Восемь материальных элементов
В Бхагавад-гите 7.4-7 Кришна говорит:
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мои отделенные материальные энергии».
«Помимо этих, о сильнорукий Арджуна, существует еще и высшая Моя энергия, которая включает в себя живые существа, пользующиеся возможностями, предоставляемыми этой материльной, низшей энергией».
«Все созданные существа берут свое начало в этих двух природах. Знай со всей определенностью, что Я – начало, и Я – конец всего, что есть материального и всего, что есть духовного в этом мире».
«О завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».
Рассмотрим более подробно восемь материальных элементов, описываемых в первом из этих стихов. Начнем с наиболее тонкого – аханкары или ложного эго, являющегося проявлением стихии невежества. Буквальный перевод слова аханкара – это «я делаю». В этом суть понятия ложного эго: мы считаем себя активной частью этого материального мира, хотя в реальности не имеем к нему никакого отношения ибо все происходящее – это просто результат трансформации внешней энергии Господа. Поэтому ее называют майей – «то, чего нет». То есть энергия то есть, но некакой связи между нами и ней в реальности нет. Другим аспектом ложного эго является понятие мамата – «мое». То есть «мое» – это все, что меня окружает в этом мире. Таким образом ложное эго становится расширенным, включая в себя какие-то вещи, семью, страну, религию и т.д.
Эти понятия являются отражением концепции подлинного эго, имеющей место на духовном уровне. «Я» принадлежу Кришне, а Кришна – «мой», то есть «Я» – вечный слуга Кришны, а Кришна – «мой» вечный господин. И все, что происходит кругом, происходит лишь благодаря энергиям Кришны – или Его внешней энергии, или Его внутренней энергии (бхакти).
К фунциям элемента разума или буддхи относятся способности рассуждать, различать и запоминать. Он подобен центральному процессору, который может записывать данные в память, извлекать оттуда и анализировать. Материальный разум – это способность различать, что принесет нам чувственные удовольствия, а что нет. Духовный же разум – это способность различать, что принесет удовольствие Кришне, а что нет. Преданный пользуется духовным разумом, который черпает от духовного учителя, святых личностей и священных писаний. А по мере того как он продвигается духовно, Кришна начинает давать ему разум изнутри, как поступать в тех или иных ситуациях. Другой функцией разума является сон.
До тех пор, пока у нас есть сомнения, хочет ли чего-то Кришна или нет, мы можем понять, что находимся на материальном уровне, и поэтому лучше спросить у кого-то достойного. Сомнения в личных умозаключениях – это фунция материального разума, проявлении стихии страсти. Отсутствие сомнений в своих выводах может быть и результатом сознания Кришны. Но на начальных стадиях (которые как правило занимают не один год) это, чаще всего является проявлением стихии невежества, которая притупляет разум. Способность различать и видеть вещи в правильном свете является характеристикой преданного среднего уровня и приходит на стадии преданного служения, называемой ништха.
Ум или манас подобен памяти компьютера, только более «живой». В него стекается информация от воспринимающих чувств и накапливается там. Затем ум «перемешивает» эту информацию в различных сочетаниях и «пробует на вкус» то, что получилось. Если разум контролирует ум, то он выбирает из этого то, что лучше (а что лучше – будет зависить от того под влиянием каких стихий или сознания Кришны находится разум). После этого он отдает команду уму, который передает ее действующим чувствам (руки, ноги, язык, половые органы и органы выделения). Если разум не вмешивается, то ум действует по своей прихоти «на автомате», следуя побуждениям чувств и хранищимся в нем привычкам.
Изначально ум является проявлением стихии добродетели (функция хранения). Но будучи расположенным между разумом и чувствами, проявлениями стихии страсти, имеет тенденцию постоянно находиться в возбуждении и прыгать от одного желания к другому. Если разум духовен, а чувства полностью заняты служением Кришне и таким образом находятся на уровне чистой добродетели, то ум также становится кристально чистым вместилищем духовных эмоций (бхава) – самой эмблемой сознания Кришны.
