Природа и специфика философского знания. Философия как самосознание культуры.

Ответы для поступающих в аспирантуру

естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова

Структура философского знания. Историческое изменение предмета философии.

В период своего зарождения философия включала в себя все научные знания, можно сказать, что она была наукой обо всём. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: в Древней Греции уже в IV в. до н.э. как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. – математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия с астрологией, филология и др. Тем самым начался процесс дифференциации наук – сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук. И в разные эпохи в разных философских учениях мы встречаемся с различными точками зрения на структуру научного знания. Так в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии части: логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания (в том числе связанные с языком), а к физике – связанные с изучением природы (т.е. астрономические, физические, биологические и т.д.). Этика (наука о человеческом поведении) считалась «ядром» философии, так как должна была указать путь к счастью или к должному поведению.

В средневековой схоластике философия (метафизика) стала пониматься как наука о высших принципах бытия и его первопричинах и при этом считалась «служанкой богословия».

В эпоху Возрождения в качестве особой части философии выделилась натурфилософия (философия природы), на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и др.), не входящих более в область философии. В это же время от философии окончательно отделились и гуманитарные науки (история, лингвистика и др.). Но и после этого за философией сохранилась роль методологического фундамента всех наук.

В XIX в. на базе гегелевского учения сформировалось следующее представление о предмете философии: философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

В XX в. наряду с таким пониманием предмета философии в различных философских учениях имеют место и многие другие – в зависимости от того, какая проблематика является центральной в том или ином учении.

Наука и ненаучные формы познания.

Процесс социального познания, как и познание вообще, осуществляется на двух уровнях- обыденно-практическом и научно-теоретическом. Конечно, глубина проникновения в сущность явлений, нахождение причинно-следственных связей, понимание сущности наблюдаемых явлений на них разные. Обыденное сознание в большинстве случаев руководствуется "житейской мудростью", не проникая в сущность явления и довольствуясь внешними проявлениями, как бы скользя по поверхности. Иное дело научное познание. Оно проходит два этапа - эмпирический и теоретический.

Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания: исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование, отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические материалы и т. п.). В дальнейшем эти данные приобретают научный и строгий теоретический характер.

Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его функционирования и развития. В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления. Но социальный объект настолько богат, многообразен и сложен, что стало необходимым подразделение социального познание на несколько типов (видов).

Итак, согласно элеатам: 1) бытие есть, а небытия нет, 2) бытие едино и неделимо, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира, 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо, его нет для разума, а значит оно не существует.

Немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц (1647 - 1716) - чрезвычайно многосторонний ученый, творивший во всех областях человеческого знания, но наибольшее значение имеют труды по философии.

Ядро философской системы Лейбница составляет учение о "монадах" - монадология. Монада характеризуется как простая, неделимая субстанция. Субстанций бесконечное множество, они являются носителями силы, имеют духовный нематериальный характер. Каждую монаду Лейбниц считает субстанцией. Как таковая монада является самостоятельной единицей бытия, которая способна к активности, к деятельности. Лейбниц характеризует монады как простые субстанции. Из простоты монад вытекает их следующее свойство. Монады не изменяются в своей внутренней неопределенности под влиянием других монад. Каждая монада представляет собой некий мир сам по себе, при этом, однако, отражает весь мировой порядок в себе. Следующая характерная черта монад заключается в том, что каждая монада имеет собственную определенность (является носителем определенных качеств), которой она отличается от всех остальных.

По степени он различает монады трех видов. Низшая форма характеризуется "перцепцией" (пассивной способностью восприятия). Они способны образовывать неясные представления. Монады высшей степени уже способны иметь ощущения и опирающиеся на них более ясные представления. Эти монады Лейбниц определяет как монады - души. Монады наибольшей степени развития способны к апперцепции (наделены сознанием). Их Лейбниц определяет как монады - духи.

