Универсалии культуры и философские категории.

Язык философии

Напоминаем, что предметом философии являются самые глубокие, сущностные связи, свойства и тенденции человеческого бытия, включая отношение к миру и обществу. Однако философия формирует свой предмет, а человек с ее помощью познает себя, общество и мир в целом не непосредственно, а опосредованно – путем рефлексии над практикой в целом, культурой и выявления ее универсалий или тех категорий, форм мышления в которых зафиксированы наиболее общие представления о бытии человека, общества, мира, их связях.

В универсалиях культуры аккумулирован исторический опыт поколений людей по осмыслению в целостной, обобщенной форме тех явлений действительности, с которыми человек соприкасается в своем бытии и от которых зависит его жизнь. Это выступает важнейшей причиной эмоциональной окрашенности универсалий культуры, ибо человек не только осмысливает, но и переживает события, реальность в которой он существует.

Универсалии культуры связаны между собой в различных отношениях и поэтому вместе они образуют определенную систему или обобщенную модель существования человека в мире. Универсалии культуры передаются из поколения в поколение и порознь и объединенно посредством традиций, верований, обычаев, притч и т.д. Существуя в качестве форм мышления в сознании людей любой исторической эпохи и выражая наиболее общие черты бытия, универсалии или категории культуры одновременно фиксируют опыт и являются инструментом познания, понимания и изменения окружающего мира каждым последующим поколением. Категории культуры выступают не только в качестве способов организации знаний о бытии и его переживания, направляют, организуют практическую деятельность людей, но и оказывает активное воздействие на образование определенных отношений в обществе.

Среди категорий культуры можно выделить группу базисных, универсальных категорий, в которых выражены атрибутивные (неотъемлемые, существенные, необходимые) свойства явлений (объектов, процессов, связей и др.) мира. Такие характеристики выявляются и познаются в историческом развитии практической деятельности, их особенности постоянно, многократно повторяются в различных способах освоения мира, сил природы на протяжении жизни всех поколений людей и фиксируются в их сознании в качестве необходимых знаний, форм мышления, выступающих условием достижения важнейшей цели познавательного, практического, ценностного отношения к миру – сохранения жизни. К таким универсалиям, формам мышления, относятся категории пространства, времени, движения, вещи, отношения, количества, качества, меры, причинности, необходимости, случайности, свойства и т.д.

Исторически сложилась также группа категорий (универсалий) культуры, выражающих свойства субъекта деятельности, его отношения с другими субъектами, включая общество в целом, ценности их жизни, сущность и структуру общения, этические и эстетические измерения совместной деятельности и т.д. Это категории: человек, общество, я, другие, труд, добро, красота, долг, совесть, справедливость, свобода, вера и т. д.

В любую историческую эпоху жизни каждого народа в содержание категорий культуры привносятся свои специфические особенности, выражающие характер практической деятельности, уровень знаний о мире, обществе, человеке, сложившуюся систему их отношений, ценности совместной жизни и т.д.

Каждый исторический тип культуры сохраняет и продолжает наполнять содержание универсалий культуры.

На любом этапе человеческой истории система универсалий (категорий) культуры выполняет мировоззренческую, информативную, конструирующую, адаптивную, прогностическую и иные роли, характеризующие место человека в мире, в системе социальных отношений, особенности, суть и значение духовной жизни, ценностные ориентации, смысл существования человека и т.д.

Универсалии культуры обнаруживают себя во всех ее сферах, в повседневной жизни человека, обыденном сознании, эстетическом сознании, морали, художественном освоении мира, науке и т.д. В каждой сфере деятельности человек строит свои взгляды, оценки, поведение, отношение к другим людям в соответствии со сложившимся содержанием категорий культуры, выступающим для него само собой разумеющейся реальностью, его непосредственным окружением, образом мышления и понимания жизни.

