Место человека во Вселенной. Эволюция человека и природы в условиях формирования ноосферы
В античности человек понимается как микрокосм, образ космоса, как «малый мир», в котором отражён большой. Девизом софистов стал знаменитый тезис Протагора: «Человек – мера всех вещей». Если у софистов подход к человеку обосновывал его исключительность, цель и смысл человеческой жизни определялись только личными потребностями, то для Сократа, а затем для Платона человек действительно является частичкой космоса, живущей по его законам. Для Сократа наличие разума (души) не только отличает человека от всех других живых существ, но и накладывает на него ответственность за свои поступки. Душа, по Сократу, бессмертна и поэтому задачей каждого является воспитание, взращивание своей собственной души. Сделать душу совершенной может стремление к истинному знанию. «Знание есть добродетель!»- утверждает Сократ.
В средние века понимание человека определялось Христианством. Само же Христианство исходит из библейского понимания человека:
«И сотворил Бог человека по образу и подобию Своему...». При этом, природа человека понимается, как и в античности, состоящей из трех частей: тело – душа – дух. Дух и духовное, как его производное, теперь присутствуют вместо разума. В эпоху Возрождения человек начинает воспринимать себя равным Богу в моменты творчества. Для православного философского стиля характерно продолжение традиций троичного восприятия мира и человека, восходящих к Платону, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивания единства истины, красоты и добра без установления в этом триединстве, равно как в триединстве Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа каких-либо приоритетов.
Для католического философского стиля характерно рациональное восприятие мира и человека. Философы заостряют внимание на противоречии между духовным и человеческим, в конечном счёте между духовным и материальным. Кроме этого характерно восприятие человека как субъекта воли, традиция восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому.
Для протестантского философского стиля характерно выделение личностного начала в соответствии с философской традицией нового времени. Для протестантов каждый христианин имеет право толковать Библию, соответственно авторитет церкви падает. «Во что веришь, то и имеешь», – говорил основатель протестантизма М. Лютер.
Представление о человеке в Новое время.
Человек нового времени – это, в первую очередь, человек мыслящий, человек разумный. Разум – превалирует в самоопределении человека , разум является стеною между человеком и животным миром. "Cogito, ergo sum", – Я мыслю, значит существую, – восклицает Декарт. То, что человек и природа взаимосвязаны – это самоочевидно. Но процесс взаимодействия с природой связан с её восприятием человеком. Русский философ Лосев А.Ф. предложил три модели взаимодействия человека и природы: мифологическую, научно-технологическую и философско-гуманистическую. Исторически вначале человек ощущает господство природы и природных сил над собой (мифологическая модель), затем наступает время власти человека над природой (научно-техническая модель), и в конечном итоге люди должны прийти к гармонии, диалогу природы и человека.[1]
Для мифологической модели характерно наличие мифологического сознания, имеющего две установки: изначальное господство природы над человеком и персонификацию природных явлений. Взаимодействие человека с социальной и природной средой характеризуется ощущением себя как части общего космического целого, включенности в окружающий мир. Одно из основных свойств мифологического сознания - его космизм, проявляющийся в соотнесённости человека и вселенной. В контексте предложенных моделей мы рассматриваем трансформацию не только онтологического, но и гносеологического аспектов отношения "человек-природа".
30. Родовая сущность человека. Человек в системе социальных связей. Духовное содержание человеческого бытия.
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства[2], в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.[4] Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.
Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей. В эзотеризме же и многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа, эфирное тело монада , аура) с «плотным» тела.
В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесt сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.
Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное(тело) и идеальное (душа) начала. Аристотеь рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.
Человеческая душа в трудах Августина становится загадкой, тайной для самого человека.
Тело в философии Нового времени рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
Согласно многим религиозным традициям, человек есть божественное творение. В авраамических религиях приоритет отдается духовному началу:
Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи[ и социализации.