Монады сами не имеют никаких пространственных ( или каких-либо физических ) характеристик, они, таким образом, не являются чувственно постижимыми. Мы можем их постичь лишь разумом. Чувственно воспринимаемые тела, т. е. соединения монад, различаются согласно тому, из каких монад они состоят. Тела, содержащие лишь монады низшей степени развития - это тела физические (т.е. предметы неживой природы). Тела, в которых монады способны к ощущениям и представлениям (содержат монады - души), являются биологическими объектами. Человек представляет собой такую совокупность монад, в которой организующую роль играют монады, наделенные сознанием. Образование совокупностей монад не является случайным. Оно определено "предустановленной гармонией". При этом, однако, в каждой из монад потенциально заключена возможность развития.

С основными идеями монадологии связана и идея познания Лейбница. В ней он во многом близок Декарту, хотя и резко критикует его теорию врожденных идей. Он отвергает идею, согласно которой существует заранее данное, врожденное понятие. Разум, по Лейбницу, располагает лишь врожденными принципами, т. е. тенденциями или зародышами, обладающими способностью развиваться до осознания идей. Он не отвергает чувственного познания или роли опыта в процессе познания. Он принимает главный тезис сенсуализма "ничего нет в разуме, что не пришло бы раньше через чувства", но он дополняет его следующим положением - "кроме самого разума", т.е. врожденных способностей к мышлению и образованию понятий или идей.

Все доступные человеку знания Лейбниц делит на два вида: "истины разума" и "истины факта". К первым относятся знания, полученные с помощью одних лишь понятий разума, без обращения к опыту, например, закон тождества и противоречия, аксиомы математики. Напротив "истины факта" мы получаем эмпирическим путем; к ним относится большая часть наших представлений о мире. Когда мы говорим, что лед холоден, а огонь горяч, что металлы при нагревании плавятся и т.д., наши утверждения имеют характер констатаций факта, причины которого нам далеко не всегда известны с достоверностью. Поэтому "истины разума", согласно Лейбницу, всегда имеют необходимый и всеобщий характер, тогда как "истины факта" - лишь вероятностный. Для высшей монады, обладающей абсолютным знанием, "истин факта" не существует - все ее знание предстает в форме "истин разума".

Философское мышление Лейбница представляет собой вершину европейской рационалистической философии. Общий метафизический и местами спекулятивный характер его взглядов содержит ряд диалектических моментов.

Философия буддизма.

(Буддизм.)

В VI веке до н.э. В Северной Индии возникает буддизм - учение основателем, которого был Сидхартха Гаутама (~ 583 - 483 до н.э.), сын правителя рода Шакьев. В возрасте 29 лет, не удовлетворенный жизнью, он покидает семью. Он много странствует, изучал Веды, истязал свою плоть, и наконец достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Буддизм - одна из мировых религий, наряду с христианством и мусульманством. Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиоме. Другая ветвь буддизма утвердилась в Тибете, Китае и Японии. Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда (буквально Пробужденный) провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Первая из этих истин - жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию. Вторая "благородная истина" говорит о происхождении страдания. Будда усматривает корень страдания в жажде (тршна) жизни, в жажде наслаждения, в жажде существования, жажде гибели, приводящей ко все новым рождениям. Из этого следует третья истина - страдание имеет причину, следовательно возможно прекращение страдания, т.е. устранение жажды, отказ, освобождение от нее. Наконец, четвертая "благородная истина" говорит о "пути", ведущем к освобождению от страдания. Этот путь восьмиричен. Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь: правильное понимание четырех истин, правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами), правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров), правильное действие (непричинение зла живому, воздержание от воровства), правильный образ жизни (привычка жить честным трудом), правильное усилие (борьба с соблазнами и дурными мыслями), правильное направление мысли (понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни). В свою очередь, правильное сосредоточение или направление мысли имеет четыре ступени: сперва мы сосредоточиваем свой чистый ум на осмыслении и истолковании истин; на второй ступени мы уже верим в эти истины, тогда связанное с исследованием беспокойство отпадает и мы достигаем душевного спокойствия и радости; затем, на третьей ступени, мы освобождаемся и от радости и от ощущения своей телесности, пока, наконец, на четвертой ступени не достигаем состояния полной невозмутимости и безразличия. Это состояние Будда назвал нирваной(буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана в буддизме постепенно онтологизируется . Это уже не состояние человека, а состояние мироздания. Нирвана так же беспричинна, как и пространство. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь "праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, свободный от чувственных наслаждений".

