Своеобразие философских взглядов В.И. Вернадского

Мировоззренческой канвой творчества Вернадского был космизм: природные и социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Неоднократно высказывал мысль, что «наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствии» (Научная мысль как планетное явление. М., 1991, с. 181). Отмечал влияние на науку различных философских течений. По его мнению, позитивную роль для современной науки сыграли концепции А.Бергсона, Я.Смэтса (холизм), А.Н.Уайтхеда, С.Александера. Напротив, философия Гегеля, считал он, уже в 20 в. не отвечала научному методу. В то же время Вернадский подчеркивал, что в конкретной научной работе «никакой философ не может указывать путь ученому, особенно в наше время» (там же, с. 249). Свою собственную позицию называл критическим реализмом, а иногда – философским скептицизмом, который «принимает реалистическое миропредставление, как оно научно выявляется, как единственную возможность, и не признает ни религиозных, ни философских представлений, как ему равноценных» (там же, с. 249). Научные понятия представляют собой «максимально точные» в данный момент образы реальности, уточняющиеся в ходе научного прогресса. Наука в социальной жизни «резко отличается от философии и религии тем, что она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований» (там же, с. 76). Научную мысль считал новой, ранее отсутствовавшей геологической силой.

Термином «научное мировоззрение» Вернадский обозначал «представления о явлениях», доступных рациональному исследованию, а также «определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания» (Труды по всеобщей истории науки. М., 1988, с. 51). Важнейшим компонентом такого мировоззрения является научная картина мира. Он отмечал разрыв между физической картиной мира и натурализмом, в который входит изучение элементов живого. В истории научной мысли обе картины мира развивались достаточно независимо, но после создания теории относительности, отмечал Вернадский в начале 20-х гг., мы находимся на пороге нового великого синтеза знаний о природе. Он существенно обогатил концепцию пространства-времени, разрабатывая представления о неоднородности и анизотропии пространства (в кристаллографии, биологии), о разных типах времени (не только физического, но и биологического, геологического). Жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию «вечности жизни», а не ее самозарождения на Земле (жизнь – «вечное проявление реальности»). Крупным вкладом мыслителя в научную картину мира явилась концепция биосферы, т.е. сферы существования живого на Земле. Динамическое равновесие, организованность биосферы поддерживается космическими факторами. Ее эволюция рассматривалась им в качестве целостного процесса взаимодействия живого и неживого («косного»), в котором видообразование и эволюция биосферы тесно взаимообусловлены. Неотделимая часть строения биосферы – человек как проявление природного процесса эволюции. В человеке Вернадский видит деятельное существо, активно преобразующее природные условия с помощью своего разума. Это не homo sapiens, a homo sapiens faber, т.е. существо, создающее орудия труда для дальнейшей деятельности. По своей мощности антропогенные воздействия на природу сравнимы с геологическими силами. Человек способен воздействовать и на «проявления космических соотношений». Эволюция человека не завершена. Он является лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ, и наши потомки будут иметь более совершенный мыслительный аппарат, чем мы. Вернадский обосновывал мысль, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации идеала автотроф-ности человечества, т.е. к достижению его независимости от других форм жизни путем искусственного синтеза пищи. Это будет иметь и огромные моральные последствия. Анализируя антропогенную деятельность, он пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу (от греч. νοῡς – разум). Ноосфера – «царство разума человеческого». Она представляет собой «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней» (Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 510). Ноосферогенез определяется прежде всего ростом науки и основанного на ней труда человечества. К его предпосылкам помимо охвата научной мыслью всей планеты и свободы научного творчества относится достижение единства всего человечества, открытие новых источников энергии, отказ от войн и все, что должно обеспечить, согласно концепции мыслителя, развитие личности. Дальнейшее расширение ноосферы будет связано с выходом человечества в космос.

Основная логическая нить рассуждений естественнонаучного космизма такова:

Космос – разумен. "Во вселенной господствовал, господствует и будет господствовать разум", - эти слова В.Вернадского можно поста­вить эпиграфом ко всем исследованиям естественнонаучных косми­стов.

