Комментарий – пояснение к теме. Данная тема завершает Раздел 1

 
Данная тема завершает Раздел 1. «Предмет философии и ее история». Изучая тему «Современная философия» надо знать о тех изменениях, которые произошли в философии начала ХХ века: в ее структуре появились новые направления, которые взаимно дополняют друг друга. На смену универсальным системам пришла философия прагматизма как философия действия, неопозитивизма – анализ науки, логического анализа языка, феноменология - рассматривает специфику «работы» сознания человека, герменевтика – озабочена понимание бытия человека в мире. Но главным стала философия бытия человека – экзистенциализм – обращенность к отдельной личности, возвеличивание роли ее индивидуальности в общественном развитии. Философы считали наиболее важным – такие состояния и чувства человека, как любовь, свобода, тревога, страх, совесть, отчаяние, бессознательное и т.д. Главное – это личность человека, его конкретная индивидуальность, которая есть «вещь в себе», в этом ее ценность и абсолютное значение. Цель философии не сводится только к анализу научного познания, она должна исследовать все системы ценностей, которые существуют в человеческой культуре. Это прежде всего специфика гуманитарного знания, где есть интуиция, рефлексия (т.е. особого применения разума). Философия есть рефлексия – самооценка себя, смысла жизни. Она уже не строится по образцу каких-либо наук, являясь совершенно иным способом постижения бытия. Она стоит ближе к искусству. Философы создают уникальные произведения, являющиеся результатом его собственного творчества.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое экзистенция?

2. Как понимается проблема свободы и становления личности в

экзистенциализме?

3. В чем основное философское значение психоанализа? Кто автор

психоанализа?

4. Какова структура личного бессознательного по З. Фрейду?

5. Что нового внес в психоанализ К. Юнг?

6. Что означает архетип?

7. Что такое прагматизм? Вы считаете себя прагматиком?

8. Какой принцип выдвинули неопозитивисты?

9. На чем основывается иррационализм?

Основные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.

(ч.1, гл. 12, с. 131-141)

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное

пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.

( Раздел 1 тема 1.2. , гл. 1-2 с. 36-68)

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел 1, ч.4, гл. 4, с.70-102)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений

СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.2, с. 33-37)

Дополнительные источники:

1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-

 
240с. (для семинаров)

2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.

3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.

18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.

4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.

5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:

Феникс, 2008.-672с.

Раздел 2 Структура и основные направления философии.

Тема 2.1 Методы философии и ее строение.

Содержание учебного материала

2.1.1 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

2.1.2 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.

Методические указания к теме 2.1.

Тема 2.1. «Методы философии и ее строение» - в ее содержание включены две взаимосвязанные темы. Первая тема - тема 2.1.1. «Этапы философии. Основные картины» - это рефлексия всей философии, ее история от становления до современности. Это тема, в которой проводится анализ философских систем разных эпох, а также полученных знаний, на основе которых в науке появились представления о картинах мира, современной научной картины мира.

Вторая тема 2.1.2. «Методы философии. Строение философии и ее основные направления» рассматривает философию как науку, ее методы, структуру и основные направления.

Содержание учебного материала

2.1.1. Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

Основные картины мира – философская (античность), религиозная

(Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

- о закономерностях развития систем философии и определять значение каждого

этапа философии (античность, Средневековье, Новое временя, ХХ век) для

понимания устройства мира (Вселенной), природы, общества;

уметь:

 
- соотносить этапы развития философии с представлениями об устройстве мира в различные исторические эпохи, прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки;

знать:

- закономерности развития систем философии;

- основы научной, философской и религиозной картин мира.

Методические указания

Последовательность изучения темы – план:

1) Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

(№ 1,ч.2, гл13, с.142- 148), (№ 4, разд.1, гл.2, с.28-40 )

2) Прогресс философии. Три круга философии. (№ 1,ч.2, гл13, с. 148-155)

3) Философская картина мира (античность).

4) Религиозная картина мира (Средневековье).

5) Научная картина мира(Новое время, ХХ век). (№ 2, разд.3, тема 3.1.,с168-170),

(Дополнительные источники. Интернет-ресурсы)

Обратите внимание:

1) В контрольной работе не надо просто писать об учениях каждого философа, надо сделать своеобразный вывод, общий анализ философии по периодам, ее вклад в науку, благодаря которым появились представления о картине мира, его устройстве в различные исторические эпохи.

2) Научная картина мира ХХ века– это система общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания. Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер.

Наши рекомендации