На второй ступени раннего буддизма, буддисты отмечали, что важно ни то, имеет или не имеет мирздание начало и конец во времени и пространстве, а важно то, что внутри мироздания все причинно связано, все друг от друга зависит, и поэтому там ничто не происходит случайно. Для первоначального буддизма также характерно убеждение в универсальной изменяемости сущего. Никакая вещь не существует долее одного весьма малого неделимого момента, в следующий момент она уже другая. Отсюда и отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания. Буддизм развивается, и начинают формироваться различные направления и школы буддизма. Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна ("малая повозка"), в которой путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. В учении мохаяны ("большая повозка") важную роль играет культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Будда обожествляется, принимая множественную форму различных будд, в поклонении которым забывают о моральном кодексе буддизма, о "восьмиричном пути".

Философия конфуцианства.

(Конфуцианство.)

Конфуций (551-479 до н.э.), его имя - латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун). Этот мыслитель считается первым китайским философом. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Конфуций считал, что судьба его учения зависит от воли неба, что он в 50 лет познал волю неба и начал проповедовать. Небо для него - высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Небо Конфуция - судьба, рок. Конфуционисты - общественники. В центре их внимания - взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций был недоволен существующим. Его идеалы были не в будущем, а в прошлом. В древности вели себя достойно, отличались прямотой, учились, избегали общества, где нет порядка. Теперь же нет людей, понимающих мораль. Конфуций считал, что воскрешая старое, он создает новое. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия, как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". "Золотая середина" - это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. Основа "человеколюбия" - почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. "Взаимность" или "забота о людях" - основная нравственная заповедь конфуцианства, суть ее: "не делай другим того, чего не желаешь себе". Конфуций дает развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это "благородный человек". В отличие от простолюдина("низкого человека"), он требователен к себе, ему можно доверить большие дела, живет в согласии с другими людьми, ему легко услужить, он идет на смерть ради человеколюбия. Как правило, он правящей элиты, он управляет народом, "в доброте не расточителен, в желаниях не алчен, не жесток". Ключ к управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Если верхи ведут себя должным образом, правильно, то народ не ропщет и "со всех четырех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной", и правящему классу не надо будет самому заниматься земледелием. Кульминацией конфуцианского культа прошлого было "исправление имен". Конфуций признавал, что "время бежит не останавливаясь". Поэтому тем более надо заботиться, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Поэтому "исправление имен" означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. То есть государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле. При всех отклонениях от нормы следует к ней возвращаться.

Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать - "значит знать людей". Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, каким обладают те, кто непосредственно общается с природой, - земледельцы и ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко, им обладают немногие, а за ними следуют те, кто приобрел знания благодаря учению. Учиться надо и у древних, и у современников. И учение должно дополняться размышлением.

Продолжателем учения Конфуция был Мэн-цзы. В концепции человеческой природы он развивал мысли Конфуция о моральном благе и отношении образованного к этому благу. Благо - это абстрактная этическая категория, под которой подразумевался порядок. Согласно Мэн-цзы, человеческая природа наделена благом, хотя эта природа и не всегда проявляется. Благо в каждом человеке может реализоваться четырьмя добродетелями: 1) человечности, 2) исправности, 3) вежливости и 4) знания. Небо Мэн-цзы понимает как идеальную силу, наделяющую человека существованием и социальной функцией. Человек существует благодаря небу и поэтому является его частью, так же как и природа.

