Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Ни передышки им ни ночью, ни днем от труда и от горя

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им

Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.

Зевс поколенье людей говорящих погубит и это

После того как на свет они станут рождаться седыми.

Однако пессимизм Гесиода не беспросветен. Он выражает желание родиться не только раньше, в золотом веке, но и позднее, после гибели железного поколения.

Орфизм. Орфизм - древнегреческое религиозное движение, возникшее ориентировочно в VI в. до н.э. в результате реформы культа Диониса. Идеологической основой являлись древние гимны, эпические поэмы и философские сочинения, приписываемые Орфею. К числу таких текстов относят «Рапсодическую теогонию», «Орфическую теогонию» и «Орфические гимны». В основе данного религиозного движения лежал культ Диониса - Загрея. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств, поэтому об орфизме мы знаем лишь понаслышке.

• Космогония. Уже сами древние расходились между собой в вопросе о том, что же орфики принимали за начало мира. Одни называли Ночь - Нюкту, другие - Воду, третьи - слитность Земли, Неба и Моря, четвертые - Время. Наиболее вероятно, что орфики принимали за исходное состояние мироздания Воду. Как это, так и другие возможные первоначала орфиков в значительной мере демифологизированы и дезантропоморфизированы.

Как и у Гесиода, у орфиков космогонические ступени перемежаются с теогони-ческими. В космотеогонии орфиков можно насчитать 12 ступепей. Это: 1) Первовода;

2) Дракон Геракл (Хронос) с головами быка и льва и божественным ликом между ними; 3) Эфир, Эреб (Мрак) и Хаос; 4) "Серебряное Яйцо"; 5) двуполый бог Фанес; 6) богиня Нюкта; 7) боги Уран, Гея и Понт; 8) Киклопы, гекатонхейры и титаны, в числе последних Крон и Рея; 9) Зевс; 10) Кора-Персефона; 11) Дионис - сын Зевса; 12) человек.

• Антропогония. С антропогонией орфиков связаны четыре последних ступени их космотеогонии. На девятой ступени Зевс вступает в связь со своей матерью Реей, а затем со своей дочерью от своей матери. Эту дочь зовут Кopa, она же Персефона. Кора-Персефона рождает Диониса-Загрея, который должен был наследовать царство Зевса. Подстрекаемые ревнивой женой Зевса Герой титаны пожирают Диониса-Загрея (Загрей - эпитет Диониса «первого» как сына Зевса и Персефоны). Зевс испепеляет молниями титанов. Афина приносит Зевсу подобранное ею сердце Диониса, которое титаны не успели пожрать. Поглотив сердце своего сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы. Это второй Дионис. Из титанодионисийского пепла Зевс творит человека. Таким образом, человек двойствен. В нем два начала: низшее, телесное, титаническое, и высшее, духовное, дионисийское.

Весьма своебразны взгляды орфиков на человеческую жизнь. Если у Гомера земная жизнь предпочтительнее загробной, то у орфиков наоборот. Жизнь - страдание. Душа в теле неполноценна. Тело - гробница и темница души. Цель жизни - освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа обречена переселяться из тела в тело - так называемый метемпсихоз(реинкарнация). Метемпсихоз - переселение души после смерти одного живого тела в другое живое тело. Такими телами могут быть тела не только людей, но животных и даже насекомых и растений.

«Вот почему по кругу времен душа человека

Поочередно в животных вселяется иногде в разных:

То родится конем, то [родится] овцой, а то птицею с виду ужасной,

А иногда и с собачьим телом, и с голосом низким,

Хладных породою змей ползет по земле она дивной.

Избавлению от проклятия бесконечных возрождений служили очистительные обряды орфиков, сам их образ жизни в общине. Орфики не убивали живых существ. Они были вегетарианцами. Освободившись от колеса перерождений, метемпсихоза, душа благочестивого орфика достигает «острова блаженных», где она живет беззаботно и счастливо, не испытывая ни физических, ни душевных мук.

Помимо указанного выше орфического мифа о происхождении человека, есть косвенные свидетельства, что миф об андрогинах, в художественной форме изложенный в диалоге Платона «Пир», также относится к орфической традиции. Согласно этому мифу предки людей, имевшие по два лица, четыре руки, четыре ноги, пару половых органов, были трёх родов: мужчины, женщины и андрогины, обладавшие признаками обоих полов. Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, попытавшись совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов. «И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда-то гигантов, - тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было». Зевс наказал этих перволюдей за их гордость, разрубив каждого вдоль, повернув лица и половые органы в сторону разреза. И вот теперь люди ищут утраченную половинку, и, когда эти половинки находят каждая свою, возникает эрос - любовь. Но потомство рождается только от разнополых половинок (потомков андрогинов).

Наши рекомендации