Пути решения глобальных проблем
Мы познакомились лишь с некоторыми глобальными проблемами и причинами, их порож-дающими. Уже этот короткий обзор показывает угрожающе негативный характерследствий, и не только для духовного развития человека и человеческой цивилизации, но и для самого существования человека.
Создается мрачная, почти безысходная картина.
Однако наиболее дальновидные ученые и политики стремятся, во-первых, уяснить себе сущность и последствия глобальных проблем, во-вторых, предпринять действенные меры (или хотя бы разработать эффективную программу) по их частичному (если не тотальному) устранению. Многие страны Западной Европы, а также США, Япония, Россия и др. оказывают реальную, хотя и еще недостаточную помощь слаборазвитым регионам в их промышленном, аграрном и культурном развитии. Особенно это касается помощи в борьбе с болезнями, нищетой, стихийными бедствиями, урегулирования политических и военных конфликтов. Иногда, правда, такая помощь оказывается малосущественной, а нередко ее считают даже вредной и опасной. Самое же главное то, что такая помощь очень мало способствует действительному преодолению негативных последствий научно-технического прогресса, в особенности ухудшению природной среды. Проблемы остаются проблемами, и их нужно решать общими усилиями передовых индустриально развитых стран. Большую роль в этом деле призваны сыграть ученые, и кое-что в этом плане уже проводится в жизнь.
Научное осмысление глобальных проблем происходило уже в 60-х годах: был организован Институт проблем будущего (Вена, 1965), создан международный фонд “Человечество в 2000 году” (Нидерланды, 1965), возникло Общество по изучению будущего мира (Вашингтон, 1966) и т.п. Большое значение имело создание в 1968 году неправительственной международной организации “Римский клуб”, его главой стал А. Печчеи. Широкую известность получили доклады Римского клуба – “Пределы роста” (1972), “Человечество на перепутье” (1974), “Пересмотр международного порядка” (1974), “За пределами века расточительства” (1976) и др. Эта организация, объединившая естественников, экономистов, социологов и представителей других специальностей (в Римский клуб вошли Д. Медоуз, М. Месарович, А. Кинг, Я. Тинберген и др.) поставила основной целью привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам и к поискам путей их преодоления. По замыслу А. Печчеи, Римский, клуб должен был привлечь внимание мировой общественности к долговременным и обостряющимся проблемам человечества. Это была совокупность социальных, психологических, экономических, технических и политических проблем, к которым он относил перенаселение и бесконтрольное увеличение численности жителей Земли, расслоение общества, социальную несправедливость и голод, безработицу, инфляцию, энергетический кризис, истощение природных ресурсов, деградацию внешней среды, диспропорции в международной торговле и финансах, неграмотность и устарев-шую систему образования, упадок моральных ценностей и утрату веры, а также непонимание этих проблем и их взаимосвязи.
Цель Римского клуба (или ассоциации) по его уставу – содействовать пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в их совокупности. Необходимо, говорится в уставе, укреплять осознание того, что этот комплекс проблем, выходящих за политические, расовые или экономические рамки, представляет собой угрозу для всех народов, и нужно не бояться их решения, мобилизуя многонациональные человеческие и материальные ресурсы; распрост-ранять результаты исследований среди общественности, в научных, политических кругах, среди интеллигенции, для оказания возможного влияния на ведение дел в мире в направлении более рациональном и гуманном. Трудно переоценить значение деятельности Римского клуба, его фундаментальных докладов и отчетов. Он, бесспорно, сделал много полезного для достижения своей цели.
Мы не имеем возможности охватить все направления деятельности научного сообщества, как и многих организаций по борьбе с причинами, порождающими и углубляющими глобальные проблемы. Отметим лишь деятельность ООН, в частности, ЮНЕСКО. Генеральная конференция ЮНЕСКО (1970) приняла решение об организации специальной международной программы “Человек и биосфера”; международный Координационный совет стал координировать исследования и определять их направления по 14 проектам. В 1972 году в Стокгольме состоялась Конференция ООН по проблемам окружающей среды; по результатам конференции Генеральная Ассамблея ООН приняла Программу ООН по окружающей среде со штаб-квартирой в столице Кении Найроби. В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла подготовленную Международным союзом охраны природы Всемирную хартию охраны природы.
Помимо этих и многих других организаций, имеющих целью борьбу с причинами, порождающими и углубляющими негативные следствия глобальных проблем, активную борьбу
с ними ведет общественное движение (в ряде стран выступающее даже как партия) – движение “зеленых”.