Сюнь-Цинь (III в. до.н.э.) - продолжатель Конфуцианства, выдвинул противоположные взгляды на сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Небо он понимал как постоянное, имеющее свой путь и наделенное силой, сообщающей человеку сущность и существование. Вместе с землей небо соединяет мир в единое целое. Отсюда вытекает, что человек является частью природы. Более того он выдвигает тезис о дурной природе человека, а все его способности и хорошие свойства являются результатом воспитания. Люди организуются и объединяются в общество, чтобы одолеть природу. Заслуживает внимания членение природы у Сюнь-цзы: 1)явления неживые, состоящие из материального вещества, 2) явления живые, состоящие из материального вещества и обладающие жизнью, 3) явления, состоящие из материального вещества, живущие и обладающие сознанием, 4) человек, состоящий из материального вещества, живущий, обладающий сознанием и имеющий и моральное сознание. Человек образует имена для того, чтобы называть вещи, отношения и понятия, различать и четко определять явления действительности. Сюнь-цзы, хотя его и причисляют к конфуцианцам, преодолевает классическое понимание порядка в конфуцианской социальной этике. Способности человека не являются фатально, или наследственно, предопределенными, они должны соответствовать полученному воспитанию.

Этапы развития

Несколько периодизаций:

1) В. Виндельбанд:по культур. основе и целям:1) греческая ф. (до 322 г. до н. э.) созд. на основе замкнутой нац. культуры и стремится к чистому познанию); 2) эллинистическо-римская ф. (на почве мир. культуры, стремящаяся к улучшению жизни – практ. рез-ту)

Более подроб. классиф. (из шпор):

1. Эллинский период: VII-IV вв. до н. э.

а) период становления (VII-V); б) классический период (IV в. до н. э.); характерные черты: 1) космологизм - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; 2) онтологизм - проблема бытия как центральная философская проблема; 3) теоретико-познавательный и жизненный оптимизм

2. Эллинистическо-римский период (III в. до н. э. - VI в. н. э.)

а) ранний эллинизм (III - I вв. до н. э.); характерные черты: а) индивидуализм (произошло освобождение личности от всякой зависимости от полиса); б) главный предмет - субъективный мир личности

б) поздний эллинизм (I - VI вв. н. э.); характерные черты: а) доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философии; б) снова к онтологии (неопифагореизм, неоплатонизм) с учетом нового понимания субъективного; в) частичное обращение к мистицизму, к религиозному постижению мира.

2) С. Н. Трубецкой:по гл. фигурам: 1) до Сократа (6 в. до н.э. – 2 пол. 5 в. до н.э.); 2) от Сократа до Аристотеля (2 пол. 5 в. до н.э. – 4 в. до н.э.); 3) после Аристотеля (4 в. до н.э. – 6 в. н.э.)

3) Г.И. Челпанов:по смене объекта и задач ф.:

1) натурфилософский или комологический (6 в. до н.э. – сер. 5 в. до н.э.) – интерес к проблеме космоса и физиса, поиск субст. начала вещей; Милетская шк. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит Эфесский, элеаты и пифагорейцы, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит (с оговорками).

2) антропологический (2 пол. 5 в. до н.э. – кон. 5 в. до н.э.) – сущность человека; софисты (Протагор, Горий, Гиппий), Сократ, сократические шк. (киники (Антисфен), киренаики (Аристипп), мегарики (Евклид))

3) систематический(5 – 4 вв. до н.э.) – открытие сверхчувственного, категориальная диалектика Платона и Аристотеля (формулировки осн. ф. проблем); Платон, Аристотель

4) этический(3 в. до н.э. – 1 в. н.э.) – понимание ф. как нравственного учения; эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар), стоицизм (Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий), скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик)

5) религиозный (1 - 6 вв. н.э.) – познание Божественного

Алексеев, Панин

1) Период становления (6-5 вв. до н.э.) (до Сократа)

2) Классический период (5-4 вв. до н.э.) (Демокрит, Платон, Аристотель)

3) Эллинистически-римская философия (кон. 4 в. до н.э. – 6 в. н.э.) (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

Основные проблемы и школы

Период становления.