Человек - продукт космической эволюции.

Человеческий разум - явление космическое. Он способен влиять на главные сферы бытия - космос и жизнь - реконструировать их и быть гарантом их единства.

Наука и техника - есть одновременно и продукты разумной дея­тельности человека, и отражение Космического Разума или Мирового Логоса.

5. При сохранении существующих параметров научно-технического прогресса - экономический, экологический и другие кризисы Зем­ли, и, как следствие, космическая катастрофа - неизбежны.

6. Выход из ситуации "конца мира" следует искать в коренном из­менении научно-технической деятельности человека.

Специфика философии космизма в том, что человек рассматривается здесь иначе, чем в традиционных философских течениях: ЧЕЛОВЕК – не просто ЗЕМНОЕ существо, результат биологической эволюции. Человек связан с КОСМОСОМ, он космическое явление.

Иначе космизм исследует и общество: не в системе «ОБЩЕСТВО – ЗЕМНАЯ ПРИРОДА», а более широко: «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – ЗЕМЛЯ – КОСМОС»

Примеры связи человека и Космоса:

Каждый человек – член этноса: определенного сообщества людей; каждый этнос входит в биоценоз - совокупность растений и животных, населяющих определенный участок суши и водоема. Каждый биоценоз, географический регион является частью планеты ЗЕМЛЯ. Земля, в свою очередь, входит в состав Солнечной системы, которая является составной частью Галактики и Метагалактики (Космоса).

Все системы, в том числе и социальные, развиваются ритмично и определенным образом связаны с космическими ритмами.

Огромен вклад в научно-философскую концепцию космизма В.И. Вернадского, ученого мирового уровня, сказавшего новое слово в мине­ралогии, геологии, химии, биохимии. Без него идеи космистов могли бы обернуться прекрасными, но воздушными замками. Наиболее сущест­венно в космизме Вернадского следующее:

Во-первых, осмысление в четкой эволюционной перспективе не­оцененного открытия американского ученого Д. Дана, современника Ч. Дарвина. В 1851 г., на восемь лет раньше выхода в свет дарвиновского труда "Происхождение видов" Д. Дан выдвинул понятие "цефализация" (от греческого цефалос - голова), означающее происходящий в природе медленный, но неуклонный, без единого отката назад процесс совер­шенствования нервной системы и головного мозга всех живых существ. Это доказывают, изученные Даном, па­леонтологические данные за последние 500 миллио­нов лет, хотя сам процесс уходит еще дальше. Рассматриваемое открытие Вернадский вводит в науку под именем "принцип Дана" и делает вывод о том, что совершенствование мозговой ткани, устремленное постоянно в одном необратимом направлении, свидетельствует о некой идеальной програм­ме, стремящейся к своей реализации. Выявленная на­правленность развития живого, не может прекратить свою деятельность на человеке в его ныне существующей далеко несовершенной форме. Гомо сапиенс, - считает Вернадский, - служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и будут иметь буду­щее. Генеральная линия эволюции человека - совершенствование его мозга, что позволит найти "общий язык" с Космическим разумом. Это станет основой космически правильной деятельности на Земле.

Во-вторых, учение В. Вернадского о ноосфере (от греческого «ноос» - разум). Термин НООСФЕРА ввел в научный оборот в начале ХХ века французский философ, священник – ТЕЙЯР де ШАРДЕН (1881 – 1955). НООСФЕРА здесь – это возникшая вокруг Земли идеальная, мыслящая оболочка, формирование которой связано с появлением человеческого сознания.

