьялока, на которой несет свое служение Господь Брахма со своими спутниками. Наш Господь Брахма – замечательный преданный Кришны, который после окончательного уничтожения вселенной, вместе с другими обитателями Сатьялоки, вернется в духовный мир, на Голоку Вриндаван.
На всех этих высших планетных системах есть неограниченные возможости для преданного служения Господу в этом материальном творении. И вместе с тем есть бесчисленные тонкие объекты материальных привязанностей. Например Господь Брахма потому и находится в материальном мире, потому что у него есть вкус к материальному творению – ему хочется служить Кришне именно таким образом. Поэтому нам необходимо полностью очиститься от материальных желаний, чтобы не привлечемся и не застрять на этих тонких планах материального существования. Для этого нужно иметь вкус к Кришне и чистому преданному служению Ему.
За пределами Сатьялоки начинаются оболочки вселенной. В оболочке земли олицетворенная земля поклоняется Господу Варахе. Брихад Бхагаватамритам описывает, что там существует множество чудесных вещей, которые могут увлечь сознание незрелого трансценденталиста. Затем в оболочке воды олицетворенная вода поклоняется Господу Матсье и так далее...
Преодоление преданным соответствующей оболочки означает то, что его сознание перестает отождествлять землю, воду, огонь и т.д. с объектами собственных чувственных наслаждений. Он воспринимает их как энергии Кришны и почтительно занимает их в преданном служение Господу.
В конце концов, перед нами предстает сама Деви или олицетворенная Майа, которая поклоняется Кришне в образе Мохини-Мурти, прекрасной женщины. В Бхагаватам описывается, как даже Господь Шива потерял самообладание, привлекшись Мохини-мурти.
Если нам удается преодолеть и это препятствие, то Деви-дхама заканчивается. Мы достигаем уровня Брахмана и начинаем воспринимать ослепительное духовное сияние Абсолюта и Его энергий. У того, кто идет путем чистого преданного служения, не появляется желания раствориться в этом сияние, но для других трансценденталистов опасность «застрять» на этом уровне остается реальной угрозой их дальнейшему продвижению.
На границе духовного мира находится еще одна обитель – Махеш-дхама. Это вечная обитель Господа Садашивы. Господь Шива или Шамбху – это особая экспансия Кришны, в которой Он непосредственно соприкасается с материальным миром, порождая бесчисленные формы обусловленных живых существ. В образе Садашивы Господь Шива свободен от своих материальных обязанностей. Он с энтузиазмом служит своему возлюбленному Господу, а также принимает поклонение от своих преданных. Поскольку Господь Садашива, даже будучи экспансией Кришны, не находится с Ним на одном уровне, его обитель находится чуть ниже Вайкунтхи или духовного мира.
Вайкунтха
Бесчисленные планеты Вайкунтхи составляют духовное творение Господа. Слово «Вайкунтха» означает «место, где нет тревог». Эти планеты покоятся в духовном сиянии брахмаджьоти. На каждой из них вечные спутники Господа поклоняются Ему в одной из бесчисленных четырехруких форм Господа Нараяны.
Господь Нараяна поистине великолепен. Розоватые ногти пальцев Его стоп источают ослепительное сияние, заливающее все десять сторон света. Его стопы нежны подобно цветкам лотоса, и их всегда массируют лотосоподобные руки Лакшмиджи, Богини процветания. Господь Нарайана облачен в желтое дхоти, которое сияет непревзойденным контрастом на фоне темно-синего цвета Его тела.
Подобные хоботам слонов, бедра Господа, опоясаны поясом, усеянным множеством чудесно позванивающих серебряных колокольчиков. Пупок Господа очень глубок и напоминает изящную раковину. Грудь Господа широка и украшена гирляндой вайджайанти из пяти видов жасмина, драгоценным камнем Каустубха и золотой линией знака Шриватса – знака, напоминающего о том, что грудь Господа – это вечное прибежище Богини Процветания.
Руки Господа Нараяны напоминают колонны, а его ладони – распустившиеся розовые лотосы. В Своих четырез руках Господь Нараяна держит диск, булаву, раковину и цветок лотоса – атрибуты, которыми он защищает и благословляет Сових преданных. Его голова увенчена шлемом, а уши – ослепительно сияющими серьгами в форме акулы. Лицо Господа затмевает тысячи полных лун. Взгляды, которые Он из уголков Своих глаз бросает на преданных, возбуждают в них желание служить Господу бесчисленными путями. Его сострадательная улыбка заставляет преданных забыть обо всех тревогах и беспокойствах, и Его зубы напоминают цепочку из бутонов жасмина.
Четырехрукий облик Господа– лишь один из множества Его форм на Вайкунтхе. Разные преданные, еще в материальном мире предпочитают поклоняться Господу в разных формах – Нараяаны, Рамы, Нарасимхи, Матсйе, Капилы и т.д. Медитирую на эти формы в момент оставления физического тела, они достигают планеты Ваикунтхи, на котой Господь их сердца предстает в дорогом для них облике. Эти формы не вымышлены. Не следует полагать, что преданные выдумывают себе образ Господа, и Он затем «подстраивается» под них. Напротив, Господь проявляет ту из Своих вечных форм в сердце преданного, очищенного пламенем преданного служения, которая соответствует их вечным взаимоотношениям.
Достигая Вайкунтхи, преданные принимают тот же облик, что и Господь их сердца, и их встреча после долгой разлуки – это целый праздник для всех обитателей духовного мира:
«...Затем Господь сказал: Иди же сюда! Иди же сюда! Мой мальчик, это такая удача, такая удача, что ты здесь, со Мной! Я так давно уже жду тебя. Мой дорогой друг, каким-то образом столько рождений ты провел, не обращаясь ко Мне. Лелея надежду, что вот в этом, в этом, в этом рождении – ты обратишься ко мне, Я, подобно глупцу, танцевал от радости.
О брат, Я не мог найти предлога, чтобы привести тебя в Свою обитель, и вместе с тем не нарушить древние принципы религии. Видя, что ты никак не можешь обрести Моей милости, чувства охватили Меня. Пренебрегая законами кармы, Я дал тебе рождение на Холме Говардхана, Моем излюбленнм месте, и затем, о дорогой друг, Я стал твоим гуру по имени Джаянта.
Сегодня ты неожиданно исполнил сокровенное желание Моего сердца. Пожалуйста, доставь Мне радость и останься здесь навсегда».
– это отрывок из эпизода, описывающего встречу Гопа-кумара с Господом Нараяной на Вайкунтхе (Брихад-бхагаватамритам).
Своим великолепием планеты Вайкунтхи затмевают самое богатое воображение. Говорится, что дворцы сделаны там из (духовных) драгоценных камней и застывшего лунного света (тоже духовного). Все: небо, ветер, дождь, озера, цветы, деревья, животные – своей изысканной прелестью и великолепием стараются доставить удовольствие Господу Хришикеше, повелителю чувств.
Обитатели Вайкунтхи вместе со своими супругами летают на неописуемой красоты воздушных кораблях. И хотя своей вечной свежестью, молодостью и красотой мужчины и женщины там затмевают полубогов, они не испытывают не малейшего вожделения друг к другу. Чистых преданных связывают другие узы – узы любовного преданного служения единому Господу. Они массируют Его стопы, проводят поклонение и прославляют Его изысканнейшими гимнами, и самодостаточный Господь Вайкунтхи милостиво принимает их служение.