Проблема первоначала. Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Гераклит из Эфеса; Пифагор и пифагорейцы. Первоначало мыслилось как нечто единое с природой. Начало философского мышления - выделяется всеобщее. Миф заменен логосом. Безграничное (апейрон) Анаксимандра. Учение о первоначале Пифагора и пифагорейцев более абстрактно - «все есть число». Диалектические идеи - концепция Гераклита Эфесского.

Проблема бытия. Элейская школа - Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс. Проблема определения бытия, соотношения бытия и небытия, бытия и мышления (бытие, по Пармениду, есть всегда - оно едино и вечно). Зенон - о невозможности движения (важнейший вывод - то, что невозможно мыслить, не существует).

Поиск причины движения. Эмпедокл, Анаксагор, атомисты Левкипп и Демокрит. Атомизм Демокрита - наиболее развитая натурфилософия к концу V века до н. э.

Классика

Понятийный аппарат, язык - софистика (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик) - человек есть мера всех вещей.

Проблема этики – Сократ.

Проблема истины - майевтика Сократа.

Проблема онтологии - Платон - мир сущностей (эйдос) в противовес чувственному миру, бытие идей и небытие материи (хора); идея блага; проблема идеального государства.

Аристотель: учение о форме и материи, о четырех первопричинах, об абсолютном Уме. Проблема общего и единичного, категории. Этика и политика Аристотеля (человек - политическое животное).

Эллинизм и Рим.

Проблема свободы - философия кинизма (Антисфен и Диоген)

Эпикуреизм - Эпикур - проблема наслаждений; атараксия - безмятежность души; «живи незаметно».

Стоицизм (основатель - Зенон из Кития) - жизнь согласно природе, в апатии, т. е. без страстей и аффектов. Проблема фатума: человек властен в отношении к неизбежной судьбе.

Скептицизм (основатель - Пиррон) - «взвешенность»: воздержание от суждений, агностицизм.

Неоплатонизм (Плотин) – синтез большинства учений античной философии

. Античная философия досократовского периода.

Ионийские материалисты объясняли явления природы, исходя из признания единого материального начала. Этим единым материальным началом они считали либо воду (Фалес), либо «неопределенную материю», «беспредельное» (Анаксимандр), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит Эфесский).

Милетская школа

Фалес (ок. 624 - 547 гг. до н.э.)

1) Все возникает из воды и все в нее превращается. Земля пронизана водой и плавает в ней. Вода – не только генетическое, но и субстанциональное, субстратное первоначало.

2) Вода одушевлена, а через нее и одушевлен и весь мир (гилозоизм, панпсихизм). Душа - движущее начало всех явлений природы (магнит притягивает железо, потому что имеет душу).

3) Пантеизм («все полно богов»), но боги, видимо, тоже происходят из воды.

Анаксимандр (ок. 610 - 546 гг. до н.э.)

1) Первоначало – апейрон («беспредельное») – бесконечная и бескачественная материальная субстанция. Из апейрона возникает и в него возвращается бесчисленное множество миров. Апейрон вечен, находится в постоянном движении, всем управляет.

2) Процесс возникновения и уничтожения отдельных вещей протекает с необходимостью. Из апейрона выделяются заключенные в нем противоположности теплого и холодного, сухого и влажного и, соединяясь, образуют все вещи.

3) Возникновение и гибель вещей подчиняются естественной закономерности, в этом процессе не принимают участия боги.

4) Попытка дать естественнонаучное объяснение развития животных. Животные рождаются из влаги под действием солнечных лучей: первые животные обитали в воде и были покрыты чешуей, затем некоторые виды вышли на сушу, изменили образ жизни и внешний вид; человек произошел от рыбы.

Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)

1) Первоначало всего – воздух (конкретизация апейрона).

2) Механизм изменений явлений природы – сгущение и разряжение воздуха. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь же превращается в ветер, затем в облако, далее - в воду, землю и, наконец, в камни (переход количества в качество).

3) Боги также возникли из материального первоначала - воздуха. Все космические изменения объясняются не вмешательством богов, а движением материи.

2. Гераклит (ок. 530 - 470 гг. до н.э.) из Эфеса.

