Биологическое и социальное в человеке. Известно, что понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда

Известно, что понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда выступают стержнем развития многообразных культур мира.

Понятно, что невозможно дать исчерпывающее определение природы человека, хотя и существуют различные дефиниции типа «человек: отчасти — бог, отчасти — животное, отчасти — бесконечен, отчасти — конечен».

Некоторые ученые и мыслители указывают, что приблизительный и вместе с тем довольно точный подход к пониманию природы человека дают такие «существенные свойства» человека, как разум, способность к производству орудий труда, создание социальной организации, творчество символов.

Человек по своей природе историчен, он постигает свою подлинную сущность благодаря развитию только ему присущего способа бытия, связанного с социальностью и культурой, которые лежат в основе эволюции любви и разума. Именно способности человека к любви и размышлению дают ему возможность поиска счастья в сложном и запутанном лабиринте жизни. Круг вопросов, очерчивающий пределы любви, разума и счастья, весьма значим для постижения сущностной природы человека, развивающегося в пространстве и во времени, для постижения его места во Вселенной.

По образному выражению Ламетри, человек не создан из «особой глины», отличающей его от животных. Вместе с тем некоторые биологические функции у человека имеют свою специфику.

А. Гелен выдвинул оригинальную идею, согласно которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом. Именно это и желание выжить заставили человека, по мнению ученого, активно развивать и максимально использовать свои способности, что позволило ему не только выжить, но и расселиться по всему земному шару.

Наша эпоха характеризуется ростом числа факторов, усиливающих дисбаланс между биологическим и социальным в человеке. Например, Н. А. Бердяев писал, что кризис, переживаемый человеком, связан с несоответствием душевной и физической организации человека, с современной техникой. Эти тревожные мысли русского философа стали еще более актуальными во второй половине ХХ в. Существует, в частности, реальная опасность генетических деформаций человеческого организма в связи с мощным радиационным и химическим загрязнением окружающей среды. Немало тревожных вопросов, на которые нет пока однозначных ответов, ставят успехи генной инженерии, проблемы клонирования животных, употребление в пищу трансгенных продуктов и т. д. Генетический ущерб от воздействий многих техногенных факторов ставит сегодня на повестку дня проблему выживания человечества как биологического вида.

В последние десятилетия ХХ в. значительно усилилась биологическая направленность в осмыслении проблемы человека. Это стало следствием огромных успехов биологии и появления нового научного направления – социобиологии, ориентированной на широкое изучение биологических основ социальной жизнедеятельности людей. Сторонники социобиологии пытаются согласовать данные генетики, этологии (науки о поведении животных), эволюционной биологии и т. д. с целью сформировать биологические представления о социальном поведении человека.

Социобиологи приходят к выводу, что биологическая и культурная эволюция человека носят взаимодополнительный характер. Э. Уилсон стал автором теории «генно-культурной коэволюции», согласно которой процессы органической и культурной эволюции человека происходят совместно и в этой совместной эволюции гены и культура неразрывно связаны между собой. При этом гены оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. С такой точки зрения, человек является объектом, прежде всего, биологического знания.

Однако попытки объяснить развитие и поведение человека преимущественно в рамках биологии вряд ли можно признать состоятельными. Исследования, проведенные некоторыми учеными, показывают, что лишь 15 % всех актов человеческой деятельности носят чисто биологический характер. Не отвергая многие достижения современной социобиологии, следует иметь в виду, что биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Ведь индивидуальное бытие человека протекает во взаимодействии биологической и социальной сторон. Эта дуальность (двусторонность) конкретного человеческого бытия отражается в таких философско-антропологических понятиях, как «индивид» и «личность».

Человек как индивид есть биологическое существо, имеющее определенную телесную организацию. Характеристики человека как индивида, определяются, прежде всего, его генотипом, т. е. набором генов, полученным от родителей. Эти характеристики охватывают анатомо-физиологические данные человека. Но совокупности признаков, свойств, задатков человеческого организма формируются в процессе индивидуального развития. Это развитие протекает в социальной среде. И каждый человек, начиная с раннего возраста, вырастает, формируется не просто как биологическое существо, но как существо биосоциальное.

Человек как личность есть результат социализации индивида в процессе онтогенеза. Другими словами, человек не рождается личностью; он ею становится в ходе своего индивидуального развития, происходящего в обществе. Поэтому новорожденный ребенок – это еще не личность. Таким образом, вне социальных условий одна только биологическая основа еще не делает человека личностью. Человек обретает личностные качества, приобщаясь к социальному опыту и ценностным ориентациям общества, в котором он живет, т. е. в процессе социализации.

Биологические качества индивида, о которых говорилось выше, – наиболее стабильная сторона в человеке, которая остается неизменной в норме и в патологии, в условиях психического здоровья и в состоянии душевной болезни. Личностные же качества во многом зависят от функционирования человеческого сознания.

В процессе социализации человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т. д. Все эти роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т. п., в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена. В этой структуре человека выделяют ряд уровней.

Первый уровень Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело ̶ очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я. Об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии. Не здесь ли кроется причина неуравновешенности, а то и подростковой агрессивности?

Второй уровень Я – это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Этот уровень Я формируется в процессе социализации. Все социальные роли, которые человек исполняет в своей жизни, с которыми он себя так или иначе соотносит, как бы аккумулируются в нем, составляя костяк социально-ролевого Я. Соответственно, ожидания от других тех или иных ролевых проявлений, собственные представления о том, каким образом реализуются в деятельности исполняемые роли, иерархия ролей, находятся в прямой зависимости от этого уровня.

Третий уровень Я – психологическое Я. Он включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «Какой я?»

Четвертый уровень Я — это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятый уровень Я — это самоотношение или смыслополагающее Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Следует различать самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то собственными реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономность, независимость от внешних оценок. Этот уровень зачастую называют духовным Я.

На важность представления человека о собственном Я указывал еще И. Кант, котроый писал: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о собственном Я, бесклнечно возвышают его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность»[10].

Духовные ценности — это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Природа духовных ценностей исследуется в аксиологии, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются внешними, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. В истории человечества можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности.

Понятие личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют представление о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти измерения человека позволяют правильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.

Наши рекомендации