Геологоразведка текстов

1. ТЕКСТОРАЗВЕДКА

Современный философ – это «геологоразведчик» текстов. Наша современная куль­тура - это «галактика Гутенберга» (В.И. Вернадский). Потому естественно появление концепции Деррида, утверждающей о первенстве письма перед речью. Дей­ствительно, для первобытного человека были важны не только звуковая речь, а и сим­волы- иконы («руны»), обозначающие те или иные «значимые значения» их жизни. Со­временный философ буквально «завален» текстовыми массивами современ­ной культуры и текстовыми фациями текстов прежних культур. Он становится в боль­шей степени не «геологом» культуры вообще, а во времена информационной цивилизации именно «геологом» символических конструкций-тек­стов, сопровождающих все культурные процессы. Текст как цельность обладает «геоморфологической» простран­ственной структурой – в нем есть горы, разрывы, трещины и разрезающие текст кань­оны; в нем есть вершины откровений, эмоциональные взлеты и поднятия мысли. А по­тому, встает задача путем «геологораз­ведки» этих текстов понять «текстуру» са­мой жизни настоящего и прошлого. Для этого необходима методология «деконструк­ции» текстов. И эта «деконструкция» должна идти по нескольким направле­ниям. «Бу­рения» текстового мас­сива должны идти по трем путям: а) по пути выяснения пси­холо­гии са­мого создателя текстов; в) по пути вы­яснения традиций, в ауре которых тво­рился текст; с) по пути вы­яснения того, как текст реально функциони­ровал в совре­менной культуре, и как он проецировался на последующую культурную историю. Ландшафт текста крайне мно­гообразен, он часто не имеет общего сюжета и компози­ции, да и если они присутст­вуют, то этот единый сюжет и композиция текста, как пра­вило, лишь по­верх­ностная ви­димость. При кардинальной «деконструкции» тек­ста вы­являются скры­тые «разломы» текстового массива и некоторые аттракторы, орга­ни­зующие текстовой мас­сив, которые часто при трансляции в культурной истории этого текста буквально взры­ваются как «вулканы», вскрывая невидимые для самого ав­тора текстов новые смыслы и новую конфигурацию значений текста. При снятии пер­вона­чального «покрова» текстового массива мы нахо­дим множество различных на­пла­стований, часто при этом выясняется, что фундамен­том по внешности единого тек­сто­вого ландшафта являются совершенно разнородные «породы – традиции», и именно это раскрывает наиболее адекватно реальную жизнь культуры, в которой этот текст творился; - а сама же внешняя форма и содержание текстов оказы­ваются при этом, как не удивительно, ме­нее значительными для выяснения «ауры» культуры, в которой он творился. Именно развернутая «геологоразведка» многих давно уже известных текстов – это одна из пер­воочередных задач Философов XXI века – этих «геологов» культур­ного Ландшафта.

2. ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА

3. ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕОГРАФИЯ БЫТИЯ И ГЕОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Философ – «геолого-географ» всегда должен уметь читать не только философский текст, но читать и «Книгу Мира», выявляя смыслы и значения текстов этой «Книги Мира», следуя в этом посылу «отца» новоевропей­ской философии – Р. Декарту. Вообще, как правильно подчеркивал французский «Сократ» - Ж.Ж. Руссо: «Злоупот­ребление чтением убивает науку. Чело­веку представляется, что он усвоил все им про­читанное, и он уже не считает нужным что-либо изучать. Чрезмерное пристрастие к чтению создает лишь самонадеянных не­вежд» (Руссо Ж.-ж. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1. с.672).

Философ – это «географ» природного и культурного Ландшафта и «геолог» истории «земной» жизни человече­ства. Философ – это исследователь Ландшафта, его естественных и культурных состав­ляющих. Но исследование естественного Ландшафта для него вторично, он дает лишь мировоззренческую картину этого естественного Ландшафта, используя достижения современной ей науки. Философ всегда антрополо­гически ориентирован даже в сфере исследований естественного Ландшафта.