1) Первоначало – огонь. Изменения природы в направлении: земля, вода, воздух, огонь - «путь вверх», в обратном направлении - «путь вниз».

2) Огонь не только материальная, но одушевленная, божественная, разумная (связанная с логосом) стихия. Душа – одно из состояний огня, она должна быть сухой.

3) Предтеча понятия закономерности – логос как универсальный закон, разумное начало, мера, управляющая всем. Носит скорее этический («правила»), чем естественный («закон природы») характер. Иногда огонь и логос отождествляются.

4) Идея всеобщей изменчивости, движения (все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного, дважды в реку не войдешь), но при этом изменения подчиняются логосу.

5) Идея о том, что все вещи внутренне раздвоены на противоположности, которые играют важную роль во всеобщем изменении природы; об «обмене противоположностей», их борьбе. «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это».

6) Признание конкретности истины, ее зависимости от определенных условий. «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеком», «Ослы золоту предпочтут солому».

7) Впервые выделил чувственное и разумное познание. Чтобы познать сущность, основу мира нужен труд мышления, одних чувственных наблюдений недостаточно.

Италийская философия. Тенденции к идеализму.

3. Пифагор (584 - 500 гг. до н.э) и пифагореизм

1) Сущность всего существующего – число, оно устанавливает и регулирует количественные отношения между явлениями. Оно вещественно, имеет пространственный образ (но это и результат ф. рефлексии тоже), выражает законообразность мирового порядка, это принцип организации Вселенной, через число происходит постижение любого объекта мира.

2) Число похоже на Логос, но в отличие от него всегда конкретно (конкретное число).

3) Первоначало как начало всякого многого – единица. Все рождается из единицы.

4) Единица означала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двойка означала противоположность, различие. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура), куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел дает 10, которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, - такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

5) Учение о противоположностях (10 штук: чет и нечет, единое и многое, доброе и злое и пр.).

6) Учение о бессмертии души (и ее перевоплощениях).

7) Мир со всех сторон окружен пустотой, он втягивает ее в себя в акте «дыхания» и в результате подразделяется на обособленные вещи.

4. Элейская школа (элеаты). Элеатами завершается период формирования др.-греч. философии. Они считали мир неподвижным, считали, что чувства дают недостоверные знания, и мир надо постигать только разумом. Новое понятие бытия, не как реального и постоянно меняющегося, а как неподвижного, единого, универсального и самотождественного. Это бытие можно познать только мышлением. Начало субъективного идеализма.

Ксенофан

1) Люди придумали богов по своему подобию (у каждого народа свои) из страха перед явлениями природы, но существует один бог, который присутствует во всех вещах, совершенно не похожий на человека ни обликом, ни мыслями.

2) Богу не свойственны ни покой, ни движение, он неизменен.

3) Впервые поставил вопрос о двух видах познания: чувственном и рациональном.

Парменид (р. 540 до н.э.)

1) Противопоставление чувственного и рационального знания. Чувства нас обманывают, на основе их данных возможно только мнение. Истинное познание связано с мышлением.

2) Основное положение: «Бытие есть, а небытия нет». Отсюда следует, что бытие едино, не разделено на вещи (так как в нем нет промежутков, нет пустоты, небытия), неподвижно и неизменно, не возникает и не погибает. Множественность, движение, возникновение – все обман чувств. Бытие имеет форму шара конечного радиуса.

3) «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Этот тезис толкуется по разному: мысль не существует отдельно от предмета (то есть предметна); мысль и предмет – одно и то же (субъективный идеализм); мышление всегда истинно; мысль обладает бытием наравне с предметом. В любом случае вывод такой: что нельзя мыслить без противоречий – то не существует.

4) Доказательство того, что небытие не существует: небытие не существует, поскольку оно немыслимо, а немыслимо оно потому, что мысль о небытии уже делает его бытием в качестве своего предмета.

Зенон (480 – 430 до н.э.)

1) Отрицал не реальность пустоты, движения, множества, а лишь возможность их мыслить, не впадая при этом в противоречия (но для элеатов существует только мыслимое).

