Геологоразведка текстов
1. ТЕКСТОРАЗВЕДКА
Современный философ – это «геологоразведчик» текстов. Наша современная культура - это «галактика Гутенберга» (В.И. Вернадский). Потому естественно появление концепции Деррида, утверждающей о первенстве письма перед речью. Действительно, для первобытного человека были важны не только звуковая речь, а и символы- иконы («руны»), обозначающие те или иные «значимые значения» их жизни. Современный философ буквально «завален» текстовыми массивами современной культуры и текстовыми фациями текстов прежних культур. Он становится в большей степени не «геологом» культуры вообще, а во времена информационной цивилизации именно «геологом» символических конструкций-текстов, сопровождающих все культурные процессы. Текст как цельность обладает «геоморфологической» пространственной структурой – в нем есть горы, разрывы, трещины и разрезающие текст каньоны; в нем есть вершины откровений, эмоциональные взлеты и поднятия мысли. А потому, встает задача путем «геологоразведки» этих текстов понять «текстуру» самой жизни настоящего и прошлого. Для этого необходима методология «деконструкции» текстов. И эта «деконструкция» должна идти по нескольким направлениям. «Бурения» текстового массива должны идти по трем путям: а) по пути выяснения психологии самого создателя текстов; в) по пути выяснения традиций, в ауре которых творился текст; с) по пути выяснения того, как текст реально функционировал в современной культуре, и как он проецировался на последующую культурную историю. Ландшафт текста крайне многообразен, он часто не имеет общего сюжета и композиции, да и если они присутствуют, то этот единый сюжет и композиция текста, как правило, лишь поверхностная видимость. При кардинальной «деконструкции» текста выявляются скрытые «разломы» текстового массива и некоторые аттракторы, организующие текстовой массив, которые часто при трансляции в культурной истории этого текста буквально взрываются как «вулканы», вскрывая невидимые для самого автора текстов новые смыслы и новую конфигурацию значений текста. При снятии первоначального «покрова» текстового массива мы находим множество различных напластований, часто при этом выясняется, что фундаментом по внешности единого текстового ландшафта являются совершенно разнородные «породы – традиции», и именно это раскрывает наиболее адекватно реальную жизнь культуры, в которой этот текст творился; - а сама же внешняя форма и содержание текстов оказываются при этом, как не удивительно, менее значительными для выяснения «ауры» культуры, в которой он творился. Именно развернутая «геологоразведка» многих давно уже известных текстов – это одна из первоочередных задач Философов XXI века – этих «геологов» культурного Ландшафта.
2. ДЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА
3. ГЕРМЕНЕВТИКА
ГЕОГРАФИЯ БЫТИЯ И ГЕОЛОГИЯ ИСТОРИИ
Философ – «геолого-географ» всегда должен уметь читать не только философский текст, но читать и «Книгу Мира», выявляя смыслы и значения текстов этой «Книги Мира», следуя в этом посылу «отца» новоевропейской философии – Р. Декарту. Вообще, как правильно подчеркивал французский «Сократ» - Ж.Ж. Руссо: «Злоупотребление чтением убивает науку. Человеку представляется, что он усвоил все им прочитанное, и он уже не считает нужным что-либо изучать. Чрезмерное пристрастие к чтению создает лишь самонадеянных невежд» (Руссо Ж.-ж. Избранные произведения в 3-х томах. Т.1. с.672).
Философ – это «географ» природного и культурного Ландшафта и «геолог» истории «земной» жизни человечества. Философ – это исследователь Ландшафта, его естественных и культурных составляющих. Но исследование естественного Ландшафта для него вторично, он дает лишь мировоззренческую картину этого естественного Ландшафта, используя достижения современной ей науки. Философ всегда антропологически ориентирован даже в сфере исследований естественного Ландшафта.
1 СКЛАДКИ ДУШИ
Перед этим философ Ландшафта гуляет по складкам своей души.
2. ЭКСПЕДИЦИИ ПО МИРУ ПРИРОДЫ: ПЕЩЕРЫ БЫТИЯ
Философ Ландшафта – это путешественник, принципиальный онтологист; он «романтик – реалист», оперирующий «мысле-образами» Ландшафтных Стихий, пропахший дымом гераклитового «Огня-Логоса», с лицом, обветренным стоическим «Воздухом- Пневмой». Он не знает разделения на субъект и объект, ибо, как писал Ж. Делёз: «Понятия субъекта и объекта не позволяют подойти вплотную к существу мысли. Мысль – это не нить, натянутая между субъектом и объектом, и не вращение первого вокруг второго. Мысль осуществляется скорее через соотношение территории и земли» (11, с.110). Он знает «тайну» философии, знает, что в её «…начале была шизофрения: досократическая философия, абсолютная глубина, вскрытая в телах и в мысли» (9, с.160).
3. СТРАНСТВИЯ ПО МИРУ ИСТОРИИ: РАЗЛОМЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ЗЕЛЕНАЯ» ФИЛОСОФИЯ
Философия Ландшафта – это «зеленая» философия. Философия Ландшафта – это экология мысли, поведения и деятельности. Она сочетает в себе прагматическую, мировоззренческую и ценностную направленность человеческого знания, – создавая экологию ментальности. Как известно экология менталитета, экология мысли – одна из насущных задач современной культуры в ситуации информационного взрыва. Во-вторых, - экологическое мировоззрение содержит в себе также идею социальной экологии, ибо, как известно, многообразие социальных форм современного общества, местами часто дегармонизированое, инициирует множество деструктивных процессов в социальном устройстве современной культуры. В-третьих, - экологическое мировоззрение также формирует идеологию бережного отношения к окружающей среде, ибо ясно, что спонтанное развитие современного общества создает мощные проблемы, формирует совершенно непригодную среду обитания для человека.