Осуществляя рефлексию, осмысливая сущностные характеристики культуры в виде ее универсалий, философия производит их рациональную, логическую обработку и предельное обобщение, придавая им статус форм или категорий философского мышления. Категории (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Благодаря философской рефлексии над универсалиями культуры, складывается язык философии, представляющий собой функционирующую и развивающуюся систему категорий.

Выступая формами выражения предельных оснований различных сфер бытия, философские категории являются инструментами мышления, применимыми для характеристики и познания самых глубоких сущностных связей любой сферы реальности. Использование философских категорий в научном познании направляет деятельность исследователя на раскрытие необходимых, закономерных свойств и связей объектов науки, достижение истинного знания о них.

Философия же исходит из целостности, единства, интеграции, взаимного, совместного развития, структур различных частей мира.

Хотя философия и опирается на науку и ищет в ней подтверждения своих принципов, законов и категориальных обобщений, она не сводится к совокупности научных знаний, а выражает в своих теоретических конструкциях самые общие, существенные свойства всех тех областей реальности, которые исследуются различными науками.

Основная литература

1. Введение в философию: учеб. пособие / И. Т. Фролов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. – 623с.

2. Голубинцев, В. О., Данцев, А. А., Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1995. – 512с.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. / А. Г. Спиркин. – 2-е изд.–М.: Гардарики, 2004. – 670 с.

4. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск: БГЭУ, 2001. – 431с.

5. Философия: учеб. пособие / В. С.Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006.­ – 624 с.

Дополнительная литература

1. Виндельбанд, В. Что такое философия? / В. Виндельбанд // Дух и история / пер. с нем. М. И. Левиной, Г. Солина; примеч. М. А. Ходановича. – М.: Юрист, 1995. – 687 с.

2. Гарин, И. Что такое философия? / И. Гарин. – М.: Тера – Кн. клуб, 2001. – 749 с.

3. Гильдебранд, Дитрих фон. Что такое философия? / Дитрих фон. Гильдебранд; пер. с нем. А. И. Смирнова. – СПб.: Алетейя: ТО «Ступени», 1997. – 373 с.

4. Кессиди, Ф. Х. От мифа к логосу / Ф. Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1972. – 312 с.

5. Мерло-Понти, М. В защиту философии / М. Мерло-Понти; пер. с фр. И. С. Вдовиной. – М., 1996. – 247 с.

6. Ортега-и-Гассет, Хосе. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М.: Наука, 1991. – 403 с.

7. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – №8. – С. 113–123.

8. Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. – Минск: Новое знание, 2003. – 398 с.

Темы рефератов

1. Проблема начала философии и особенности философского мышления.

2. Взаимосвязь мифологии, религии и философии в истории культуры.

3. Философия и наука: исторические особенности взаимодействия.

4. Философия и идеология.

Словарь терминов

Аксиология– философское учение о ценностях.

Гносеология– теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, способности человека познавать действительность.

Культура– совокупность продуктов материальной и духовной деятельности людей, соответствующих ценностей, включая нормы поведения, а также учреждений, осуществляющих и контролирующих процесс производства, хранения и использования ценностей.

Методология: 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.

Мифология: 1) совокупность мифов; 2) наука, изучающая мифы, их происхождение и отражение в них действительности.

Онтология– философское учение о бытии.

Праксиология– область философских исследований, которая изучает закономерности, структуру деятельности, и ее эффективности, соответствие человеческим потребностям и законам природы.

Религия– форма отражения действительности в фантастических образах, представлениях и понятиях.

Философия – обобщенная теоретическая система знаний о всеобщих закономерностях природы, общества, человеческого мышления и познания;

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Ч. 1)

Часть 1. Задачи темы, план и содержание лекции

Цельюявляется изучение особенностей и специфики развития философии Древнего Востока, а также европейской философии эпохи Античности, Средневековья и Возрождения.

Задачи темы– рассмотрение основных проблем философии, осуществление историко-философской реконструкции наиболее значимых философских направлений.

План и содержание лекции

1. Философия Древнего Востока.

Античная философия.

3. Философия Средневековья и Возрождения.

Наши рекомендации