Описаные выше три элемента называются тонкими (линга) в отличие от пяти грубых (стхула), которые непосредственно воспринимаются соответствующими грубыми органами чувств. Грубые элементы являются проявлениями стихии невежества. Основные характеристики пяти элементов приведены в следующей таблице:
Элемент | Объект чувств | Чувство |
Эфир (пространство) | Звук (колебание) | Слух |
Воздух | Ощущение | Осязание |
Огонь | Форма | Зрение |
Вода | Вкус | Вкус |
Земля | Запах | Обоняние |
Материальные элементы охватывают весь спектр сил, энергий, взаимодействий и состояний вещества в этом мире, а соответствующие им объекты чувств – говоря языком физики, весь спектр измеримых величин, то есть характеристик материи, которые можно воспринимать с непосредственно с помощью чувств или вспомогательных приборов. Вместе с этим понятия ведических материальных элементов отличаются от гораздо более узких понятий современной физики, имеющих те же названия. Поэтому анализируя материльные элементы окружающих нас явлений, следует опираться не на то, чему нас учили в школе, а на определения, данные в ведической литратуре, и которые мы приводим ниже.
В современной физике есть представление о том, что в начале творения вселенной после первоначального толчка (о котором ученые не имеют никакого понятия) все виды взаимодействий проявились породились одно из другого, как матрешки. Эта концепция в целом соответствует действительности. Материальные элементы проявляются один из другого под влиянием вечного времени.
Первым объектом чувств, проявившимся из ложного эго в стихии невежества, является звук. По определению звук – это то, что 1) передает представление об объекте и 2) указывает на скрытую из поля зрения личность говорящего. Материальный звук описывает на материальные объекты, а его прототип, духовных звук –духовные, и его источником является Кришна или Его чистые преданные.
Соответсвующий ему тонкий материальный элемент – это эфир. По определению эфир это то, что представляет пространство для внутренней и внешней деятельности живого существа, а именно грубого поля деятельности, жизненного воздуха (праны), чувств и ума. Заметим, что это определение шире принятого в физике, так как включает в себя и внутреннее пространство. Материальный эфир представляет пространство для материальной деятельности, а духовный – для чистого преданного служения Господу.
В процессе творения под влиянием времени из звука проявляется чувство ощущения и соответствующий ему элемент воздух. По определению ощущение это то, что проявляется как 1) мягкость и твердость или 2) тепло или холод.
Соответствующий ему материальный элемент – воздух, который по определению проявляется как 1) движение, 2) перемешивание, а также то, что 3) позволяет приблизиться к источнику звука и другим объектам чувственного восприятия и 4) обеспечивает функционирование всех действующих чувств. Заметим, что последние два проявления относятся к внутренинм воздушным потокам, пранам. Поскольку элемент один и тот же, существует непосредственная связь между внешними воздушными потоками и нашим внутренним состоянием, что является предметом ведической науки васту-шастры или китайского фенк-шуа. Современная физика рассматривает лишь одно из проявлений элемента воздух, а именно движение, кинетическую энергию и т.д.
Затем под влиянием времени из ощущения порождается элемент форма. По определению форма – это то, что обладает 1) размером, 2) качествами, которые мы можем проанализировать и использовать в практической жизни, а также 3) уникальностью. Современная химия и физика строения вещества изучает именно разннообразные формы объектов.
Соответствующий форме элемент – огонь, который по определениюхарактеризуется 1) светом, 2) способностью готовить, 3) переваривать пищу, 4) разрушать холод, 5) испарять, а также 6) вызывать голод, жажду и побуждать есть и пить. Понимание пищеварительных процессов как проявлении элемента огня составляет одну из основ Ведической медицины или Айур-веды. С элементом огня связано электромагнитное и другие подобные взаимодействия.
Из формы проявляется элемент вкус, который, в зависимости от формы вещества, проявляется как вяжущий, острый, сладкий, соленый, горький или кислый. Вкусу соответсвует элемент вода, которая характеризуется способностью 1) смачивать другие вещества, 2) осаждать и сворачивать различные смеси, 3) вызывать удовлетворение, 4) поддерживать жизнь, 5) смягчать, 6) устранять жар, 7) заполнять пустые объемы и 8) давать силы, утоляя жажду. С элементом воды связаны разнообразные проявления сил поверхностного натяжения, которые, как следует отсюда являются основой возможности восприятия вкусов.
