Занятие 10. Философия религии французских просветителей ХVIII в
Проблема происхождения политеизма и монотеизма в философии французских просветителей.
Механизм формирования идеи Бога по П.Гольбаху.
Ø люди олицетворили энергию, активный принцип природы, мысленно отделили его от реальности, снабдив при этом либо мнимыми, либо заимствованными у себя самих качествами.
Ø Приписав разум и волю фетишам, люди исказили истинный облик природы, а затем присвоили моральные атрибуты вымышленным духам, усилив мистификацию реальности. «Бог есть лишь олицетворение абстрактных качеств, воплощенная модификация нашего существа, называемая разумом»
Ø Религия, по Гольбаху, возникает в форме фетишизма и эволюционирует к политеизму, а затем к монотеизму.
- Сначала обожествляются стихии, материальные и грубые предметы
- затем люди начинают поклоняться существам, управляющим стихиями, – гениям, героям.
- Размышляя дальше, люди «упростили систему», подчинив природу единому Богу, верховному Разуму, Духу, Мировой Душе.
Следовательно, религия имеет преходящий характер; вера в сверхъестественное все больше спиритуализируется, хотя элементы первобытных религий так или иначе сохраняются в современных религиях. К примеру, в основе религиозного учения о душе лежат первобытные представления.
v Дикарь привыкает к тому, что делает ему добро и затем начинает оказывать ему благодеяния.
v Происхождение национальный религий – дикие племена, состоящие из разбросанных семейств объединяются по зову пророков, делающих им богов. Пророки – лица, превосходство которых было признано народами, установили национальные божества
v Чтобы закрепить всё это в умах людей, пришлось ориентироваться на воображение
Ø Мифология – дочь физики, украшенная поэзией.
Ø Темная масса не шла дальше символа, а мудрецы обоготворяли целое. А таинственные тон изначально был нужен, чтобы скрыть собственное незнание.
Ø Постоянно мудрствуя, мудрецы составили представления о неком абстрактном существе – двигателе природы, дав ему имя бога.
Ø Люди заимствовали все идеи из самих себя: их душа и образ мировой души. А то, что соответствовало потребностям людей, было названо порядком природы
Ø Теологи – антропоморфисты, видящие в человеке единственную модель божества (тоже относится и к теологии)
Ø Бог – обозначение природы
Ø Бог – душа вселенной => единобожие
Ø Даже когда возникло единобожие, люди считали, что верховное существо переложило свои обязанности на подчиненные силы => многобожие
2. Гольбах о сущности и причинах мифологии, о различиях между древней мифологией и теологией. Антропологические и социальные факторы образования религиозных идей. Особенности влияния религии на политику, на психологию и поведение людей.
Ø Человек от рождения наделен лишь способностью испытывать более или менее сильные ощущения в соответствии со своей организацией.
Ø Определение религии
Религия – это предрассудок, который переходит от отцов к детям
Религия – система поведения, созданная невежественным воображением, чтобы снискать благоволение неизвестных сил, которым как полагали, подчинена природа.
Ø Причины религии:
1) самосохранение
2) потребности
3) существование зла
4) бедствия, непогода, неурожай, болезни, несчастные случаи
Люди мало думают о божестве в моменты благополучия
5) тревоги и страх: «Боги народов были порождены среди тревог»
6) непонятые вещи в природе (сверхъестественными человек называет причины, природу которых он не знает, не понимает). Лишь незнание естественных причин и сил природы породило богов.
Человек, не умея познавать причины явлений, переносит на них свои качества. Человек любит и боится воздействующую на него предметы. Затем он начинает призывать их – образование богов-хранителей
Дикарь обожествляет предметы под влиянием своего невежества и лени ума.
Когда он разочаровывается в богах-хранителях, которых он может осязать – камень, палка, Он предполагает, что эти предметы приводятся в действие невидимыми существами.
Словом «Бог» люди обозначают наиболее скрытую, дальнюю, неизвестную причину явлений.
Люди не поняли, что всё, что происходит в природе действует по необходимости и по неизмененным законам, поэтому назвали добро милостью, а зло – гневом богов.
7) катастрофы – физические явления,
8) обман
Ø Жречество: т.к. старики обладали большим опытом, то на них возлагалась миссия примирения с божеством – возникают церемонии и формулы – культ, доктрина.
Ø Просвещенный человек перестает быть суеверным.
Ø Разумный эгоизм – человек счастлив только тогда, когда рядом с ним счастливы другие люди.
Ø Природа и ее стихии – первые божества людей
Ø Каждый индивид создает себе отдельного бога из предмета. Религия возникла как объяснение природных явлений.
Ø Религия - одна из самых могущественных сил политики. Если религиозные предрассудки негативно влияют на благополучие общества, их нужно искоренять.