Психологические взгляды французских просветителей

Просвещение. В XVIII в. в Западной Европе происходило дальнейшее промышленное развитие. Индустриальная революция превратила Англию в могущественную державу. Глубокие политические и экономические перемены происходили во Франции и в Германии. Расширяется движение, названное Просвещением.

Мыслители, представлявшие это движение, считали главной причиной всех человеческих бед невежество и требовали вернуться к естественной, неиспорченной цивилизацией природе человека. Предполагалось, что, следуя этим путем, удастся избавиться от социальных бедствий и прийти к справедливому миру.

Ассоцианизм Д.Гартли. Д.Гартли (1705 – 1757) является основателем ассоциативной психологии. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона.

Гартли выделяет в структуре психики две подструктуры, - два круга, - большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является, фактически, рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Внешние воздействия, согласно Гартли, вызывают вибрацию органов чувств, что вызывает в свою очередь вибрацию соответствующих частей головного мозга, которые стимулируют работу определенных мышц, вызывая их движение.

Если большой круг регулирует поведение, то малый круг психики, расположенный в белом веществе мозга, является основой душевной жизни, основой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Эти вибрации создают основу представлений, памяти и чувств.

Гартли полагал, что в основе психических процессов лежат ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом, Гартли объяснял самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словами, а в основе воли – ассоциация слова и движения.

Считая, что психика складывается при жизни человека, Гартли говорил, что возможности воспитания поистине безграничны. Будущее ребенка зависит от того, какой материал для ассоциаций ему поставят окружающие. Гартли был одним из первых философов, который заговорил о необходимости для педагогов использовать знание законов психической жизни в своих обучающих системах. При этом он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, будет более стойким, а отрицательное чувство будет способствовать забыванию рефлекса. Таким образом, возможно формирование социально одобряемых форм поведения, возможно формирование идеально нравственного человека Т.обр., Теория идеального человека возникла еще в XVIII в. и была связана с механистическим пониманием его психической жизни.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии. Отметим, что ассоцианизм просуществует почти два столетия и послужит дальнейшему развитию психологии. Большое значение будут иметь и догадки Гартли о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и управление этим процессом окажутся сходными с подходами рефлексологов и бихевиористов, разработанным в XX в.

Солипсизм Дж. Беркли и Д.Юма. По-иному истолковали принцип ассоциации два других английских мыслителя – Джордж Беркли и Дэвид Юм. В качестве первичного они рассматривали не физическую реальность или жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Согласно Беркли, опыт - это непосредственно испытываемые субъектом ощущения. Физика предполагает, что пространство дано объективно, но для человека оно – продукт взаимодействия ощущений. Этот комплекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания, но, считает Беркли, доказать это невозможно.

Это положение приводит мыслителя на позицию солипсизма – отрицания любого бытия, кроме собственного сознания.

Английский мыслитель Д.Юм занимал иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от человеческого сознания, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей.

Учение о причинности, по мнению Юма, - не более чем продукт веры в неизбежность определенной последовательности событий. На самом деле это ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект – всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.

Мнение Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представлений о душе как об особой сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены. Согласно Юму, душа есть нечто вроде театральных подмостков, где разыгрываются связанные между собой сцены.

Эта позиция английского мыслителя изменила взгляды на природу и функции души его современников и ученых последующих поколений. Ее развивали философы-позитивисты и психологи, анализировавшие элементы субъективного опыта как особые, ни из чего не выводимые психические реалии.

Психологические взгляды французских просветителей. Принципиально иную позицию по вопросу познаваемости человеческой природы и мира в целом занимали французские мыслители. Они объединились вокруг 35-томной “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел” (1751 – 1780), который освещал новейшие достижения человеческого знания. Поэтому их принято называть энциклопедистами.

Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780).

Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности.

Предположим, говорил Кондильяк, что существует человек, который поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать (“статуя”). Стоит ему получить извне первое ощущение, как это дает толчок разнообразным психическим процессам. Смена ощущений дает то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание, сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу и т.д.