Из вкуса под влиянием времени проявляется элемент запах. Запах, в зависимости от формы («ведической» – см. выше) вещества, может быть смешанным, дурным, слабым, сильным, кислым и т.д. Соответствующий ему элемент земля – это то, что обладает способностью служить материалом для создания 1) божественных форм Господа, 2) домов, 3) емкостей для воды и т.д. – то есть способностью поддерживать все элементы. С элементом земли в современной науке связаны понятия геометрии тел – начиная от макроскопических тел, и кончая молекулярной геометрией. Последняя, в частности, является основой возможности восприятия запахов.
Заметим, что разнообразные свойства элементов накапливаются при переходе от более тонких к более грубым. Так звук – это лишь звук. ощущение помимо себя самого также содержит звук, а земля уже обладает всеми качествами звука, ощущения, формы и вкуса и земли.
Великолепие Кришны
Любители физики могут почерпнуть в философии санкхьи идеи для получения не одной Нобелевской премии. Любители же чистого преданного служения, читая все эти описания, получат еще одну возможность восхититься, насколько же удивителен Кришна, который обладает такими уникальными энергиями. Мир Вайкунтхи построен из духовных элементов, которые являются изначальными прототипами материальных. Да и в этом мире, как только мы избаваляемся от ложного эго и перестаем воспринимать эти элементы как отделенные (это ключевое слово в приводимом выше стихе Бг. 4.7) от Кришны и служения Кришне, то под влиянием внутренней энергии Господа они сразу же превращаются в духовные. Поэтому нам надо научиться восприимать Кришну в Его творении. Как это делать, Кришна Сам подсказывает нам в Десятой Главе Бхагавад-гиты, стихах 10.19-42, которые мы приведем здесь вместе с отрывками из комментариев Шрилы Прабхупады которые объясняют незнакомые для большинства из нас понятия Ведической культуры.
«Верховная божественная личность сказал: "Да, Я поведаю тебе о Своих блистательных роявлениях, о Арджуна, но не о всех, а лишь о главных, ибо Мое могущество беспредельно».
«Я есть Сверхдуша, о Арджуна, предывающая в сердцах всех живых существ. Я – их начало, середина и конец».
«Из Адитий Я – Вишну, из светил Я – лучезарное солнце, из Марутов Я – Маричи, и среди звезд Я – луна».
Комментарий: Существует двенадвать Адитий, главным из готорвх является Кришна. (ЯНД: Адитьи – это знаменитые сыновья Адити, занимающие посты Индры, Варуны и других полубогов в этой вселенной. и самы знаменитым является Господь Ваманадева). Солнце – главное из всех светил, сияющих в небе, и в «Брахма-самхите» оно называется сияющим глазом Всевышнего Господа. Существует пятьдесят разновидностей ветров, дующих в небесах, и среди них главное божество, Маричи, представляет Кришну.
Луна наиболее выделяется ночью среди всех звезд, и поэтому она представляет Кришну. Из этого стиха можно понять, что луна является одной из звезд; то-есть звезды, мерцающие в небе, также отражают свет солныа. Теория о том, что во вселенной есть много солнц, не принимается в ведической литературе, Солнце одно, а луна и звезды светятся как отражение солнца. Поскольку «Бхагавад-гита» указывает здесь, что луна есть одна из звезд, мерцающие звезды также не являются солнцами, но подобны луне. (ЯНД: Солнце – это основной источник света и энергии в этой вселенной, черпающеий ее из ослепительного сияния, исходящего от тела Господа Нараяны. Все остальные источники света, будь то электрическая лампочка или созвездие, прямо или косвено получают ее от солнца. Механизмы этого отражения или передачи энергии солнца столь примитивны, как мы учили в школе, но это действительно так.)
«Из Вед Я – Сама-веда, из полубогов Я – Индра, царь небес, из чувств Я – ум, и в живых существах Я – жизненная сила (сознание)».
Комментарий: Разница между материей и духом состоит в том, что у материи нет сознания, как у живого существа; сознание есть нечто высшее и вечное. Сознание не создается взаимодействием материальных элементов. «ЯНД: Сознание – самый важный элемент в живом существе. Поэтому оно представляет Кришну. Индра управляет планетами полубогов, и поэтому подобен премьер-министру во вселенском государстве. Ум называют шестым или внутренним чувством и является главным из них, поскольку все наслаждения и страдания в действительности происходят не на уровне грубых чувств, а в уме.)