2) Через доказательство от противного убеждает в ложности тезисов противников Парменида: о мыслимости пространства как пустоты, окружающей вещество; о мыслимости существования множества вещей и мыслимости движения (апории «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др.).

Мелисс

Доработал учение Парменида, создал его логичное изложение. Ряд новых положений – о материальности и бесконечности бытия (у Парменида оно мыслимо и конечно). Сформулировал «закон сохранения бытия» - «Из ничего никогда не может возникнуть нечто».

5. «Младшие физики». Дальнейшее развитие натурфилософии строилось как синтез учений Гераклита и элеатов. Принималось положение элеатов о вечности, несотворимости и неуничтожимости бытия, но в то же время признавалось небытие, множественность и движение. Это стало возможным благодаря введению представления о не одном, но множестве материальных начал.

Эмпедокл

1) Четыре первоначала, «корня» всего – огонь, воздух, вода, земля. Они равны и друг в друга не превращаются, вечны и неуничтожимы. Все, что ни есть в мироздании, состоит из этих «корней», смешанных в определенной пропорции.

2) Две движущие силы – любовь и ненависть. Любовь соединяет разнородное и разъединяет однородное, ненависть – наоборот.

3) Космический цикл. Любовь и ненависть попеременно вытесняют друг друга за пределы шарообразного мира. Четыре фазы цикла: 1) победа любви: все стихии равномерно перемешаны; 2) проникновение в мир ненависти: стихии разделяются и образуют вещи; 3) победа ненависти: стихии окончательно разделены, мир вещей погибает; 4) любовь проникает в мир; стихии начинают соединяться в вещи. Чувственный мир существует только на 2 и 4 фазах цикла.

4) Гносеология. Подобное познается подобным.

5) Теория возникновения жизни. Сначала возникли различные органы, соединившиеся между собой в разнообразных комбинациях. Затем удачные комбинации выжили и стали производить себе подобных, а остальные погибли.

Анаксагор

1) Первоначальны не стихии, а все без исключения состояния (качества) вещества. Идея бесконечной множественности первоначал. Начала – «семена всех вещей» (Аристотель назвал их «гомеомериями») - мельчайшие, невидимые частицы огня, воды, золота, крови, дерева и пр. Все вещи образуются из соединения «семян» в различных пропорциях, свойства вещи определяются этими пропорциями. «Семена» бесконечно делимы.

2) «Все во всем». В любом месте космоса, в любой вещи содержатся гомеомерии всех видов.

3) Любая гомеомерия содержит в себе семена всех остальных вещей и качеств, но более малого порядка.

4) «Ум» («нус») – активное начало мира. Толкуется и как только физическая сила (причинность), и как разумная, целенаправленная. Нус движет миром и познает его.

5) Космогония. Мир возникает из первоначального хаоса гомеомерий под действием первотолчка, исходящего от нуса. Далее развитие идет по естественным законам.

Атомисты Левкипп и Демокрит

1) Существует и бытие и небытие. Бытие – вечные, неделимые, материальные частицы – атомы. Небытие – пустота, которая разделяет атомы.

2) Атомы различаются по форме, размерам, расположению. Атомы всегда находятся в движении, сталкиваются друг с другом и пр. Различные соединения атомов образуют все вещи.

3) Развитая система космогонии, целостная картина природы, материальное единство мира. Все явления природы объясняются через взаимодействие атомов. Случайности нет, она есть только в представлениях людей, которые не знают подлинных причин событий.

4) В познании важны как чувства, так и мышление. Атомы, то есть сущность вещей, познаются только мышлением, но оно опирается при этом на данные органов чувств.

5) Душа материальна и состоит из мелких и подвижных атомов («огня»), которые толкают другие атомы тела и этим вызывают движения.

6) Концепция «эйдолов» - образов, состоящих из атомов огня и «истекающих» от разных предметов. Через эйдолы объясняется восприятие, сновидения, явления богов и пр.

Три постулата этики Канта

1. Постулат свободы:Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам,—это одно и то же.(т.е. именно благодар

Наши рекомендации