Практические советы по выполнению заданий по философии
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт–филиал НИЯУ МИФИ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
по дисциплине «Философия»
для всех специальностей
форма обучения: заочная
Составитель: д.с.н., проф. Руденко В.А.
к.ф.н., доц. Локонова Е.Л.
Волгодонск 2012г.
Практические советы по выполнению заданий по философии
=Как подготовить реферат?
Реферат, в отличие от эссе, носит более «академический» характер и предполагает логически-последовательное, аргументированное, систематизированное, опирающееся на знание соответствующей литературы изложение материала. Основная задача при написании реферата – наиболее полно раскрыть тему.
Вам предлагается достаточное количество разнообразных тем для написания рефератов. Найдите соответствующую литературу и познакомьтесь с нею, при необходимости - подготовьте ее конспект.
Продумайте план реферата. По своей важности составление плана – это половина работы над рефератом. План должен быть достаточно лаконичным, он должен представлять собою четкий логический макет изложения материала. План реферата - это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте. Членение работы на отдельные пункты и подпункты должно служить логике раскрытия темы. Пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. Название каждого из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность. Недопустимо, например, чтобы один из пунктов плана реферата дублировал (возможно, в другой формулировке) саму тему.
Кроме основной части, реферат обязательно должен иметь введение (значимость темы, цель и задачи работы, формулирование проблемы) и заключение (итоги осмысления проблемы). Обязательным является в конце реферата список использованной литературы, который оформляется по общепринятому стандарту (не менее 10 наименований).
Таким образом, реферат непременно должен содержать следующие элементы:
· 4Титульный лист.
· 4План реферата.
· 4Введение.
· 4Основная часть.
· 4Заключение
· 4Список использованной литературы.
Реферат оформляется на стандартных листах А 4. Каждую структурную часть реферата следует начинать с новой страницы. Объем реферата – 15-20 страниц.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ по курсу «Философия»
1. «Воля к власти» Ф. Ницше.
2. «Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета.
3. «Мировая воля в» философии Артура Шопенгауэра.
4. «Сумерки Европы» О. Шпенглера.
5. «Философия абсурда» А. Камю.
6. «Эдипов комплекс» в интерпретации З. Фрейда.
7. Анализ идей Римского клуба.
8. Влияние идей византийской патристики на культуру Киевской Руси.
9.Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше.
10. Глобальная экологическая проблема и перспективы технического прогресса
11. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
12. Гносеологический переворот И. Канта.
13. Греческое Просвещение (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).
14. Гуманистический антропоцентризм эпохи Возрождения.
15. Дегуманизация человека в современном обществе и массовая культура.
16. Джордано Бруно и Галилей: два пути свободы.
17. Добро и зло – теодицея Августина.
18. Дух, душа, тело.
19. Единство и многообразие истории.
20. Знание и вера: общее и особенное.
21. Идеал мудреца в эпикуреизме и стоицизме.
22. Идеал счастья в философии Сенеки.
23. Идея гуманизма: от Возрождения к современности.
24. Идея гуманистического общества Э. Фромма.
25. Идея сверхчеловека в творчестве Ф. Ницше.
26. Какое общество можно назвать цивилизованным?
27. Конфликты в обществе: их причины, формы и пути преодоления.
28. Конфуций и конфуцианство.
29. Концепция „осевого времени” К. Ясперса.
30. Концепция всемирной истории и ее альтернативы.
31. Концепция науки в постпозитивизме.
32. Концепция одномерного человека Г. Маркузе.
33. Концепция философии истории Августина.
34. Концепция человека в психоанализе З. Фрейда.
35. Критика культуры в истории философии (Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд).
36. Культура и цивилизация.
37. М. Бердяев – философ свободы и творчества.
38. Место русской философии в мировой культуре.
39. Мистицизм в средневековой философии.
40. Мифология и народная мудрость.
41. Моральное содержание философии буддизма.
42. Мудрость и знание
43. Наука и основные стадии ее развития.
44. Наука и социальная ответственность.
45. Национальное самосознание и мировоззрение.
46. Онтология о происхождении и устройстве мира.
47. Основные идеи философии Гегеля.
48. Основные идеи философии Канта.
49. Основные этапы эволюции социально - утопической традиции.
50. Особенности Западной и Восточной культур.
51. Особенности схоластического способа философствования.
52. От Мифа к Логосу (становление античной философии).
53. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.
54. Пантеистические концепции в философии Возрождения.
55. Парадоксы эволюционной теории: как возник человек?
56. Познание: возможности и границы.
57. Понятие истины: научный и философский аспекты.
58. Природа и общество.
59. Проблема веры и разума в средневековой философии.
60. Проблема кризиса культуры в творчестве Ф. Ницше.
61. Проблема отчуждения в современной социальной философии.
62. Проблема человека в философии Просвещения.
63. Проблема человека и идеального общества у Платона.
64. Проблемы диалога человека и компьютера.
65. Религия в современном мире.
66. Роль интуиции в научном познании.
67. Роль элиты и выдающихся личностей в историческом процессе.
68. Русская религиозная философия.
69. Свобода между крайностями фатализма и волюнтаризма.
70. Северное Возрождение и церковная реформация.
71. Славянофильство и западничество.
72. Сравнительный анализ западного и восточного типа философствования.
73. Столкновение мировоззрений: язычество и христианство.
74. Структура научных революций.
75. Сущность правового демократического и суверенного государства.
76. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.
77. Тема свободы и ответственности у Ж.-П. Сартра.
78. Теория этногенеза Л. Гумилева.
79. Традиции и ценности восточной философии.
80. Учение об «архетипах» К. Юнга.
81. Философия Аристотеля.
82. Философия даосизма.
83. Философия и наука.
84. Философия и религия.
85. Философия как потребность человеческого духа.
86. Философия Платона.
87. Философия Сократа.
88. Философия Фейербаха и Маркса.
89. Философия человека Ф. Достоевского.
90. Философская концепция истории Г. Бердяева.
91. Философские взгляды Августина Блаженного.
92. Философские взгляды Конфуция.
93. Философские идеи в культуре Давней Руси.
94. Философские идеи Дж. Бруно.
95. Философские идеи постмодернизма.
96. Философские идеи фрейдизма.
97. Фома Аквинские и его философское учение.
98. Характерные черты патристики.
99. Характерные черты философии эпохи Возрождения.
100. Человек в мире информационных технологий.