И сложноорганизованная система
1. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
2. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Сельскохозяйственное производство и его роль в жизни белорусского общества.
3. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство.
4. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества.
Темы рефератов и докладов
1. Теоретические модели общества: сравнительный анализ.
2. Факторы этногенеза и исторического развития в работе Л.Н. Гу-милева «Этногенез и биосфера Земли».
3. Культуроцентристская программа обществознания в ее историческом развитии (И. Кант, Г. Гегель, В. Дильтей, П. Сорокин).
4. Марксистская философия экономики: диалектика производитель-
ных сил и производственных отношений.
5. Мораль и право в политике и государственном управлении.
6. Социально-философская основа идеологий либерализма, консерватизма, коммунизма в их исторической и современной формах.
7. Духовная жизнь белорусского села на современном этапе: традиции и новации.
8. Человек в мире товарно-денежных отношений.
9. Социальная справедливость как правовая ценность.
10. Идеология и утопия (К. Мангейм, П. Рикёр).
Контрольные вопросы и задания
1. Как понимать мысль о том, что социальная философия занимается изучением всеобщего применительно к общественной жизни?
2. Прочтите приведенные ниже высказывания:
а) «Народы жарких климатов робки как старики; народы холодных климатов отважны как юноши» (Ш. Монтескье);
б) «В Индии рабство, низкое вечное рабство было естественным состоянием значительного большинства народа: на это состояние он был обречен физическими законами, решительно не допускавшими сопротивления» (Г. Бокль).
Какая философская концепция нашла отражение в них? В чем ее несостоятельность?
3. Последователи психологического учения З.Фрейда считают, что общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек – результат биологической эволюции. В чем ошибочность этих рассуждений?
4. Почему существует многообразие форм общественного сознания?
5. Какова исходная установка теории символического интеракционизма? Насколько адекватно данная концепция раскрывает специфику общества как системы?
6. Что представляет собой политика как общественное явление?
7. Воспроизведите формулировку принципа макиавеллизма. Считаете ли вы оправданным его применение в современной политике?
8. Каким образом происходит формирование сознания и самосознания общества и личности?
9. В настоящее время в развитых странах мира наблюдается кризис доверия к традиционным политическим институтам. Чем это можно объяснить?
10. Какие гражданско-политические права гарантирует Конституция Республики Беларусь?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Прокомментируйте высказывание Э. Реклю «…Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».
2. Что первично в развитии общества: уровень материального производства или уровень духовной культуры? Какова зависимость между ними на различных исторических этапах?
3. Н. Бердяев вслед за Вл. Соловьевым «ложь социализма» видел не в том, что он так много требует от масс в экономическом отношении, а в том, что он так мало требует для них в духовном плане («счастливое небытие»). Прокомментируйте данную позицию, приведите аргументы «за» и «против».
4. Отвечая на вопрос о том, почему материальное производство является основой общественной жизни, студент сказал: «Наша цивилизация с самого начала была поставлена в такие условия, при которых без постороннего труда она не могла бы выжить; если бы на Земле были другие условия, если бы природа в изобилии давала человеку все необходимые для существования вещества, как, например, она дает кислород для дыхания, тогда материальное производство не стало бы основой жизни общества».
Согласны ли вы с таким объяснением?
5. Развитие информационных технологий и их применение в политическом процессе ведет к тому, что реальная политика становится все более виртуальной (искусно сделанной картинкой), а участие в политике превращается в ее имитацию. Предложите способы защиты от манипулирования политическим сознанием и поведением людей.
Глоссарий
Авторитаризм – политический режим личной власти.
Государство – это организация суверенной власти, распространяющаяся на всё население данной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, обладающей законным правом применения принуждения.
Гражданское общество – совокупность общественных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
Демократия – тип политического режима и общественный идеал, основанный на признании народа источником власти при обеспечении прав и свобод человека как гражданина.
Духовная сфера жизни общества – сфера производства и потребления духовных ценностей; формами духовного производства являются религия, искусство, наука, философия и т.п.
Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям.
Классы (по В.И. Ленину) – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Менталитет – совокупность осознаваемых и неосознаваемых, рациональных и внерациональных представлений человека и общностей людей о мире и своем месте в нем, определяющих особенности их мышления; своего рода «общий фон» индивидуальных и групповых мыслительных стереотипов.
Общественное бытие – материальная жизнь общества, включающая в себя процесс производства и те материальные отношения, которые складываются в ходе этого производства.
Общество (в широком смысле слова) –это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, которая реализуется в функционировании социальных институтов, организаций, общностей и групп.
Политика – этодеятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и функционирования государственной власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.