1 СКЛАДКИ ДУШИ

Перед этим философ Ландшафта гуляет по складкам своей души.

2. ЭКСПЕДИЦИИ ПО МИРУ ПРИРОДЫ: ПЕЩЕРЫ БЫТИЯ

Философ Ландшафта – это путешественник, принципи­аль­ный онто­ло­гист; он «романтик – реалист», оперирующий «мысле-образами» Ландшафтных Сти­хий, про­пахший дымом гераклито­вого «Огня-Логоса», с лицом, об­ветрен­ным стои­че­ским «Воз­духом- Пневмой». Он не знает разделения на субъект и объект, ибо, как пи­сал Ж. Де­лёз: «По­ня­тия субъекта и объекта не позволяют подойти вплотную к существу мысли. Мысль – это не нить, натянутая между субъектом и объ­ектом, и не вращение первого вокруг второго. Мысль осуществляется скорее через со­отношение территории и земли» (11, с.110). Он знает «тайну» философии, знает, что в её «…начале была шизофрения: досократи­ческая фи­лософия, абсо­лютная глубина, вскры­тая в телах и в мысли» (9, с.160).

3. СТРАНСТВИЯ ПО МИРУ ИСТОРИИ: РАЗЛОМЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ЗЕЛЕНАЯ» ФИЛОСОФИЯ

Философия Ландшафта – это «зеленая» философия. Философия Ландшафта – это эко­логия мысли, поведения и деятельности. Она сочетает в себе праг­матическую, мировоззрен­че­скую и ценностную направленность человеческого знания, – создавая экологию мен­тальности. Как известно экология менталитета, экология мысли – одна из насущных задач современной культуры в ситуации информационного взрыва. Во-вто­рых, - эколо­гиче­ское мировоззрение содержит в себе также идею социальной экологии, ибо, как из­вестно, многообразие социальных форм современного общества, местами часто дегармонизированое, инициирует множество деструктивных процессов в социальном устройстве современной культуры. В-третьих, - экологическое мировоз­зрение также формирует идеологию бережного отношения к окружающей среде, ибо ясно, что спон­танное развитие современного общества создает мощные про­блемы, формирует совершенно непригодную среду обитания для человека.

1. ФИЛОСОФИЯ ЛАНДШАФТА – ЭТО ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ

Экология отношений между субъектом и объектом – как парадигма новой ментально­сти. Если в прежней философии объект - это поле деятельности субъекта, его мастерская, то для ландшафтного мыслителя объект активен, окружающий мир не объ­ект, а храм.

Суть экологии мысли выразили киники – одни из ярких провозвестников ландшафтной философии. Они утверждали, что всякая мысль должна быть подтверждена действием.

Более того, мысль должна не только выражаться в действии, сама структура её должна быть прагматична и соответствовать критериям «принципа Пирса».

Для экологической философии важен геоцентризм. Геоцентризм - это принципиальная установка человека на «земные дела». Мир Космоса мы не сможем ос­воить и не смо­жем понять полностью, мы можем и должны лишь надежно защититься от изначально враждебного человеку этого космического мира, и крайне осторожно ис­пользовать ни­чтожную толику необходимого для человека ближайшего от Земли про­странства, а по­тому и нет особо смысла делать попытки прыгнуть «выше головы», тем более искать иные формы жизни, которые, с огромной степенью вероятности, губительны для чело­веческого существования.

Но экология мысли состоит не в том, чтобы быть руководством к действию, но и должна быть насыщена эмоционально, ибо только тогда она является живой и действенной.

Экология мысли состоит еще в том, чтобы она способствовала пониманию, а не запутывала и без того сложные для понимания явления в мире природы и культуры.

2. ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА: КРИТИКОВАТЬ-БОРОТЬСЯ - ПРОПОВЕДОВАТЬ

Рационализация ментальности в социальной области имела аналогом формирование власти, формирования монополии на насилие. Связь власти и знания как рационализи­рующей деятельности связаны, что было, в частности, подчеркнуто М. Хоркхаймером и Т. Адорно в «Диалектике Просвещения» (1947). Философия Ландшафта выступает преемником этой критической традиции левой философии.

«Философствовать молотом» – это означает не только стать «геофилософом», но и со­трясать мир культуры динамитом своих проповедей за справедливость обществен­ного устройства, за интересы народных масс – за его земные интересы.

3. ГЕОФИЛОСОФИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЕ КРИТЕРИИ РОСТА.

В области хозяйственной деятельности – рационализация – это упорядочение хозяйственных техник.

В известном докладе Римскому клубу Э. Вайцзеккера, Э. Ловинс и Л. Ловинс «Фактор четыре: затрат – половина, отдача – двойная» (1995). После серии тревожных докладов «Римскому клубу», сигнализурующих о катастрофическом положении дел с экологией, в нем предлагается за счет введения энергосберегающих технологий получить новый импульс для развития.

ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ ЛАНДШАФТА – ЭТО ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

В европейской философии «затишье», а с само­убийст­вом Ж. Де­лёза – самого вы­даю­ще­гося Философа по­следней трети XX века, вообще ничего не изменится и в бли­жай­шее время, хотя Эпоха Делёза прошла. Я, - при скептичном отношении к фран­цуз­ским «по­стмодер­ни­стам», наиболее ярким представителем которых был Ж. Де­лёз, - всегда чув­ство­вал с ними кровное родство: они дети буй­ного «1968» - «ле­вые бунтари», - а я всегда был и буду «ле­вым», - прав «бунтарь-Фи­лософ» Жан-Поль Сартр, говоря, что истинный Фи­лософ все­гда «ле­вый».

Скажу даже более: пока существует «левая» идея», выражаемая в раз­ных формах, – до тех пор и существует философия. Проявленная в разных формах философии XIX-XX вв. «левая идея»: в марксизме, в анархизме, в русской философии народничества (и в разных аналогах его в развивающихся странах XX в.), в экзистенциализме, неомарксизме, постмодернистской философии, - теперь ждет своего нового воплоще­ния в фило­софии эпохи Мировой Ста­биль­ности, в Философии «Тревоги» - в филосо­фии времен вступления Человечества в тре­вож­ный век глобальных потрясений.

Что такое левая идеология? Левая идеология – это идеология, не «опускающая руки», не признающая, что мир «безнадежно погряз во зле», левая философия создает утопии, хочет усовершенствовать человеческое общество, и часто ошибается, но ис­тину познает только идущий. Левая идеология обращена в будущее, она дает правой консервативной идеологии право сетовать на то, «а мы ведь говорили». Но консерва­тор не создает, он только сохраняет, и сохраняет при этом не только старое доброе прошлое, но и старые мерзости, левый с этим не согласен. Пусть он с созданием но­вого, создает и новые мерзости, но он стремится к лучшему. Истоки левой идеологии лежат в самом истоке философии. Первый «левый» – это Сократ. «Царя философов» Платона тоже можно отнести к «левым», ибо он первый создал коммунистическую утопию устройства справедливого общества, хотя эта утопия воплотила в себе все ошибочные моменты «левой» идеи.

Традиционно носителями «левой» идеи считались социал-демократы различных от­тенков, анархисты и марксисты. В наше время все эти традиционные левые направле­ния потеряли своё влияние и начинают вырабатываться новые формы – это разного рода гуманистические политические организации, во многом возрождающие идеи рус­ских народников, это движение зеленых и «антиглобалистов». Прежние же «левые» партии в большинстве стран выродились и находятся в стагнирующем состоянии, что более явственно стало видно после окончательного краха коммунистической идеологии в бывшем СССР.

Наши рекомендации