1. ФИЛОСОФИЯ ЛАНДШАФТА – ЭТО ЭКОЛОГИЯ МЫСЛИ
Экология отношений между субъектом и объектом – как парадигма новой ментальности. Если в прежней философии объект - это поле деятельности субъекта, его мастерская, то для ландшафтного мыслителя объект активен, окружающий мир не объект, а храм.
Суть экологии мысли выразили киники – одни из ярких провозвестников ландшафтной философии. Они утверждали, что всякая мысль должна быть подтверждена действием.
Более того, мысль должна не только выражаться в действии, сама структура её должна быть прагматична и соответствовать критериям «принципа Пирса».
Для экологической философии важен геоцентризм. Геоцентризм - это принципиальная установка человека на «земные дела». Мир Космоса мы не сможем освоить и не сможем понять полностью, мы можем и должны лишь надежно защититься от изначально враждебного человеку этого космического мира, и крайне осторожно использовать ничтожную толику необходимого для человека ближайшего от Земли пространства, а потому и нет особо смысла делать попытки прыгнуть «выше головы», тем более искать иные формы жизни, которые, с огромной степенью вероятности, губительны для человеческого существования.
Но экология мысли состоит не в том, чтобы быть руководством к действию, но и должна быть насыщена эмоционально, ибо только тогда она является живой и действенной.
Экология мысли состоит еще в том, чтобы она способствовала пониманию, а не запутывала и без того сложные для понимания явления в мире природы и культуры.
2. ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА: КРИТИКОВАТЬ-БОРОТЬСЯ - ПРОПОВЕДОВАТЬ
Рационализация ментальности в социальной области имела аналогом формирование власти, формирования монополии на насилие. Связь власти и знания как рационализирующей деятельности связаны, что было, в частности, подчеркнуто М. Хоркхаймером и Т. Адорно в «Диалектике Просвещения» (1947). Философия Ландшафта выступает преемником этой критической традиции левой философии.
«Философствовать молотом» – это означает не только стать «геофилософом», но и сотрясать мир культуры динамитом своих проповедей за справедливость общественного устройства, за интересы народных масс – за его земные интересы.
3. ГЕОФИЛОСОФИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ: НОВЫЕ КРИТЕРИИ РОСТА.
В области хозяйственной деятельности – рационализация – это упорядочение хозяйственных техник.
В известном докладе Римскому клубу Э. Вайцзеккера, Э. Ловинс и Л. Ловинс «Фактор четыре: затрат – половина, отдача – двойная» (1995). После серии тревожных докладов «Римскому клубу», сигнализурующих о катастрофическом положении дел с экологией, в нем предлагается за счет введения энергосберегающих технологий получить новый импульс для развития.
ГЛАВА 3 ФИЛОСОФИЯ ЛАНДШАФТА – ЭТО ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ
В европейской философии «затишье», а с самоубийством Ж. Делёза – самого выдающегося Философа последней трети XX века, вообще ничего не изменится и в ближайшее время, хотя Эпоха Делёза прошла. Я, - при скептичном отношении к французским «постмодернистам», наиболее ярким представителем которых был Ж. Делёз, - всегда чувствовал с ними кровное родство: они дети буйного «1968» - «левые бунтари», - а я всегда был и буду «левым», - прав «бунтарь-Философ» Жан-Поль Сартр, говоря, что истинный Философ всегда «левый».
Скажу даже более: пока существует «левая» идея», выражаемая в разных формах, – до тех пор и существует философия. Проявленная в разных формах философии XIX-XX вв. «левая идея»: в марксизме, в анархизме, в русской философии народничества (и в разных аналогах его в развивающихся странах XX в.), в экзистенциализме, неомарксизме, постмодернистской философии, - теперь ждет своего нового воплощения в философии эпохи Мировой Стабильности, в Философии «Тревоги» - в философии времен вступления Человечества в тревожный век глобальных потрясений.
Что такое левая идеология? Левая идеология – это идеология, не «опускающая руки», не признающая, что мир «безнадежно погряз во зле», левая философия создает утопии, хочет усовершенствовать человеческое общество, и часто ошибается, но истину познает только идущий. Левая идеология обращена в будущее, она дает правой консервативной идеологии право сетовать на то, «а мы ведь говорили». Но консерватор не создает, он только сохраняет, и сохраняет при этом не только старое доброе прошлое, но и старые мерзости, левый с этим не согласен. Пусть он с созданием нового, создает и новые мерзости, но он стремится к лучшему. Истоки левой идеологии лежат в самом истоке философии. Первый «левый» – это Сократ. «Царя философов» Платона тоже можно отнести к «левым», ибо он первый создал коммунистическую утопию устройства справедливого общества, хотя эта утопия воплотила в себе все ошибочные моменты «левой» идеи.
Традиционно носителями «левой» идеи считались социал-демократы различных оттенков, анархисты и марксисты. В наше время все эти традиционные левые направления потеряли своё влияние и начинают вырабатываться новые формы – это разного рода гуманистические политические организации, во многом возрождающие идеи русских народников, это движение зеленых и «антиглобалистов». Прежние же «левые» партии в большинстве стран выродились и находятся в стагнирующем состоянии, что более явственно стало видно после окончательного краха коммунистической идеологии в бывшем СССР.