Врач Жюльен Ламетри (1709 – 1751) предложил модель “человека – машины”. Согласно этой модели, психические способности человеческого организма являются продуктом его машиноподобных действий. Поэтому наделять организм человека душой так же бессмысленно, как искать ее в действиях машины.

В человек французские мыслители видели венец природы; в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его природную сущность, а на противоестественные внешние обстоятельства. Существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа.

Теория “природного человека” возобновила дискуссию о соотношении между природными склонностями индивида и воспитанием. Главное положение французских материалистов состояло в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Соответственно обязанности по усовершенствованию общества возлагались на воспитателей и просвещенных законодателей. Последовательное обоснование этой идеи содержалось в работах Жана-Жака Руссо (1712 - 1778).

Руссо утверждал, что человек от природы добр, но его испортила цивилизация. Для того чтобы воспитать “совершенного” человека и гражданина, считал Руссо, необходимо следовать естественному ходу развития самого ребенка.

Существуют не только индивидуальные, но и общие для всех детей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе. Исходя из этого, Руссо создал первую развернутую периодизацию развития. Однако его критерии периодизации опирались не на реальные факты, а на собственные теоретические взгляды и были чисто умозрительными.

Первый период – от рождения до двух лет – согласно Руссо, надо посвятить физическому развитию ребенка. Он считал, что в это время у детей еще не развивается речь, и был противником ее раннего развития.

Второй период – с двух до двенадцати лет – необходимо посвятить развитию ощущений. Руссо считал, что развитие ощущений является основой развития мышления, поэтому систематическое обучение должно начинаться только после двенадцати лет – “когда закончится сон разума”.

Целенаправленное обучение следует осуществлять с двенадцати до пятнадцати лет, когда ребенок может воспринять и усвоить предлагаемые знания. Эти знания должны быть связаны лишь с точными и естественными науками, а не с гуманитарными, поскольку моральное развитие происходит у ребенка позже.

В четвертом периоде – от пятнадцати лет до совершеннолетия – происходит развитие чувств у детей в результате накопления определенного жизненного опыта. Это время Руссо называл “периодом бурь и страстей” и считал, что в этот период необходимо выработать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

В теориях французских энциклопедистов разрабатывалась проблема соотношения в человеческой природе биологического и социального. Влияние среды и наследственности на развитие ребенка впервые было рассмотрено в трудах Клода Адриана Гельвеция (1715 – 1771) и Дени Дидро (1713 – 1784).

Гельвеций пришел к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Это положение было связано с его концепцией всеобщего равенства людей, индивидуальные различия которых являются лишь результатом разного социального положения и воспитания. Этот подход приводит к абсолютизации воспитания, когда человек рассматривается исключительно как продукт воздействия среды.

Дидро рассматривал индивидуальные различия между людьми с точки позиции историзма. С этой точки зрения, воспитание и случай – лишь условия становления человека, их эффект зависит от возможностей “человеческой машины”. Эта машина, согласно Дидро, есть продукт естественной истории.

Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом и философом Пьером-Жаном Кабанисом (1757 - 1808). Ему принадлежит формула, согласно которой мышление – функция мозга. Понятие о функции, выработанное физиологией применительно к различным органам тела, распространялось, таким образом, и на работу головного мозга.

Впоследствии формула Кабаниса была использована для вульгаризации материалистической философии ее противниками. Кабанису приписали мнение, будто мозг выделяет мысль, подобно тому, как печень – желчь, а почки – мочу. На самом деле, говоря о сознании как функции головного мозга, Кабанис имел в виду совершенно иное. К внешним продуктам мозговой деятельности он относил выражение мысли словами и жестами; за самой же мыслью, подчеркивал он, скрыт неизвестный нервный процесс.

Таким образом, в эпоху Просвещения получили дальнейшее развитие основные линии объяснения психического: материалистическая и идеалистическая. Были предложены различные подходы к пониманию природы человека и его души, а также разработаны модели организации человеческой психики, получившие дальнейшее развитие в будущем.

Наши рекомендации