«Из всех Рудр Я – Господь Шива, из Якш и Ракшасов Я– властитель сокровищ (Кувера), из Васу Я – огонь (Агни), из гор Я – Меру.
Комментарий: Существуют одиннадцать Рудр, главный из которых – Шанкара, Господь Шива. Он является аватарой всевышнего Господа, управляющим во вселенной стихией невежества. Среди Якш и Ракшасов Кувера – главный хранитель сокровищ, и он представляет Всевышнего Господа. Меру – гора, знаменитая своими природными богатствами. (ЯНД: Девять Васу – это великие ведические стоики, почитаемые за свою доблесть, мудрость и аскетизм. Одним из Васу был великий дед Пандавов Бхишмадева).
«Знай, о Арджуна, что из жрецов Я – главный, Брихаспати. Из полководцев Я – Картикея, и из водоемов Я – океан».
Комментарий: Индра – глава полубогов райских планет, а также, как известно царь небес. Планета, на которой он царствует, называетяс Индралока. Брихаспати – жрец Индры, и поскольку Индра – главный из всех царей, Брихаспати – главный из всех жрецов. Как Индра – главный из всех правитеелй, так же и Сканда, или Картикея, сын Парвати и Господа Шивы – главный из всех полководцев. А из всех водных просторов океан является величайшим. Эти проявления Кршны дают только отдаленное представление о Его величии». (ЯНД: В астрологии Брихаспати – это Юпитер)
«Среди великих мудрецов Я – Бхригу, из звуков Я – трансцендентный слог ом, из жертвоприношений Я – повторение святых имен (джапа), и из неподвижного Я – Гималаи».
Комментарий: Брахма – первое живое существо во вселенной, сотворил несколько сыновей с целью воспроизводства различных форм жизни. Среди этих сыновей Бхригу – величайший мудрец. Из всех трансцендентных звуков пение маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – наиболее чистое представление Кришны. Иногда рекомендуется жертвоприношение животных, но в повторении маха-мантры нет никакого насилия. Это самый простой и самый чистый метод. Что ни есть возвышенного в мирах, все является отражением Кришны. Поэтому Гималаи, как величайшие горы в мире, также представляют Его. В предыдущем стихе упоминалась гора Меру, но Меру иногда движетс, в то время как гималаи всегда неподвижны. Таким образогм, Гималаи превосходят Меру».
«Среди деревьев Я – дерево баньян, и из мудрецов среди полубогов Я – Нарада. из Гандхарвов Я – Чтраратха, среди существ, достигших совершенства, Я – мудрец Капила».
Комментарий: Дерево баньян (ашваттха) – одно из самых высоких и красивых деревьев; в Индии люди часто поклоняются ему, сделав это одним из своих ежедневных утренних ритуалов. Среди полубогов они поклоняются Нараде, который считается величайшим преданным во вселенной. Таким образом, он – представитель Кришну в лице преданного. Планета Гандхарвов населена прекрасными певцами, и лучший среди них – Читраратха. Среди совершенных живых существ Капила, сын Девахути, представляет Кришну. Он считается аватарой Кришны, и Его философия упоминается в Шримад Бхагаватам. Позднее приобрел известность другой Капила, но его философия была атеистического направления, и между ними нет никакой связи».
«Знай, что из коней Я – Уччайхишрава, произошедщий из нектара бессметрия. Из благородных слонов Я – Айравата, и среди лющей Я – царь».
Комментарий: Преданные Господу полубоги и деманы (асуры) однажды вспенивали океан. Из этого вспенивания были сотворены нектар и яд, и Гсоподь Шива выпил яд. Из нектара же возникло множество существ, среди которых был конь по имени Уччайхишрава. Другим животным, происшедшим из нектара, был слон по имени Айравата, Так как оба этих животных созданы из нектара, они имеют особое значение и являются представителями Кришны. Среди людей представитель Кришны – царь, и поскольку Кришна поддерживает всю вселенную, цари, назначаемые согласно их праведности, поддерживают миропорядок в своих царствах. Такпе цари, как Махараджа Юдхиштхира, Махараджа Парикшит и Господь Рама были праведными правителями, всегда заботившимися о благополучии своих подданных. В ведической литературе царь считается представителем Бога. Однако в этой юге, в связи с утратой религиозных принципов, монархия пришла в упадок, и в конце концов была упразднена. Необходимо понимать, что в прошлом, тем не менее, люди были более счастливы под управлением праведных царей.
