Что такое философия? Специфика философского знания

Части I-II

Курс лекций

3-е издание, стереотипное

Минск

 
УДК 1(075.8)

ББК 87

Т19

Серия основана в 2001 году

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Таркан, И.И. Т19Философия. Ч.I-II.: Курс лекций / Таркан И.И. – 3-е стер. изд. – Мн.:Акад. управ. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 284 с. ISBN 985-457-289-7 (ч.I-II)   Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика". УДК 1(075.8) ББК 87


ISBN 985-457-289-7 (ч.I-II) ã Таркан И.И., 2004
ISBN 985-457-288-9 ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в учебный курс «философии». 6

Лекция 1. Философия как феномен культуры.. 6

Что такое философия? Специфика философского знания. 6

Философия как мировоззрение. 10

Предмет и структура философского знания. 14

Материализм и идеализм – основные направления философии. 23

Философия как методология. 26

Философия и наука. 31

Философия, искусство и религия. 35

Функции философии в системе культуры.. 36

Контрольные вопросы.. 39

Тема 2. Эволюция философской мысли в истории культуры.. 41

Лекция 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая. 41

Философия Древней Индии. 43

Философия Древнего Китая. 57

Контрольные вопросы.. 66

Лекция 3. Античная философия. 68

Периодизация античной философии. 68

Возникновение и становление античной философии. 69

Классический век древнегреческой философии. 77

Философия Платона. 81

Философия Аристотеля. 84

Философия эллинистической эпохи. 89

Контрольные вопросы.. 91

Лекция 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения. 93

Общая характеристика и особенности средневековой философии. 93

Патристика. 94

Философия А. Августина. 96

Схоластика. 100

Философия Ф. Аквинского. 101

Философия эпохи Возрождения. 104

Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. 107

Социально-философская мысль эпохи Возрождения. 110

Натурфилософия эпохи Возрождения. 112

Контрольные вопросы.. 116

Лекция 5. Европейская философия Нового времени. 118

Общая характеристика и периодизация. 118

Философия XVII века. 119

Философия эпохи Просвещения. 129

Немецкая классическая философия. 141

Философия И. Канта. 142

Философия Г. Гегеля. 154

Общая характеристика философии Гегеля. 154

Философская система Гегеля и ее структура. 156

Философия Л. Фейербаха. 161

Марксистская философия. 164

Контрольные вопросы.. 176

Лекция 6. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века. 179

Общая характеристика и основные направления(школы) неклассической философии. 179

Неопозитивизм и аналитическая философия. 184

Психоанализ. 188

Экзистенциализм.. 193

Герменевтика. 198

Феноменология. 201

Структурализм.. 205

Философские идеи постмодернизма. 208

Контрольные вопросы.. 210

Лекция 7. Русская философия. 212

Общая характеристика и основные этапы развития русской философии. 212

Славянофилы и западники. 218

Русское почвенничество. 232

Религиозно-идеалистическая философия (середина и вторая половина XIX вв.) 239

Русская религиозная идеалистическая философия (первая половина XXвв.) 242

Развитие философии всеединства в ХХ в. 248

Философия марксизма в России (конец XIX – XX века) 251

Философия русского Зарубежья. 254

Контрольные вопросы.. 256

Лекция 8. Белорусская Философская и общественно-политическая мысль IX—XX ВВ. 259

Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиции в культуре Беларуси. 259

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии 262

Философия и развитие белорусского самосознания в ХIХ – ХХ веках. 268

Контрольные вопросы.. 273

ЛИТЕРАТУРА.. 274


Тема 1. Введение в учебный курс «философии»

Лекция 1. Философия как феномен культуры

Основные понятия и термины включенные в систему тренинг тестирования:

Философия; мировоззрение; мифология; религия; предмет философии; структура философии; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; материализм; идеализм; монизм; философский метод; сенсуализм; рационализм; иррационализм; функции философии.

Что такое философия? Специфика философского знания

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и Sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Кроме того, остается открытым вопрос: «Что же такое мудрость?».

Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия»1.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. — начало V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание:

«Жизнь, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»2.

Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н. э.).

Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»1.

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341— 270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание:

«Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»2.

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам. Одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю. Одни обращаются к богу, другие — к человеку. Одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

· Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

· Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

· Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

· Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Наши рекомендации