Несомненно, все глобальные проблемы находятся в тесной взаимозависимости. Проблемы войны и мира, например, связаны с появлением ядерного оружия, его испытанием в атмосфере и под землей; эти атомные взрывы повлекли и серьезные изменения в окружающей природной среде, что, в свою очередь, явилось причиной роста злокачественных опухолей и лейкемии и соответственно увеличило смертность населения.
В оценке и понимании сути глобальных проблем значительную помощь может оказать философия. Философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи, дает возможность выделить общую тенденцию их изменения. Применение мировоззренческой и методологической функции философии в изучении глобальных проблем способствует правильной постановке этих вопросов, а рассмотрение их в историческом контексте способствует их пониманию как закономерного явления, органически связанного с развитием общества. Философия, рассматривая вопросы смысла жизни человека, разрабатывая категории “природа”, “общество”, “прогресс”, исследуя проблему ценностей и т.д., сосредоточивает внимание на гуманистических аспектах глобальных проблем. Обеспечивая комплексный, системный подход, интеграцию научных исследований в области глобальных проблем, философия, тем самым, способна повысить эффективность поиска их решения как в научном, так
и в социально-политическом аспектах.
Решение глобальных проблем – задача чрезвычайной важности и сложности, и пока нельзя сказать с уверенностью, что пути их преодоления найдены. Коль проблемы являются глобальными, всеобщими, необходимой является консолидация международных сил в решении самых острых вопросов, согласованность действий, их скоординированность. Возможно ли это, и на какой основе? Эти вопросы решает сейчас общественная мысль, в том числе философия. Необходимо, чтобы общечеловеческие интересы – предотвращение ядерной войны, смягчение экологического кризиса, пополнение ресурсов – преобладали над частными экономическими и политическими выгодами отдельных стран, корпораций и партий. Подготовленный в рамках Программы развития ООН доклад “Человеческий аспект развития – 1999” констатирует, что “глобализирующийся мир нуждается в новых институтах для решения проблем, которые страны в одиночку решить не могут”. Было предложено создание Совета экономической безопасности и некоторых других организаций.
Широко обсуждается выработанная мировым научным философским сообществом концепция устойчивого развития, опирающаяся на те ориентиры общественного развития, при которых поддерживался бы устойчивый баланс во взаимоотношениях общества с природой не только в отдельных регионах, но и на всей планете. Глобальные проблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющих соотнести все возрастающие потребности человека с возможностями планеты их удовлетворить. Различные авторы предлагают свои направления и элементы экологической политики. Так, отдельные ученые выдвигают три главных направления природоохранной деятельности: ограничительная стратегия природоохранной деятельности (ограничение развития производства и соответственно потребления); стратегия оптимизации природоохранной деятельности (нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы); стратегия замкнутых циклов производства. Обосновывается также положение о том, что рациональная экология должна включать в себя экологизацию промышленности и охрану неповрежденных территорий; сохранение материальных потребностей; переориентацию потребностей по вертикальному духовному вектору.
Многие исследователи связывают преодоление глобальных проблем со сменой идейных установок, преодоление старой модели развития стран с формированием и укреплением
в массовом сознании новой этики, с гуманизацией культуры, с новым гуманизмом. Отсюда – проблема ценностей, поиск новых ценностных приоритетов в сознании людей. Следует всемерно поддержать ученых, заявляющих, что в наше время необходимо радикальное изменение ценностных установок современного человечества. В центр политики государств должны быть поставлены интересы человека и человечества в целом.
Ряд ученых справедливо считают, что необходим переход всего земного сообщества от тупикового техногенно-потребительского к новому – духовно-экологическому, или ноосферному типу цивилизационного существования (тип цивилизационнго существования, при котором научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы являются не целью, а средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования).
Судьбы мира зависят в конечном итоге от вопросов духовного порядка. Без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Будем надеяться, что главным богатством всех стран в XXI веке станут не накопленное материально-техническое богатство и не финансовое благополучие (хотя это тоже важно, особенно для экономически отсталых стран), а сохраненные ресурсы природы и культурно-образовательный уровень людей, живущих в гармонии с этой природой. Вполне вероятно, что формирование нового – информационного – мирового сообщества, имеющего гуманные цели, станет той магистралью развития человечества, которая приведет его к решению и устранению главных глобальных проблем.
Глоссарий
АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностях.
АТЕИЗМ – отрицание существования бога.
АПРИОРНОЕ ЗНАНИЕ – врожденное знание.
АПОСТЕРИОРНОЕ ЗНАНИЕ – знание, приобретаемое опытным путем.
АРТЕФАКТ – явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно.
АСКЕТИЗМ – самоограничение, отказ от удовольствий.
БЫТИЕ – объективная или субъективная реальность, принимаемая в качестве сущности мира.