У Вернадского НООСФЕРА - это новая геологическая эра в истории Земли, начав­шаяся с появлением человека. Ноосфера - это царство разума, свиде­тельство единства человеческого и космического разума. Сейчас формирование ноосферы делает только первые шаги в своем развитии. Ноосфера будет плодом деятельно­сти всего человечества, результатом спаянности всех че­ловеческих сообществ. Уже сегодня можно видеть насколько важно пространственное, экономическое, информационное, энергетическое, интеллектуальное единение людей. Сила, создающая ноосферу,- считает Вернадский, - это наука, которая всегда должна служить на благо человека. Формирование ноосферы должно осуществляться сознательно, стать целью государственной деятельности, смыслом планетарной поли­тики. Эти грандиозные планы не смогут осуществиться без духовного преображения всех людей планеты Земля.

Главное в понятии «ноосфера» (по Вернадскому) следующее: определяющим фактором развития природы и космоса является разум, то есть человек, опираясь на науку и технику, может и должен оказывать целенаправленное воздействие на земные и космические процессы. В фундаменте такой деятельности должна лежать не целесообразность (политическая, экономическая и т.п.), но только нравственность. Так человечество сможет противостоять энтропийным процессам. (Т.е. распаду, деградации).

Каким образом человек связан с космосом? Как человек может влиять на космос?

Все растения и живые существа (в том числе и человек) обладают особым видом энергии. Это биохимическая энергия. Ее можно количественно измерить, например, в больших калориях или электрических разрядах. Биохимическая энергия и есть то, что связывает человека с Космосом и влияет на развитие жизни на Земле. Человек с помощью этой энергии способен влиять на окружающий мир. Космос также влияет на человечество.

Пример: на земную природу и общество оказывают влияние гравитационные поля, электромагнитные излучения, сильные и слабые ядерные взаимодействия. Они могут вызывать природные катаклизмы, эпидемии. Таким образом, жизнь человечества связана не только с воздействием земных процессов, протекающих в земной коре, атмосфере и гидросфере, но и с космическими процессами.

Энергия, поступающая из Космоса, может меняться по определенным параметрам: она, например, может менять жесткость своего излучения, сжиматься, концентрироваться. Это может вызывать МУТАЦИИ в растениях, животных, отдельных людях, а также в этносах, социальных системах.

МУТАЦИЯ – изменения свойств организма или системы под влиянием различных причин. Эволюция может происходить путем естественного отбора мутаций. Создатели мутационной теории – русский ученый Коржинский, нидерландский - Де Фризо.

Вывод Вернадского о том, что жизнь и энергия неразрывно связаны, и, что эта энергия может быть изучена, опирался на многие наблюдения ученых разных специальностей, например биологов: поведение саранчи, леммингов. (См.: приложение).

Идея Вернадского о наличии у живых существ особого рода энергии была использована Л.Н. Гумилевым при создании теории ЭТНОСОВ («Этногенез и биосфера Земли»).

Вывод о том, что человек – это существо энергетическое и в силу этого - космическое, основывается сегодня на различных экспериментальных фактах, полученных в рамках таких наук как: трансперсональная психология; квантовая биоэнергоинформатика; нейрофизиология; психоэнергетика и др. Все эти дисциплины изучают природу биополя, способы неконтактного взаимодействия человека и мира, так называемую экстрасенсорную деятельность.

В 70-е годы в Москве существовала лаборатория под руководством проф. Спиркина, изучавшая ясновидение, телекинез, предвидение, левитацию и др. экстрасенсорные способности человека (сам термин «экстрасенс» придуман здесь). Исследования лаборатории были засекречены, но ими пользовались «кремлевские старцы». Лаборатория просуществовала не долго, хотя в ней работали, практически, не общественных началах.

Человек существо энергетическое. Это подтверждают следующие данные: кирлианова фотография, гипотеза единого информационного поля, лептонно-электромагнитная теория (См.: приложение).

Вывод: человек не просто сын Земли, часть биосферы. Он – неотъемлемая часть Космоса. Человека с Космосом связывает его энергетическая составляющая. Человек – существо не только социальное, деятельное, разумное, но и энергетическое.

Все системы, в том числе и общественные, развиваются ритмично, связаны с космическими ритмами.

Наши рекомендации