B) Философские категории
Тема 5. Учение о понятии в философском языке.
a) Понятие, суждение, умозаключение.
b) Философские категории.
c) Значение терминов и концептов в философском языке.
d) Примеры великих философских языков (Аристотель, язык «Отцов церкви», И. Кант, К. Маркс, Л. Витгинштейн, Ф. Ницше, В. Соловьев).
Литература [2, 5, 51, 57, 61, 71, 98, 99, 103, 136]
Работа с понятийно-категориальным аппаратом вляется базисом философского труда. Посредством отражении реальности в разнообразном спектре понятий философ создает не только новые смыслы, но и претендует на познание истинны. Понятия, категории, термины, концепты это рабочие инструменты философа его незаменимые спутники и помощники.
а) Понятие, суждение, умозаключение
Человек познает мир как чувственно так и рационально. Именно рациональное познание, посредством мышления и акта интеллектуального творчества является доминирующим в философии. Костяк рационального познания три формы: понятие, суждение, умозаключение.
«Понятие — мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания. Объект в понятии характеризуется обобщенно». Так, например понятие «Человек». Нет нужды каждый раз описывать какой он, человек. При этом осознается, что речь может идти и о мужчине и о женщине, используя лишь один обобщенный образ «Человек». Чем больше исторический опыт философской традиции, личный кругозор философа тем больший спектр понятия и смыслов охватывается в философском чтиве.
«Суждение — это такая форма рационального уровня познания, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. Познание осуществляется в процессе перехода от единичного к общему, с возвратом к единичному, чтобы установить (определить) особенное. И формой осуществления этого перехода является суждение». Так поставим вопрос: «Женщина – Человек?». Чтобы ответить да или нет. Надо дать четкие критерии для понятия человек (общее), а только потом сопоставить их с понятием Женщина (единичное).
«Умозаключение — это такая форма рационального уровня познания, которая обеспечивает возможность из суждений, именуемых «посылками», вывести суждение (заключение). Благодаря умозаключению нет необходимости каждое суждение получать из чувственного опыта, обращаться к эмпирическим фактам. Нужно лишь соблюдать определенные логические правила. Чтобы новое суждение (заключение) было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными, и эта истина должна иметь социокультурное подтверждение. Во-вторых, форма умозаключения должна соблюдать правила связи суждений». Данное определение показывает, что нет необходимости проверять при помощи суждения и предметного, физического анализа КАЖДУЮ женщину дабы выяснить ее принадлежность к человечеству. Достаточно воспользоваться обобщением понятий и процессом умозаключения.
b) Философские категории
Наша речь соткана из понятий, суждений и умозаключений. Так или иначе мы пользуемся логическим аппаратом познания. Но зачастую делаем это явно неудовлетворительно. Ведь из саксафона можно извлекать чудесные звуки, а можно колоть орехи. Работа с понятиями на уровне социокультурных инстинктов это расщепление орехов музыкальным инструментом, а вот овладевание философскими категориями это путь к партитуре Шопена или Моцарта. Философские категории есть предельно обобщенные понятия. Их отличает: однозначность, определенность, обусловленность, целостность, отграниченность. Категории нацелены не столько на свойство мира, сколько на его закономерности. Скажем категория «Пространство». Она не подразумевает подробный анализ свойств подводного пространства, пространства наших мыслей и т.д. Но со всей определенностью утверждаети, что любой процесс бытия имеет свое пространство им ограничен и следовательно имеет структуру. Будь то речь о полете атома, или полете фантазии шизофреника. Казалось бы элементарная вещь, наиочевиднейшая. Но увы. Многие теории грешат игнорированием фактора (вернее условия) пространства. Скажем процесс осуществлении власти. Многие говорят, что власть – безгранична. Так ли это? Есть политическая власть, есть социальная власть, есть власть культуры и власть смеха. Все они имеют свои границы, а в совокупности границ нет? Другое дело, что определить их сложно. В этом то и сила категорий философии, не базируясь на абсолютном знании всех без исключения нюансов мира, философы вскрывают принципы этого мира, которые позднее находят свое подтверждение в практических опытах. Мельчайшие частицы были открыты философами в античности, за полторы тысячи лет до изобретения микроскопа, принципы молекулярности материи сформулировал Левкипп, задолго до появления стройных естественнонаучных теорий. Знание о душе, о темных участках души было получено еще на заре философии, а практически подтвердилось в опытах З. Фрейда только в конце 19 века. Силу философским выводам дают категории как наиболее совершенный философский инструмент познания мира. Тот инструмент, который является прерогативой исключительно философии.
Категории используются поэтапно. Первый этап: определьноость (что представляет собой объект изучения); второй этап: обусловленность (почему объект именно таков каков он есть, а не иной); третий этап: целостность (какова структурная организованность объекта)
Категории определенности:
Единичное и общее
Содержание и форма
Елемент и структура
Система и Хаос
Сущность и Явление
Категории обусловленности:
Причина и следствие
Необходимость и случайность
Возможность и действительность
Категории целостности
Целое и часть
В принципе, любой объект для анализа или предмет для размышлений, стоит «прогонять» сквозь ситу указанных категории выискивая закономерности той реальности которую вы изучаете.