«Из оружия Я – удар молнии, среди коров Я – сурабхи, из причин порождения потомства Я – Кандарпа, бог любви, и из змей Я – Васуки».
Комментарий: Удар молнии, действительно мощное оружие, представляет могущество Кришны. На Кришналоке, в духовной обители, обитают коровы, которых можно доить в любое время, и они дают столько молока, столько требуется. Конечно, таких коров не существует в материальном мире, но о них упоминасетс при описании Кришналоки. Господь содержит множетсо таких коров, называемых сурабхи, и сам пасет их. Кандарпа есть стремление к половым отношениям, дабы зачать достойное потомство, поэтому Кандарпа является представителем Кришны. Иногда в половые отноешния вступают только ради чувственного наслаждения, и это не есть Кандарпа. Только половые отношения ради рождения хороших детей называются Кандарпой и представляют Кришну.
«Из многоглавых Нагов Я – Ананта, и среди обитателей вод Я – полубог Варуна. Из ушедших предков Я – Арьяма, и среди свершающих правосудие Я – Ямарадж, бог смерти».
Комментарий: Из многоглавых змеев Нагов Ананта – величайший (ЯНД: Он яввляется аватарой Кришны и поддерживает всю вселенную на Своем клобуке), как и Варуна – величайший среди обитателей вод. Оба они представляют Кришну. Существует также планета Питов, предков, управляемая Арьямой, представляющим Кришну. Есть много живых существ, призванных карать злодеев, и главный среди них – Ямарадж. Ямарадж обитает на планете, находящейся рядом с Землей, и после смерти большие грешники попадают туда, а у Ямараджа существуют различные виды наказаний для них.
«Среди демонов Дайтий Я преданный Прахлада, среди поработителей Я – время; среди зверей Я – лев, среди птиц Я – Гаруда».
Комментарий: Дити и Адити – сестры. Сыновей Адити зовут Адитьи, а сыновей Дити – Дайтьи. Все Адитьи – преданные Господа, а все Дайтьи – атеисты. Хотя Прахлада родился в семье Дайтий, он с детства был великим преданным. Благодаря своему преданному служению и благочестивой натуре, он считается представителем Кришны.
Существует много принципов, которым необходимо подчиниться, но время старит все в материальной вселенной, и таким образом представляет Кришну. Из всех животных лев – самый сильный и свирепый, а из миллионов разновидностей птиц Гаруда, носящий Господа Вишну – величайшая птица.
«Из очищающих Я – ветер, из носящих оружие Я – Рама, среди рыб Я – акула, а среди рек – Ганга».
Комментарий: Из всех обитателей вод акула – один из самых крупных и, несомненно, наиболее опасных для человек. Таким образом, она представляет Кришну. А мать Ганга – величайшая из рек Индии. Господь Рамачандра, главный герой «Рамаяны», аватара Кришны – самый могучий воин.
«Я – начало, конец и середина всех творений, о Арджуна. Из всех видов знания Я – возвышенная наука о душе, в логике Я – заключительная истина».
«Из всех букв Я есть буква А, а среди всех составных слов Я – двусложное. Я также – неисчерпаемое время, а среди творцов Я – Брахма».
Комментарий: А-кара, первая буква санскритского алфавита – начало ведической литературы. Ничего нельзя произнести без а-кары, поэтому она – начало звука. В санскрите также много сложных слов, из которых двойное слово, как рама-кришна, называется двандва. Например, рама и кришна имеют одинаковую форму и потому составное слово называется двойным.
Из всех разрушителей время – самое главное, поскольку оно разрушает все. Время – представитель Кришны, потому что в надлежащий момент возинкнет великий пожар, и все будет уничтожено.
Среди всех живых существ-создателей четвероглавый Брахма – главный, потому он – представитель Кришны.
«Я – всепожирающая смерть, и Я – творящий все, чему быть. Среди женщин Я – слава, удача, изящная речь, память, рассудительность, верность и терпеливость».
«Из гимнов Я – Брихат-сама, пропетый Господу Индре, в поэзии Я – мантра Гаятри, читаемая брахманами ежедневно. Среди месяцев Я – ноябрь и декабрь, из времен года Я – цветущая весна».
