Относительный критерий
Как отмечалось ранее, определение (оценка) ценности происходит по-разному, в зависимости от индивидуальности субъекта. Но если в условиях субъектов имеется много общего, много одинакового будет также и в определении ценности. Для людей, исповедующих одну религию или философию, характерно родство в отношении к ценностям. Например, среди конфуцианцев почтительное отношение детей к родителям считается общей добродетелью.
Следовательно, там, где люди исповедуют одну религию или философию, вполне возможно объединение ценностей. Например, во времена Римской империи общепринятыми ценностями считались стоический дух, самообладание и космополитизм. В эпоху Тан в Китае объединяющую роль в формировании представлений о ценностях играл буддизм. То же самое было и во времена правления объединенной династии Силла в Корее. В Соединенных Штатах роль объединяющего фактора в формировании системы ценностей играло христианство, особенно протестантизм. Таким образом, в регионах, где люди исповедуют одну религию или философию, их восприятие ценностей становится очень похожим.
Однако разные религии, культуры и философские течения имеют различные системы ценностей. Например, индуизм запрещает употребление в пищу говядины, а ислам, разрешая говядину, запрещает свинину. Или пример из другой области: когда коммунисты говорят о мире, они имеют в виду нечто совершенно отличное от того, что подразумевается под этим термином в демократических обществах.
Поэтому мы называем критерии определения ценностей, относящиеся только к ограниченной сфере, относительными критериями.
Абсолютный критерий
При определении человеческих ценностей нельзя ограничиваться только относительными критериями. Если мы будем опираться только на относительные критерии, то конфликты и борьба, вызываемые различными подходами к ценностям, будут продолжаться. Для объединения всех человеческих ценностей необходимо выработать общий для всего человечества критерий ценностей, который возвысился бы над барьерами различий в религии, культуре, идеологии, национальной принадлежности и т.д. Такой критерий ценностей можно считать абсолютным.
Однако возможен ли такой абсолютный критерий? Чтобы показать его реальность, надо доказать, что первопричиной Вселенной, давшей начало всем религиям, культурам, системам взглядов и всем людям, является единственное и абсолютное существо. Далее необходимо выявить те общие черты, которые берут начало из этого источника.
В разделе “Онтология” мы выяснили, что общие атрибуты обнаруживаются во всем сущем. Во Вселенной есть множество способов существования, однако все сущее движется, соблюдая определенный порядок, и между его видами имеется определенная общность. Причина заключается в том, что все сущее было сотворено по образу и подобию Первопричины — Бога.
Аналогично при всем разнообразии культур, религий, философских течений и народов, при условии существования Единой Первопричины, давшей начало всем им, между ними должна существовать общность, проистекающая из этого каузального, или основополагающего, Существа.
В истории человечества возникло большое количество религий, однако их основатели создавали их не на случайной основе. Во имя спасения человечества Бог назначал разных основателей для разных мест и эпох, стремясь спасти народы этих мест и эпох. Это обусловлено тем, что Божье провидение спасения было ниспослано народам, говорящим на разных языках, имеющим разные традиции и живущим в разных природных условиях, в подходящей для каждого из них форме.
Таким образом, для того чтобы раскрыть общность разных религий, необходимо доказать, что Первоначальным Существом, создавшим все религии, является один единственный Бог. Каузальным Существом, давшим начало всем предметам Вселенной, является Бог в христианстве, Иегова в иудаизме, Аллах в исламе, Брахман в индуизме, Татхагата в буддизме и Небо в конфуцианстве. Однако ни одна из этих религий не содержит четкого определения атрибутов каузального, или основополагающего, Существа.
Так, в конфуцианстве нет убедительных представлений о конкретной природе Неба, в буддизме — достаточного раскрытия природы Татхагаты, в индуизме отсутствует определение природы Брахмана. Более того, ни одна из этих религий не объясняет причины, по которой Бог (в христианстве), или Иегова (в иудаизме), или Аллах (в исламе) сотворил человечество и Вселенную, а также не объясняет, почему создатель не может в один миг избавить человечество от страданий. Следовательно, образ первоначального существа в разных религиях очень туманен, как будто скрыт под покровом. Кроме того, поскольку каждая религия постигает только отдельные аспекты каузального Существа, то в разных религиях Оно представлено по-разному.
Чтобы доказать, что каузальное Существо всех религий, в конечном итоге, — одно и то же, необходимо правильно понять атрибуты Бога, цель творения, закон (Логос) творения Вселенной и т.д. Добившись этого, мы увидим, что все религии — сестры, берущие начало от одного и единственного Бога. Тем самым будет положен конец длительным конфликтам и борьбе между религиями, и люди придут к взаимному примирению и взаимной любви. Как видим, адекватное понимание природы Бога является ключом к решению существующих проблем. То же касается и культур, философских течений и народов. Если мы понимаем, что основополагающее Существо, давшее начало всем культурам, философским течениям и народам, одно и то же, можно установить общность, имеющуюся между ними.
Так в чем же состоит общность, способная стать абсолютным критерием оценки всех ценностей? Эта общность заключается в Божьей любви (абсолютной любви) и Божьей истине (абсолютной истине) 7. Бог сотворил человечество, чтобы получить радость, основанную на любви. Любовь Бога служит общим источником для любви к ближнему в христианстве, сострадания в буддизме, человеколюбия в конфуцианстве, милосердия в исламе и т.д. В человеке любовь Бога проявляется в виде трехобъектной любви: родительской, супружеской и любви детей.
Общей чертой любви к ближнему в христианстве, сострадания в буддизме, человеколюбия в конфуцианстве, милосердия в исламе и т.д. является реализация трехобъектной любви.
Истина (Логос), через которую Бог сотворил Вселенную и которая управляет движением Вселенной, также является вечной и всеобщей. Основной закон Вселенной состоит в том, что все существует не ради себя, а ради других и во имя Бога. Иными словами, все сущее – “для других”. Следовательно, всеобщим критерием добра и зла является определение, живет ли человек для ближних (человечества) или занят исключительно собой.
Исходя из этого устанавливается абсолютный критерий определения ценностей. Но как же тогда быть с индивидуальностью человека? Установление общего критерия ценностей отнюдь не означает, что индивидуальность исчезает. Индивидуальность как таковая сохраняется. Люди являются существами, наделенными дуальной целью: всеобщей и индивидуальной. Одновременно они являются уникальными телами истины, имеющими универсальный и индивидуальный образы. Следовательно, они реализуют индивидуальную цель, сохраняя приоритет всеобщей цели, тем самым раскрывая индивидуальность и сохраняя универсальный образ.
Таким образом, определение ценности, даже основываясь на абсолютном критерии, не может быть совершенно свободно от конкретной индивидуальности, то есть от субъективного действия. Тем не менее индивидуальные различия также должны основываться на общности. Наличие общей основы исключает хаос в представлении о ценностях. И все же в обществе падшего человечества общность ничтожна, а различия очевидны и акцентированы. Смешение ценностей имеет место именно из-за отсутствия общей основы.
Философия Объединения предлагает такую общую основу, позволяющую выработать новую точку зрения на ценности и объединить существующие системы ценностей. Эта новая точка зрения основана на абсолютной Божьей любви и абсолютной истине, которые являются абсолютными ценностями 9. На основе этих абсолютных ценностей все системы ценностей можно привести в состояние гармонии, то есть достичь объединения систем ценностей.