Методологическая функция

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состояниивыступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

22. Основные концепции взаимосвязи философии и науки: натурфилософская и позитивистская

Проблемное поле философии науки зависит от понимания сущности науки, ее общей структуры и ее содержания, а также оно зависит от понимания предмета философии, специфики философского знания.

Философия является более общей когнитивной наукой по сравнению с частными, но присущий философии плюрализм порождает плюрализм философской интерпретации науки.

Исторически первой является натурфилософская (метафизическая) концепция.

Суть этой позиции можно выразить формулой: философия – это наука наук.

В этот период:

1. подчеркивается приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с частными науками,

2. подчеркивается руководящая роль философии по отношению к частным наукам,

3. самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и существенная зависимость частных наук от философии.

Гносеологические основания натурфилософской концепции:

1. Философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании;

2. Философия стремится к достижению истинного и доказательного характера своих достижений;

3. Так как мир целостен, а целостность всегда определяет свои части, поскольку истина философии выше истины частных наук;

4. Частные науки изучают только отдельные фрагменты мира, поэтому их истины не имеют всеобщего характера;

5. Источником философских истин является самопознающее мышление, а источником частных наук является эмпирический опыт и последующая его обработка с помощью мышления.

Таким образом, истины философии выше истины частных наук, частные науки своими методами не способны достичь истинного, а тем более, всеобщего знания. Единственный способ добиться этого – это приобщение к философским истинам и логическое выведение из последних.

В целом натурфилософская концепция сыграла позитивную роль в развитии частных наук, кроме того, философия всегда поддерживала, защищала и развивала культуру рационального мышления, в рамках которого только и могли развиваться частные науки. Даже в средние века, когда роль арбитра взяла на себя религия сохранялась охранительная и эвристическая роль философии по отношению к науке.

Иррациональность религии и рациональность науки были несовместимы по существу, а философия и наука имели своим основанием общий источник – разум.

Философия как бы смягчала остроту между наукой и религией, но только философия Аристотеля была объявлена истинной философией, которая оказалась в амбивалентном (т.е. двойственном) положении к науке: с одной стороны философия Аристотеля оправдывала и защищала науку, а с другой стороны – тормозила ее развитие. Галилей, Бекон и Декарт критиковали философию Аристотеля.

Второй этап эволюции натурфилософской концепции охватывает Новое время – средина 19 века. В это время происходит стремительное развитие частных наук, которые все в большей мере начинают определяться ее внутренними потребностями и закономерностями. Признавая еще необходимость опоры на некие философские идеи, наука все в большей мере осознавала свою самостоятельность и независимость от философии. Это нашло отражение в высказывании И. Ньютона: «Физика, берегись метафизики». Проблема соотношения философии и науки стала одной из ведущих тем в философии 17-18 веков.

Наибольший вклад в трансформацию натурфилософской концепции внесли Кант и Георг Гегель. Кант путем разведения предметов философии и науки, а Гегель путем определения и разведения их методов. Кант говорил: «Я совершил Коперниковский переворот в философии». Кант вывел за пределы философии среду онтологии, область объективного рационального знания, оставив ее исключительно за наукой. По Канту предмет философии – это сознание, гносеология и этика.

Сохраняя верность натурфилософской концепции, Кант ставит гносеологию выше онтологии. Наука по Канту не выводила из философии, но через гносеологию уже определяется ею.

Гегель попытался спасти натурфилософскую концепцию наук путем разработки 2 различных методов познания: диалектического и метафизического.

Только диалектический метод способен привести к истинному постижению реальности построить истинную философию природы.

Чатнонаучный тип познания – метафизический.

Поскольку частные науки абстрагируются от идей развития, основываются на эмпирическом знании, то для достижения объективной истины о природе они нуждаются в диалектическом методе.

Три закона диалектики.

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры) .

2. Закон направления развития (отрицание отрицания) . Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей.

Позитивистская концепция.

С развитием науки в сознании ученых все больше назревало назревало недовольство менторской позицией философии и стремление освободиться от ее опеки.

В 30е г. 19 в. это умонастроение было оформлено в позитивистской концепции соотношения философии и науки.

Сущность позитивистской концепции была сформулирована Контом: наука – сама себе философия. Эта формула означала, что историческая миссия философии закончилась. Для частной науки единственной надежной основой должно быть их соответствие с данными опыта.

История показала, что позитивистская концепция хотя и отражает научную практику, в целом является ложной. Большинство создателей новых научных концепций сознательно использовали философию при выдвижении и обосновании новых исследовательских программ.

Оказалось, что опыт не дает возможность сделать окончательный вывод в пользу той или иной научной гипотезы.

Позитивистская концепция возникает стихийно в умах ученых.

В современной науке 97% занимают эмпирические прикладные исследования, успех в которых не связан с профессиональным знанием философии. Можно уверенно сказать, что без тех 3% ученых теоретиков, которые , как показывает опыт развития науки используют когнетивные возможности философии, испытывают новые теории.

Позитивисты считают вредным для развития науки контакт не с любой философией, а только со старой, умозрительной философией. Многие верили в развитие научной философии, если та не будет отличаться от частных наук по методу и предметам.

В ходе развития позитивизма на роль новой научной философии выдвигались:

1. Общая методология науки как результат обобщения и систематизации частных наук;

2. Логика науки как учение о методах открытия и доказательства истин

3. Общая картина мира, полученная путем обобщения и систематизации наук о природе

4. Психология научного творчества

5. Всеобщая теория организации

6. Логический анализ языка науки

7. Теория развития наук.

8. Теория, техника и методология лингвистического анализа

Однако, все попытки построить различные виды научной философии оказались несостоятельными, каждая из них опералась на метофизические идеи, которые отвергали. Все они были малоэффективны с точки зрения возможности их практического применения.

Наши рекомендации