Комментарий: Господь уже объяснил, что из всех Вед Сама-веда наполнена прекрасными песнями, исполняемыми различными полубогами. Одна из этих песен называется Брихат-сама, она обладает изысканной мелодией и исполняется в полночь.
В санскритской поэзии существуют определенные правила стихосложения: ритм и размер выбираются не по прихоти, как в современной поэзии. Среди стихов, сложенных по этим правилам, мантра Гаятри, которую произносят достойные брахманы, имеет наибольшее значение. Мантра Гаятри упоминается в Шримад Бхагаватам. Поскольку мантра Гаятри специально предназначена для постижения Бога, она представляет Всевышнего Господа. Она предназначена для духовно развитых людей, и тот, кто с успехом читает ее, может вступить в тнрансцендентный мир Господа. Для того, чтобы читать мантру Гаятри, человек прежде всего должен приобрести качества совершенной личности, качества добродетели, согласно законам материальной природы. Мантра Гаятри в ведической цивилизации очень важна и считается звуковым воплощением Брахмана. Она началась от Брахмы, и передавалась от него по цепи ученической преемственности.
Ноябрь-декабрь считаются лучшими месяцами из всех, потому что в это время в Индии собирают урожай злаков, и люди счастливы и радостны. Но и, конечно, весна – любимое всеми время года, так как весной не очень жарко и не очень холодно, а цветы и деревья расцветают и распускаются. Весной совершается много церемоний, посвященных играм и развлечениям Кришны; поэтому весна считается самым радостным из всех времен года, и она представляет Верховного Господа Кришну.
«Из мошенничества Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключени, Я – сила сильного».
«Из потомков Вришни Я – Васудева, из Пандавов Я – Арджуна. Из мудрецов Я – Вьяса, и из великих мыслителей – Ушана».
Комментарий: Кришна – изначальная Верховная божественная личность, а Баладева – непосредственная экспансия Кришны. Как Господь Кришна, так и Баладева появились как сыновья Васудевы. С другой точки зрения, поскольку Кришна никогда не покидает Вриндавана, все формы Кришны, появляющиеся в других местах, являются Его экспансиями. Васудева – непосредственная экспансия Кришны, поэтому Васудева и Кришна суть одно. Следует понимать, что Васудева, упоминающийся в этом стихе «Бхагавад-гиты», есть Баладева или Баларама, так как Он – изначальный источник всех аватар и потому единственный источник Васудевы...
Среди сыновей Панду Арджуна известен как Дхананджая. Он –лучший из людей и потому представляет Кришну. Из муни, или ученых людей, сведущих в ведическом знании, Вьяса – величайший, так как он оставил множество разъяснений ведического знания, сделав его доступным для общей массы людей, живущих в Кали-югу. Вьяса также известен как аватара Кришны, следовательно, он тоже представляет Кришну. Кави – это те, которые способны на глубокие размышления на любую тему. Среди кави Ушана, Шукрачарья, был духовным учителем демонов, он был крайне умным и дальновидным политиком. Таки образом, Ушана – еще один представитель великолепия Кришны.
«Среди средств подавления беззакония Я – наказание. Я – нравственность стремящихся к победе, Я – безмолвие тайны и мудрость мудрых».
«Более того, Арджуна, Я – семя, порождающее все существующее. Ничто сущее – движущееся и неподвижное – не может существовать без Меня».
«О могучий покоритель врагов, Моим боожественным проявленям нет конца. Те, о которых Я поведал ттебе – лишь малая часть Моего безграничного великолепия».
«Знай, что все изумительные, прекрасные и славные создания возникают лишь из искры Моего великолепия».
«Зачем об этом знать подробно, о Арджуна? Одной лишь крошечной частицей Себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную».
Задание 118. Кратко опишите восемь материальных элементов
Задание 119. Опишите, какими должны быть свойства духовного воздуха, духовного огня, духовной воды и духовной земли (см. описание духовного эфира выше).
Задание 120. Приведите десять достояний Кришны из десятой главы Бхагавад-гиты, с помощью которых Его можно познать в этом мире.
Задание 121. Опишите собственный опыт восхищения величием Господа при виде каких-либо из его необычайных энергий.