Что такое философия? Социокультурная ценность философского знания

До изучения предмета от студентов приходится слышать: «Зачем нам нужна философия?» Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями, в частности, в XIX в. русский историк и философ К. Д. Кавелин в одной из статей вопрошал: «...нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки — другое дело чему они учили тысячу лет тому назад, то остается истиной и теперь... А философия?» Ответ Кавелин дает если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем...»

Проблема сущности и роли философии сопровождала ее с момента зарождения. Собственно, и сама философия возникла с поиска ответа на вопрос: «Что есть все?») Выдающийся французский мыслитель Декарт в XVII в., рассуждая о роли философии, говорил о том, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического периода в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало мифологическое сознание, как особый способ освоения действительности. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром, с таинственными стихиями и силами. Систематическое производство материальных благ содержательно меняет человека и ставит его в принципиально иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции и Риме. Слово «философия»- (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости», «любомудрие». Но более точно оно переводится как «стремление к истине». По традиции считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор, а введение в научный оборот термина «философия» приписывают Платону.

Появление определенного названия той или иной науки обычно связано с периодом ее выделения в самостоятельную отрасль знания. Этот процесс называют самоопределением науки. Как самостоятельная наука философия формируется в VII -V вв. до н. э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции, поскольку в этот период про­ходил активный процесс дифференциации наук. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активногои сознательного воздействия на окружающий мир Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке.

Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура философского знания.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сейчас?» А ответ один: чтобы понять мир, в котором он живет, изменить его к лучшему. В частности, изменить мир, как полагает английский философ Б. Рассел, «лучше всего и вернее всего» путем морального совершенствования и самосовершенствования.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические прин­ципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это сделать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Но, несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична. Ее назначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Таким образом, мы можем дать предварительное определение философии.

ФИЛОСОФИЯ является обобщенным знанием о мире и о месте человека в этом мире.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. В чем проявляется социокультурная ценность философии?

2. Что такое «философия» и каким образом проходил процесс становления философского знания?

3. Каковы цель и предназначение философии?

Наши рекомендации