ГЕДОНИЗМ – направление в этике, считающее, что в основании морали лежит стремление человека к удовольствию, наслаждению.
ГЕРМЕНЕВТИКА – первоначально искусство и теория истолкования текстов, как философское течение оформилась в 19-м и, особенно, 20-м веке.
ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания.
ДЕИЗМ (от лат. deus –бог) – философское учение, признающее сотворение мира богом, но не предполагающее последующего непосредственного вмешательства бога в течение событий в мире.
ДЕТЕРМИНИЗМ – признание обусловленности всех явлений, прежде всего – причинной обусловленности.
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis –двойственный) – философские системы, сходящие из признания двух начал мира (материального и духовного), которые берутся в качестве самостоятельных, независимых начал.
ИДЕАЛИЗМ – философское течение, исходящее из первичности сознания, духа.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское течение, выражающее недоверие к
разуму, утверждающее, что и мир неразумен в своей сути, и человеческий
разум не раскрывает человеку сути бытия, создавая лишь иллюзию постижения мира.
КУЛЬТУРА – способ бытия человека, способ закрепления и трансляции человеческого опыта.
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское течение 19 –20 вв., основоположниками которого были К. Маркс и Ф. Энгельс.
МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение, исходящее из первичности материи.
МАТЕРИЯ – объективная реальность, которая мыслится существующей независимо от сознания, духа, противоположность духовной реальности.
МЕТАФИЗИКА – термин имеет несколько значений, в главном своем значении метафизика сопоставляется с наукой и предстает как синоним философии.
МОНИЗМ (от греч. monos –один) – философские системы, которые строятся исходя из одного начала (материального или духовного).
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – разновидность идеализма, принимающая духовное первоначало в качестве объективной реальности.
ОНТОЛОГИЯ – философское учение о бытии.
ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее бога и природу.
ПАТРИСТИКА – период в развитии христианской мысли (2 –8 вв.).
РАЦИОНАЛИЗМ – философское течение, исходящее из того, что мир разумен в своей основе (онтологический рационализм), что с помощью разума человек способен постигать мир (гносеологический рационализм), что разум лежит в основе морали (этический рационализм.)
РЕВОЛЮЦИЯ – относительно быстрое, скачкообразное изменение.
РЕФЛЕКСИЯ – обращение сознания внутрь себя, на собственный духовный мир личности.
СЕНСУАЛИЗМ – теория познания, утверждающая, что решающая роль в познании принадлежит чувственному опыту, и не признающая самостоятельной роли мышления в познании. Противоположную позицию выражает рационализм.
СТОИЦИЗМ – философское течение античной философии эллинистическо-римского периода.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – членение общества на слои, уровни.
СТРУКТУРАЛИЗМ – философское течение 20 в.
СУБСТАНЦИЯ – первооснова.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – разновидность идеализма, признающая дух только в формах индивидуально-личностного сознания человека.
СЦИЕНТИЗМ – философско-мировоззренческая позиция, ориентирующаяся на науку и считающая ее высшей культурной ценностью.
СХОЛАСТИКА – определенный тип религиозно-философской мысли и период в раз-витии западноевропейской теологии и философии (11 –14 вв.).
ТЕИЗМ (от греч theos -бог) – религиозное и философское мировоззрение, исходящее из существования личного бога, внешнего по отношению к миру, сотворившего этот мир и продолжающего воздействовать на него.
УТИЛИТАРИЗМ – направление в этике, считающее пользу основой морали.
ФАТАЛИЗМ – предопределенность событий и явлений.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – с начала 20 века определенное философское течение, основоположником которого явился Э. Гуссерль.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – философское течение кон. 19 –20 вв.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – в широком смысле –всякое философское учение о природе человека, в узком смысле –философское течение 20 в., определенным образом трактующее человека.
ФУТУРОЛОГИЯ – научное направление, занимающееся проблемами будущего.
ЭВОЛЮЦИЯ – постепенное изменение.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философское течение 20 в.
ЭМПИРИЗМ – теория познания, утверждающая, что все содержание знания может
быть сведено к эмпирическим данным, и не признающая самостоятельной роли теории в познании. Противоположную позицию выражает рационализм.
ЭПИКУРЕИЗМ – философское течение античной философии эллинистическо-римского периода.
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – теория познания, синоним гносеологии, иногда эпистемологию отличают от гносеологии, считая ее теорией только научного познания.
ЭТИКА – область философии, изучающая мораль.
ЭСТЕТИКА – область философии, изучающая природу эстетического отношения
человека к действительности и сферу художественной деятельности людей.
ЦЕННОСТЬ – социокультурная и личностная духовная значимость.