Мирострой вместо космогенеза
Для раннефилософских космогоний характерно представление о силе, упорядочивающей мир, превращающей первоначальный хаос, неопределенность, неоформленность бытия в космос, целостное мироздание. Это созидающее мир начало становится затем и основой мирового порядка, действующей в нем упорядочивающей силой. Таковы Дике Анаксимандра – и начало, и закон мира; Логос Гераклита, Любовь Эмпедокла, Нус Анаксагора, Гармония Пифагора. Несколько особняком стоят элеаты, но только потому, что они не ставят вопрос о бытии в плоскость космогонии. Они не рассматривают, как творится, рождается мир. Главная тема их мысли – что представляет собой подлинное бытие, каковы его качества и каким образом они постигаются. Место космогенеза здесь занимает различие двух путей: знания и мнения, которыми разводятся истинный и чувственно воспринимаемый мир.
В атомизме изначальности мира (неделимые, неразложимые формы – атомы/эйдосы) сами собой образуют мироздание. Здесь, строго говоря, нет обычного для досократической мысли перехода от Хаоса к Космосу, от беспорядочного состояния бытия к целостному миропорядку. Весь зримый, упорядоченный, пронизанный внутренней связью космос объявляется недействительным, мнимым, ибо подлинным бытием были, есть и будут только извечные неизменные формы и пустота. В учении Демокрита мир не появляется, здесь отсутствует космогенез. Реально только себеравное состояние бытия, единый и вечный Мирострой. Вместо силы, создающей космос и поддерживающей его сложную целостность, у Демокрита появляется простое взаимодействие атомов и понятие причины, оформляющее это безличное, никем и ни к чему не направленное взаимодействие.
СУММА ОТЛИЧИЙ
Подытожим пункты, в которых атомистика пересматривает ключевые установки раннефилософских космогоний: признание реальности небытия, ничто, которое мыслится рядоположенным с бытием; замещение Единого бытия множественностью самодостаточных существований; на месте единого, конечного, упорядоченного космоса являются бесчисленные миры – Вселенная становится беспредельна в пространстве и времени; космос фактически лишается процесса становления, в котором исходная субстанция превращается в ныне существующий, окружающий нас мир – теперь все существующее не более чем различные комбинации атомов, которые в непроницаемости и самодостаточности своей вечно были, есть и будут одними и теми же; вместе со становлением космоса устраняется и сила, его производившая – вместо нее вводится причина, или неизбежность: безличное и чисто механическое сочетание атомов.
V. МИР ЧЕЛОВЕКА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЮДЕЙ
Учение о сущем Демокрит продолжает учением о человеческом бытии. Человек имеет естественное происхождение и первоначально вел жизнь, во всем подобную животным. Общие опасности, в первую очередь исходящие от хищных зверей, заставили людей сплотиться и образовать стада. Люди испытывали нужду в укрытии, пище, страдали от холода и голода. Постепенно они научились обустраивать жилище в пещерах, делать запасы еды и шить одежду. "Вообще нужда и опыт были для человека учителями во всем, надлежащим образом наставляя это животное, от природы способное ко всяческому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость" (Л 558). А когда сумели добывать огонь, возникли ремесла. В развитии их, как и в целом человеческих умений, важнейшую роль играет подражание животным: "Мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки – постройке домов, от певчих птиц – пению" (Л 559). Весь порядок общей жизни: язык, государство, законы, созданы по общему согласию людей, их коллективным установлением. Отсюда следует, что изменение норм и порядка жизни всецело в воле человека.
БОГИ И ДУШИ
Демокрит не отрицает богов, однако представляет их состоящими из особых сферических (совершенных) атомов. Он также говорит о том, что люди создали образ богов как олицетворение ужасов, которые они испытывают перед господствующими над ними силами природы и общества. Душа также состоит из особых, огненных атомов и подобна огню. Ощущения – истечение тончайших копий, их попадание в глаз. Отсюда – стремление избавиться от них, превзойти "темное знание".
ЖИЗНЕННЫЙ ОРИЕНТИР
Главным водителем человека в жизни служат чувства. Мы предпочитаем то, что нам сродни, и избегаем того, что чуждо, доставляет неудобство и страдание. Общим жизненным ориентиром служит умеренность, ведь "если превысить меру, то и самое приятное станет отвратительным" (Л 753). Конечная цель и высшее благо для человека – блаженное состояние души: душа в спокойствии и равновесии, не смущаемая никакой страстью. Его Демокрит называет "безмятежностью" (по-греч. – эвтюмией) и определяет как "состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иною какой-нибудь страстью" (ДЛ IX, 45).
ЗНАЧЕНИЕ АТОМИЗМА
Значение Демокритова учения в истории мысли сводится к следующему:
во-первых, в лице атомистики впервые возникает объяснение мироздания из простейших, наглядных, рациональных оснований, какими стали атомы и пустота;
во-вторых, делается попытка рациональной реконструкции всего существующего из выделенных сознанием простейших оснований. Ясное и легкопредставимое соединение и взаимодействие атомов стало у Демокрита универсальным объяснением всего существующего;
в-третьих, вводится понятие причины и вместе с ним – способ причинного объяснения явлений. Этот способ – детерминизм – подразумевает, что всякому событию и явлению отыскивается основание, в силу которого данное событие или явление произошло, "имеет место быть".
в-четвертых, человеческое бытие мыслится как преодоление человеком своей слабости, выраженной в зависимости от природы и приобретении новых качеств посредством подражания животным и научения у них.
CОФИСТИКА
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РАСЦВЕТ ПОЛИСА
Во второй половине V в. до Р.Х. полис переживает период расцвета. Победоносно завершились греко-персидские войны, принеся эллинским государствам свободу и безопасность. Враги Эллады повсеместно отражены. Никогда еще полисные устои, ставшие основой всех побед и достижений эллинов, не были столь крепки и чтимы, как теперь.
ЖИЗНЬ В ДИАЛОГЕ
Жизнь полиса была постоянно сопряжена с речью. Во всех своих элементах, в каждом проявлении она требовала непосредственного общения людей. И, что самое главное, именно в этом общении, принимавшем вид обсуждения в народном собрании, заседания суда, совещания коллегии стратегов, попросту дружеской пирушки или торговой сделки, решались разнообразные дела частной и государственной жизни, зачастую неотделимые друг от друга. Слово приобрело огромное значение. Во всех сферах жизни – от семейной до государственной, от дружеских отношений до имущественных споров – на любом поприще и при решении каких бы то ни было вопросов требовалось умение говорить и убеждать, высказывать и отстаивать. От того, как человек умел выразить свою мысль, какие обоснования дать занятой позиции, какими доводами склонить к своей точке зрения, насколько удачно убеждал других в поддержке и благосклонности, – от всего этого зависел успех больших и малых дел, достаток, престиж, а часто и судьба каждого.
HOMO DICENS ("ЧЕЛОВЕК ГОВОРЯЩИЙ")
Уважаемый гражданин – это человек, хорошо говорящий, умеющий выслушать и ответить, поддержать непринужденную беседу среди друзей и заявить о себе публичным выступлением, способный отстаивать свой взгляд перед оппонентом, опровергать чужие аргументы и находить убедительные доводы в свою пользу. И, в зависимости от требований ситуации, говорить кратко или пространно, быстро или неспешно, иронично или строго, эмоционально или с подчеркнутым беспристрастием. Но всегда говорить так, чтобы добиться поставленной цели и придти к желанному исходу беседы, полемики или обсуждения. Не удивительно, что в середине V века возникает риторика – искусство красноречия, законам которого желающих начинают обучать платные учителя.