Историческое развитие философских взглядов на научный процесс
Процесс поиска и творчества в науке представляет собой весьма сложную и
комплексную проблему. Многими исследователями в области творческой
деятельности отмечалось, что научный поиск характеризуется рядом внешних и
внутренних, объективных и субъективных особенностей. К ним относятся, в
частности, новизна, эмоциональность, различный характер мыслительной
деятельности на различных этапах научного поиска, особая роль интуиции,
кажущаяся случайность, неожиданность, внезапность догадки. Интерес к
вопросам научного познания вспыхивает в эпоху Нового времени. Это связано
со становлением и оформлением естественных наук, отделившихся от философии.
Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в
самостоятельные науки. Если конкретные "частные" науки открывают законы
природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех науках.
Многие вопросы, поставленные философией того времени, остаются
открытыми и по сей день. Одним из них является вопрос о соотношении
логического и интуитивного компонента в процессе научного творчества.
Каждая философская школа имела свою теорию познания, где этим компонентам отводилась различная роль. Нам представляется целесообразным провести краткий обзор основных взглядов на процесс научного поиска.
Наиболее старой и традиционной точкой зрения на процесс возникновения
новых научных идей и теорий является концепция эмпиризма. Обычно различают две ее формы. Сторонники индуктивно-эмпирического подхода считают, что новые открытия в науке возникают путем индуктивного обобщения эмпирических
фактов, выдвижения различных альтернативных гипотез и последующим
исключением тех из них, которые не соответствуют фактам. С помощью
индуктивной логики они считали возможным делать открытия в науке независимо от таланта, интуиции, подготовки и опыта исследователя.
С дальнейшим развитием науки, однако, выяснилось, что с помощью
индуктивной логики можно было находить простейшие эмпирические гипотезы и законы о взаимосвязях между непосредственно наблюдаемыми свойствами явлений.
Сторонники так называемого дескриптивного, или описательного,
эмпиризма рассматривают новое знание как систематизированное описание
опыта, а законы науки считают выражением функционального отношения между переменными, характеризующими эмпирически измеряемые величины явлений.
Дальнейший прогресс науки, проникновение познания в более глубокую
сущность явлений убедительно свидетельствовали о том, что никакого
непосредственного логического пути от опыта к теории не существует. Поэтому
нельзя было надеяться на построение какого-либо алгоритма, с помощью
которого можно было бы открывать новые истины в науке.
С течением времени индуктивно-эмпирический подход к развитию научного
познания сменяется гипотетико-дедуктивным. В нем почти все внимание
уделяется методам логического анализа, обоснования и проверки уже
существующих гипотез. Как приходят к самим гипотезам, как вообще
генерируются новые идеи в науке - все это считается не относящимся к
философии, т.к. не поддается логическому анализу.
В наибольшей степени такое резкое противопоставление процесса
открытия, возникновения новых идей их обоснованию и проверке характерно для логического позитивизма.
Сторонники критического рационализма во главе с К. Поппером хотя и
выступали против некоторых идей логических позитивистов, тем не менее
поддерживали их основную точку зрения на задачи философии науки. Последняя должна заниматься обоснованием уже существующих гипотез и теорий, а не их генезисом.
Что касается процесса генерирования новых гипотез и научных идей
вообще, то рационалисты XVII-XVIII вв. считали их источником
интеллектуальную интуицию, которую они противопоставляли логике и
дискурсивному мышлению в целом, конечно, интуиция, догадка, озарение играют огромную роль в творческом мышлении, но нельзя их противопоставлять дискурсивному мышлению, опирающимся на логику, а тем более рассматривать как чисто иррациональные процессы, не поддающиеся какому-либо анализу.
Между тем сторонники интуитивизма как в прошлом, так и теперь считают
процесс научного открытия и творчества в целом не только не анализируемым
рациональными методами, но и не требующим такого анализа мистическим
процессом.
Коренной недостаток отмеченных подходов к проблеме научного открытия
и творчества состоит, во-первых, в том, что они рассматривают научное
познание не в развитии, не в движении от незнания к знанию, от неполного
знания к более полному, т.е. не как процесс исследования, а как нечто
готовое, ставшее как результат. Во-вторых, в таком сложном диалектически-
противоречивом процессе, каким является научное исследование, они выделяют
лишь частные его аспекты. Конечно, это аспекты весьма важны для
исследования, но они никоим образом не исчерпывают всего процесса и даже не
выражают его существенных особенностей с гносеологической точки зрения. В-
третьих, они не обращают внимание на тот факт, что такое решение всегда
связано с решением научных проблем, являющихся закономерным результатом существующего на данный момент научного знания [6, с. 535].
Современные исследователи, поняв ошибки и недостатки предшествующих
взглядов на природу научного открытия, наконец-то пришли к мысли о том, что
нельзя построить некий универсальный алгоритм, следуя которому ученый может делать научные открытия. Более того, не существует даже такого алгоритма, благодаря которому, скажем школьник, сможет сформулировать и доказать теорему Пифагора без посторонней помощи, т.е. совершить субъективное открытие. Поэтому на современном этапе задача состоит в том, чтобы построить такую общую модель процесса научного поиска и исследования, в которой возникновение нового научного знания и открытия было бы закономерным результатом всего процесса научного поиска, начиная от выдвижения научной проблемы и кончая ее решением в виде новой научной идеи, закона или даже целой теории. Это, однако, вовсе не означает того, что такая модель будет отображать весь сложный процесс поиска со всеми его деталями и случайностями. Как и всякая модель, она раскрывает лишь существенные его особенности с точки зрения используемых в ходе исследования эвристических и логических методов.